Поиск по сайту

Возможности информационного портала районной системы образования для сопровождения программы повышения квалификации «Подготовка и сопровождение управленческих кадров образовательных учреждений»


Авторcтво: Алмазова Елена Юрьевна, заместитель директора ГБОУ ИМЦ Выборгского района; Фридман Галина Ильинична, методист ГБОУ ИМЦ Выборгского района; Школа Елена Олеговна, к.п.н., директор ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


Образовательные сервисы, используемые в процессе повышения квалификации, являются частью системы образовательной деятельности Информационно-методического центра. Функционально образовательные сервисы направлены на обслуживание интеллектуальных запросов всех участников образовательной системы и в целом на обеспечение развития деятельности (подготовку кадров, формирование сообществ активных сторонников и потенциальных участников инновационных или производственных проектов). В соответствии с современными требованиями к повышению квалификации Информационно-методическим центром Выборгского района пересмотрены методы, используемые при организации повышения квалификации с учётом возможностей современных компьютерных и телекоммуникационных систем. В районном образовательном пространстве фактически повышение квалификации руководителей образовательных учреждений носит внутрифирменный функционально-ориентированный характер, имея возможность оперативно реагировать на запросы всей районной образовательной системы и профессиональные запросы педагогов и руководителей. Система непрерывного образования представляет собой совокупность образовательных программ и информационно-коммуникационных сетей, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех элементов, совместно решающих задачи образовательной и профессиональной подготовки каждого слушателя (обучающегося) с учётом актуальных и перспективных потребностей, удовлетворяющих стремление обучающихся к саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни. Применение Web-технологий позволяет обеспечить централизацию данных и доступ к информации с любых рабочих мест, подключённых к сети. Такой подход позволяет упростить, сделать более доступным процесс сопровождения образовательных программ и организовать эффективное использование системы. Построение системы основано на ряде принципов: в первую очередь, это маркетинг образовательных услуг, направленный на формирование адекватности предлагаемого обучения. Функционирование системы поддерживается этапами создания контента, коммуникации, навигации по учебным материалам и возможностью проверки собственных знаний и самоанализа. Информационный портал (http://sisobraz.shko.la/home) рассматривается как образовательный сервис, направленный на повышение динамизма и устойчивости системы образования. Содержание материалов и технологий обусловлено дифференциацией интересов, производственных задач и возможностей участников образовательного процесса. Возможность и кооперация образовательных сервисов представлена в логике изменения модели образовательной деятельности Информационно-методического центра. В основе этой логики – последовательное развёртывание индивидуальных образовательных проектов, переход от одномерной линейной модели реализации повышения квалификации (преподаватель-группа слушателей в аудитории) к 2-Д интерактивной модели, а в перспективе к 3-Д социально-ориентированному подходу. Информационно-методический центр Выборгского района представляет гибкую организационно-дидактическую компетентностную образовательную модель реализации образовательной программы «Подготовка и сопровождение управленческих кадров образовательных учреждений» (http://sisobraz.shko.la/imc/povysenie-kvalifikacii/kursy-gbou-imc), основанную на концепции деятельностного подхода, учитывающую адаптацию специалистов к потребностям системы образования, рынка труда, а также создающую условия для успешной самореализации личности. Это система образовательных сервисов, включающая в себя материалы, сопровождающие образовательные модули программы через дистанционное обучение, реализуемое в формате кейс-технологий, через работу с электронным научно-практическим журналом «Ресурсы, обзоры и новости образования» (далее «РОНО» (http://www.erono.ru/ ), через сопровождение при прохождении по индивидуальному образовательному маршруту в формате коучинга, чрезвычайно востребованного при подготовке к прохождению стандартных процедур оценки качества деятельности ОУ. Кроме того, слушатели могут воспользоваться материалами разрабатываемого портала «Информатизатор» (http://sites.google.com/site/informatizator/home). Программа повышения квалификации «Подготовка и сопровождение управленческих кадров» построена по модульному принципу, что позволяет слушателям сформировать свой индивидуальный образовательный маршрут. Цель программы – формирование и развитие у руководящих работников профессиональной компетентности в области управления образовательной организацией, методологической культуры, умения мыслить концептуально, моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты образовательной деятельности. Программа включает в себя 4 вариативных модуля, обучение по которым осуществляется с использованием материалов, расположенных на кейс-портале образовательной системы Выборгского района: «Нормативное и финансовое регулирование современного образовательного учреждения», «Подготовка и обучение резерва управленческих кадров для образовательных учреждений», «Обеспечение стандартных процедур оценки качества деятельности в системе образования», «Перспективы развития системы образования». Причём, слушателям предоставляется возможность выбора формы обучения: они могут выбрать очную форму обучения, при которой материалы кейса, рекомендуемую литературу и ссылки на электронные материалы, расположенные в сети Интернет, для самостоятельной работы по образовательной программе. За прошедшие два года по данной программе прошли обучение 13 руководителей первого уровня и 28 руководителей второго уровня: из них 25 через очную систему, 16 через очно-заочную систему (при обучении заочно слушателям предоставляется возможность получения консультации через Skype, или в чате портала (http://partnerpage.google.com/shko.la#restore), или на тренингах, осуществляемых методистом-коучем, сопровождающим программу. Необходимо отметить, что формат тренингов становится всё более востребован руководителями всех уровней. Специфика реализации данной Программы в использовании материалов электронного журнала «РОНО». Материалы, опубликованные в журнале, используются преподавателями курсов повышения квалификации в рамках очных и заочных форм обучения на всех этапах и при всех моделях реализации образовательных модулей, составляющих Программу. Работа с данным ресурсом позволяет педагогическому работнику (руководителю) совершенствовать профессиональные навыки и знания, ориентируясь на материалы, опубликованные в журнале. «РОНО» - это образовательный сервис, представляющий собой хранилище электронных материалов, которые могут быть использованы как в учебном процессе, в процессе профессиональной деятельности, так и при самообразовании. Как образовательный сервис журнал «РОНО» способствует профессиональному развитию педагогических работников при подготовке материалов к публикации в данном журнале. Методист, сопровождающий работу журнала, осуществляет очные и заочные консультации, что способствует формированию и совершенствованию компетентности педагогов. Кроме того, возможность публикации в данном журнале важна и при подготовке к прохождению процедуры аттестации педагогическими работниками образовательных учреждений не только Выборгского района (востребованность данного сервиса подтверждают данные о количестве публикаций в журнале за последние три года). Так, публикация статей от 159 в 2010-2011 учебном году возросла до 276 в 2011-2012 учебном году и достигла 331 в 2012-2013 учебном году. Публикация обзоров от 51 в 2010-2011 учебном году возросла до 66 в 2011-2012 учебном году и достигла 85 в 2012-2013 учебном году. Публикация новостей от 67 в 2010-2011 учебном году возросла до 116 в 2011-2012 учебном году и достигла 137 в 2012-2013 учебном году. Таким образом, структура информационного портала районной системы образования даёт возможность наполнять его элементами, которые выполняют функцию образовательных сервисов: -аггрегатора, предоставляющего в разделе «Повышение квалификации» информацию о реализуемых программах повышения квалификации, о возможностях модульной системы повышения квалификации, а в электронном журнале «РОНО» информацию о процессах, происходящих в образовательном пространстве ; -конструктора индивидуального образовательного маршрута, помогающего создать индивидуальную программу обучения, ориентированного на потребности личности и сконструированную из различных составляющих; -виртуального учреждения повышения квалификации, дистанционно, очно-заочного реализующего образовательные программы.


Список литературы

  1. Розенберг И.Н. Особенности информационного обучения специалистов // Управление образованием: теория и практика.-2013. №3-с.167-171 (режим доступа: http://partnerpage.google.com/shko.la#restore.
  2. Цветков В.Я. Особенности подготовки специалистов второго высшего образования // Дистанционное и виртуальное обучение.-2013. №3-с.50-55
  3. Кречетов И.А. Требования к разработке образовательного контента в современных условиях // Дистанционное и виртуальное обучение.-2013. №3-с.89-92
  4. Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. Единые требования к электронным образовательным ресурсам // Электронный ресурс: http:// www.eir.ru


Поделиться: