Поиск по сайту

Музыко-, библио-, сказко-, кинотерапевтические методы профилактики и коррекции эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Авторcтво: Смирнова Александра Юнировна, педагог-психолог ГБСКОУ школы №584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга


Существуют различные взгляды на природу феномена выгорания. Большинство исследователей определяют эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип профессионального поведения. С одной стороны, это позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой — отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с партнерами. В.В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как профессиональную деформацию личности, которая возникает под воздействием ряда факторов, когда требования к человеку постоянно превышают имеющиеся у него ресурсы, что нарушает состояние психофизиологического равновесия. Непрерывный или прогрессирующий дисбаланс неизбежно ведет к выгоранию, которое возникает не просто в результате стресса, но как следствие стресса неуправляемого. Основные детерминанты, обусловливающие возникновение эмоционального выгорания, включают в себя личностные и внешние социально-психологические факторы. К личностным факторам относятся выраженность акцентуаций характера, уровень саморегуляции, выраженность эмпатийных способностей у сотрудников, индивидуальные черты характера, выбор моделей преодолевающего поведения и психологических защит. Внешние социально-психологические детерминанты включают в себя социально-психологический климат в коллективе и особенности организации деятельности [8]. Изучение феномена эмоционального выгорания выявило его наличие у представителей практически всех помогающих профессий – врачи, учителя, психологи, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и другие (С.А. Бабанов, 2007; В.В. Косарев, 2009; В.Е. Орел, 2001 и другие). Несмотря на то, что к настоящему времени проведено большое количество исследований по изучению феномена эмоционального выгорания, очень многие вопросы остаются нерешенными.

Российская действительность сегодня характеризуется сложным внутренним развитием, обусловленным как наличием позитивных сдвигов, так и актуализацией факторов, приводящих к негативным изменениям в эмоционально-личностной сфере человека (Н.Е. Водопьянова, 2005; JIM. Митина, 2005 и другие). В данных условиях особую значимость получает изучение тех изменений эмоционального состояния человека, которые возникают в результате перегрузок и стрессов вследствие интенсивной работы с большим количеством людей, страдающих от самых различных личностных, физических и социальных проблем, что составляет сущность феномена «эмоционального выгорания» (Maslach, 1982 Pelman, Hartman, 1982) и является одной из разновидностей эмоционального стресса.

В нашей стране очень велико количество детей с нарушениями психического развития, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению. Вопросам обучения детей с ограниченными возможностями физического и психического здоровья в настоящее время уделяется большое внимание.

Растет число коррекционных школ и центров; а также поддержание и расширение сферы развития детей в уже имеющихся учреждениях, ориентированных на "обучение с учетом особых образовательных потребностей данного контингента детей. Исследования показывают, что у специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обнаруживаются психоэмоциональное напряжение, невротизация, эмоциональное истощение, усталость, редукция персональных достижений, при которой наблюдается тенденция к негативному оцениванию себя, признаки выраженной деперсонализации, возникает деформация отношений с другими людьми, наступают необратимые изменения в соматическом здоровье и другие негативные проявления. (P.O. Агавелян, Н.М. Назарова, А.Х. Пашина, Т.И. Янданова, В.Н. Феофанов, и дугие). Специалисты работающие с детьми со сложной структурой дефекта, это та категория профессионалов, деятельность которых связана с ежедневными стрессогенными факторами (психическими перегрузками, самоотверженной помощью, высокой ответственностью за учеников, дисбалансом между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевыми конфликтами).

Редина Т. В. в исследовании на тему «Личностные детерминанты эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья» выявила, что структура и проявления эмоционального выгорания у специалистов коррекционных школ имеют ряд особенностей, по сравнению со специалистами из общеобразовательных учреждений. Исследование различий проявлений этого состояния у сотрудников специальных и общеобразовательных учреждений не подтверждает мысль о том, что работа с детьми с тяжелыми, сочетанными нарушениями психического и физического здоровья приводит к более выраженным проявлениям эмоционального выгорания. Наоборот, у сотрудников общеобразовательных школ обнаруживаются даже более высокие показатели эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Но различия эмоционального выгорания у сотрудников специальных коррекционных и общеобразовательных школ касаются не столько его общего уровня, сколько более тонкой структуры. Так у сотрудников общеобразовательных школ показана достоверно более высокая выраженность симптомов тревоги и депрессии, деперсонализации, психосоматических и психовегетативных нарушении, а у специалистов специальных коррекционных школ - симптомы эмоциональной отстраненности [4].

Учитывая особенности проявления эмоционального выгорания, а также факторы, повышающие риск его возникновения, необходимо реализовывать систему коррекционной поддержки лицам, работающим с детьми со сложной структурой дефекта, которая должна быть направлена как на профилактику, так и на преодоление его негативных последствий.

Для этого необходимо научить педагогов распознавать признаки стресса, к которым относят физические (общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее, дрожь или нервный тик, спазмы и связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, понос, затрудненное глотание, головные боли, заикание, повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение); эмоциональные (беспокойство или повышенная возбудимость, раздражительность, гнев, агрессивность, невозможность сосредоточиться, путаница мыслей, чувство беспомощности, страх); поведенческие (суетливость; ощущение хронической нехватки времени, трудоголизм в ущерб отдыху и семейным обязательствам, чрезмерная пассивность, увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семь, потеря внимания к своему внешнему виду, увеличение числа ошибок при выполнении привычной работы, интенсивное употребление алкоголя, интенсивное употребление табака, быстрая или заторможенная речь, дрожание голоса; низкая продуктивность деятельности, уменьшение времени на общение с близкими и друзьями).

Также необходимо ознакомить педагогов и помочь им освоить приемы антистрессовой защиты (отвлечение, снижение значимости событий, активные действия, творчество, формы и способы выражение эмоций, рефрейминг) и научить применять их на практике.

Необходимо помочь педагогам освоить существующие методы саморегуляции (антистрессовое дыхание, аутогенная тренировка, релаксация, визуализация ресурсного состояния, кинезиологический комплекс упражнений). Подобрать оптимально комфортный и эффективный метод саморегуляции с их учетом индивидуально-личностных особенностей [10].

Наряду с перечисленными выше этапами и формами работы с педагогами по профилактике и коррекции эмоционального выгорания, хочется отдельно отметить и рассмотреть такие арттерапевтические методы, которые помогают наладить эффективное функционирование человека в обществе, гармонизировать его психическую жизнь: музыкотерапия, кинотерапия, библиотерапия, сказкотерапия.

Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизуют его резервные силы, обусловливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу обоснования использования мной искусства в коррекционной и профилактической работе с педагогами специальной коррекционной школы. Я в своей работе с педагогами использую музыку, как средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организм и подготовки к дальнейшей работе по коррекции их эмоционального состояния. Музыкотерапевты отмечают, что для каждого конкретного состояния человека нужно подбирать индивидуальные мелодии, но существуют и «мелодии-целители» для определенного психологического состояния. На первой встрече я использую классическую музыку.
На одном занятии лучше прослушивать не более 3-х произведений или музыкальных отрывков. Первое произведение должно вводить в занятие, формировать определенную атмосферу. Это должно быть спокойное произведение, расслабляющее.
Второе произведение несет основную нагрузку, оно должно быть динамичным напряженным, стимулирующим эмоции, ассоциации. Третье произведение должно снять напряжение или зарядить оптимизмом и энергией. Время звучания каждого произведения не более 10 минут. К успокаивающим мелодиям относятся И.С. Бах Прелюдия № 8, И.С. Бах Хор, Ф. Шопен Прелюдия № 4, Ф. Шопен Прелюдия № 13, Ф. Шопен Прелюдия № 15. К мобилизующим мелодиям относятся К. Глюк «Мелодия», Ф. Шопен Прелюдия № 17, М. Таривердиев «Мгновение», Р. Щедрин Тема «Теодор» Для поднятия настроения желательно слушать «Рондо в турецком стиле», Вольфганга Амадея Моцарта, «Хабанеру» из оперы Жоржа Бизе, «Кармен» или «Триумфальный марш» из «Аиды», Джузеппе Верди. Забыть о неприятностях и проблемах поможет «Аве Мария» Франца Шуберта и «Колыбельная» Иоганнеса Брамса. При общем астеническом состоянии помогают концерты и сонаты Антонио Вивальди, серенады Франца Шуберта, «Утро» Рихарда Штрауса, «Утреннее расположение духа» Эдварда Грига, симфонический эскиз «Море» Клода Дебюсси, «Пробуждение птиц» Оливье Мессиана. При переутомлении стоит поставить диски с записями Элвиса Пресли, Луи Армстронга или Дюка Веллингтона. При эмоциональном напряжении помогут «Пьесы» Петра Чайковского, «Мелодия» Кристофа Глюка, «Мечты» Роберта Шумана и «Грустный вальс» Яна Сибелиуса. Религиозная музыка дарит ощущение покоя и духовной просветленности, помогает побеждать или облегчает боль. Головная боль, связанная с эмоциональной перегрузкой, уменьшится при прослушивании сюиты «Маскарад» Арама Хачатуряна, «Венгерской рапсодии» Ференца Листа и «Дон Жуана» Вольфганга Амадея Моцарта. Я предлагаю в дополнение к этому общеизвестному списку использовать песни притчи актрисы, автора и исполнителя Светланы Копыловой. Эти музыкальные произведения являются уникальным сочетанием музыкотерапии и библиотерапии. В процессе своей работы мной была сделана подборка песен-притч, отражающих проблематику взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями. К ним я отнесла песни-притчи Следы на песке, Калека, Ангел - хранитель, Окно, Подруги, Притча про жизнь и смерть, Близнецы, Про кота, Когда-нибудь потом, Песня о Лицемерии, Конюх на лекции, Бесплатные Крылья. Эффект использования этих песен-притч заключается в том, что на состояние человека одновременно оказывают влияние музыка и сюжет притчи. Благодаря соприкосновению с персонажами притч педагог сопереживает им, отождествляя себя с ними, соприкасается с их внутренним миром, лучше и тоньше чувствует оттенки своего состояния, осознаёт, в какое русло перенаправить свои желания, что способствует преодолению личностной и эмоциональной отстраненности, как симптома эмоционального выгорания в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особенно имеющими сложную структуру дефекта. Для этой же цели эффективно использовать сказкотерапию. Я использую в работе с педагогами чудесные психотерапевтические сказки Ирины Константиновны Семиной из серии "Сказки Эльфики". Это позволяет работать в первую очередь с фантазией и не вызывает открытого сопротивления у педагогов, дает возможность погрузиться в сказочную атмосферу и многому научиться через сопереживание сказочным персонажами. Сказки также помогают проработать эмоциональные состояния связанные с синдромом эмоционального выгорания (упадок сил, апатия, сомнения, страхи, отсутствие душевного равновесия, проблемы самоотношения, самопознание). К сказкам этого автора отражающим проблематику взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями я отнесла следующие: «Беда», «Бредущие во тьме», «Вампиры», «Горячий стул», «Дверь», «Донор», «Забей на все», «Колечко-кольцо», «Моя полосатая жизнь», «Связник и ангел», «Сказка про треединое государство», «Танец радости», «Убить надежду».

При влиянии на эмоциональное состояние педагогов внешних факторов эмоционального выгорания, включающих в себя социально-психологический климат в коллективе и особенности организации деятельности, положительной динамики в коррекционной работе помогают добиться средства кинотерапии [9]. Кино позволяет зрителю узнать себя в героях и сюжетах фильма, своих близких, свои поступки, то есть посмотреть на свою проблему изнутри. Благодаря этому человек может посмотреть на свою проблему более позитивно и найти ее решение. Это творческий процесс самопознания, вслед за которым возникает возможность перехода к сознательной коррекции своих действий. Эта работа над собой с помощью кино и в сопровождении психолога, которая доставляет удовольствие и помогает осознать и переосмыслить себя и свои цели, потребности, психологические проблемы. Помогает развить способность к самонаблюдению и умение быть в позиции объективного наблюдения ситуации, способность к сопереживанию, способствует личностному росту, формирует позитивное мышление и способность видеть многомерность и многозначность своих мотивов и мотивов значимых людей, повышает психологическую компетентность. Формы работы разнообразны: упражнения, дискуссии, эксперименты, импровизационные постановки и другие.

Я использую в своей работе с педагогами просмотр отдельных сюжетов фильмов, отражающих педагогическую тематику или темы отношений с коллегами. А также фильмы отражающие другие проблемы, связанные с профессиональной жизнью людей (дефицит бюджета свободного времени, влияние профессиональной деятельности на семейные отношения и переживания людей, психологическая совместимость коллег, преобладающие стратегии поведения в конфликтных ситуациях, способы решения профессиональных и внутренних конфликтов, профессиональные деформации и т.д.) [1, 2]. Посмотреть весь фильм подобранный психологом с учетов конкретной проблемы я предлагаю педагогам в домашней обстановке, так как это занимает в среднем 120 минут.

Для этой работы удобно выбирать фильмы из следующего списка: «Большая перемена»; сериал «Простые истины» - весь сериал о школе и учениках с учителями; «Розыгрыш»; «Поцелуй не для прессы»; «Сирота казанская»; «Доживем до понедельника»; «Счастье - это когда тебя понимают»; «Дневник директора школы»; «Юленька»; «Подранки»; «Учитель в законе»; «Учитель пения»; «Чужие письма»; «Учитель»; «Республика Шкид»; «Первый учитель»; «Урок литературы»; «Весна на Заречной улице»; «Уроки французского»; «4:0 в пользу Танечки»; «Сельская учительница»; «Дорогая Елена Сергеевна»; «Путевка в жизнь»; «Первоклассница»; «Дом для двоих»; «Тонкая штучка»; «Шут»; «Безымянная звезда». Фильмы не о педагогах, но позволяющие проработать профессиональные проблемы: «Дьявол носит прада», «Ищите женщину».
Перечисленные арттерапевтические способы работы с педагогами можно комбинировать, дозировать в разной степени, делать подборку по проблематике. Эта форма самоанализа и работы со своим эмоциональным состоянием доступна для понимания и интересна педагогам, может быть использована при проведении индивидуальных коррекционных занятий, на групповых консультациях, групповых коррекционных занятиях, круглых столах, методических объединениях, релаксационных паузах.


Литература

1. Андрущенко Н.В. Карьера как источник психологической опасности. http://www.edinorog.boom.ru/psimaster/bornout.htm

2. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983.

3. Анохин П.К. Эмоции. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.

4. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //Психологическийжурнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-16.

5. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания. //Вестник МГУ. 1995. Серия 14. № 1. С. 54-55.

6. Богословский В.В. Межличностные отношения в структуре педагогической деятельности учителя // Психология труда и личности учителя. Сб. научных трудов ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л., 1976. С. 100113.

7. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Наука, 1996.

8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Наука, 1996.

9. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983.

10. Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. Казань: КГТУ, 1981.

11. Арт-терапия — новые горизонты /Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.

12. Редина Т. В. «Личностные детерминанты эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья»- автореферат диссертации. – Москва, 2010г.


Поделиться: