Поиск по сайту

Новые подходы к государственной аттестации по алгебре в 9 классах



Уже много лет экзамен по алгебре проводился по сборнику экзаменационных материалов, технология проведения нового экзамена – иная, она предусматривает наличие у каждого учащегося индивидуального бланка с текстом работы. В тоже время новая система открыта для ученика и учителя. В этом учебном году эту функцию выполняет «Сборник для подготовки итоговой аттестации по алгебре в 9 классе» (авторы: Л.В. Кузнецова и др.)
Подготовка к экзамену по сборникам была осложнена огромным количеством решебников к сборнику экзаменационных заданий, поэтому сложно было поводить качественную подготовку к экзаменам. Сам факт того, что с заданиями выпускник встретится только на экзамене, заставляет учеников более серьёзно относится к подготовке. Кроме того, ещё большую ответственность придаёт процедура проведения экзамена, предусматривающая присутствие учителя-организатора и члена комиссии, которые не являются учителями математики.

Если говорить о заданиях в целом, то они охватывают все основные разделы школьного курса алгебры. Большое количество и разнообразие заданий позволяет осуществить более полную проверку знаний и умений школьников.
Общая характеристика содержания и структуры работы.

Работа состоит из двух частей.
Часть 1 направлена на проверку достижения уровня базовой подготовки. Она содержит 16 заданий, предусматривающих три формы ответа: задания с выбором ответа из четырех предложенных (11 – 12 заданий), с кратким ответом (3 – 4 задания) и задания на соотнесение (0 – 1 задание).

С помощью этих заданий проверяется знание и понимание важных элементов содержания (понятий, их свойств, приемов решения задач и пр.), владение основными алгоритмами, умение применить знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применение знаний в простейших практических ситуациях. При выполнении заданий первой части учащиеся также должны продемонстрировать определенную системность знаний и широту представлений, умение переходить с одного математического языка на другой, узнавать стандартные задачи в разнообразных формулировках.

В основу структурирования первой части работы положен содержательный принцип – задания расположены группами в соответствии с разделами содержания, к которым они относятся.
Часть 2 направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня владения материалом. Она содержит 5 заданий разного уровня сложности, требующих развернутого ответа (с полной записью решения).

Все задания этой части носят комплексный характер. Они позволяют проверить владение формально-оперативным алгебраическим аппаратом, способность к интеграции знаний из различных тем школьного курса, владение исследовательскими навыками, а также умение найти и применить нестандартные приемы рассуждений. При выполнении второй части работы учащиеся должны продемонстрировать умение математически грамотно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.
Задания во второй части расположены по нарастанию сложности – относительно простой задачи до задач достаточно сложных, требующих свободного владения материалом курса и высокого уровня математического развития.
Время на выполнения первой части работы ограничено 60 минутами, после чего выпускник может закончить экзамен или продолжить его, перейдя к заданиям второй части. И как показала предэкзаменационная работа, проведённая в школе времени на выполнение первой части вполне достаточно.
Наши результаты:
9а класс
Писало 24 чел.
1 часть работы
2 часть
1 и 2 часть



На 70%- 5чел.
На 50%- 8 чел.
На 30%- 9 чел.



9б класс


Писало 20 чел.


1 часть


2 часть


1 и 2 часть



На 60%- 7 чел.
-----------------
На 50%-8 чел.



Как мы видим, результаты неутешительны. Многие учащиеся не захотели приступить к решению второй части работы, хотя задания практически все разбирали на уроках. Многих пытались не решать, а угадывать ответы. Я очень надеюсь, что низкие результаты нашей репетиции заставят задуматься будущих выпускников.
Поговорим подробнее о первой части. У ребят возникли сложности в заданиях, где было необходимо установить соответствие между объектами. Когда мы обсуждали работу, все сказали, что легче было бы построить эти графики, чем найти их уравнения и это закономерно, так как все наши программы нацелены на построение графиков. Вызвали сложность задания на понимание, ученик должен был получить всю необходимую информацию с рисунка, похожие разбирались на уроках, но видимо над ними необходимо работать, начиная с 7 класса, но аналогов в наших учебниках нет.
Во второй части работы представлены некоторые задания, которые не входят в нашу программу, их необходимо разбирать на факультативных занятиях или на элективных курсах.
Этот экзамен, несомненно, подтолкнет нас, чтобы не только давать детям необходимые знания, но и развивать их математическое мышление.

Поделиться: