Поиск по сайту

Проблемы повышения качества школьного образования: поиски и решения


Авторcтво: Салова И.Г.; Панасюк В.П.


В настоящее время идея качества стала одной из определяющих идей развития Европейского и Российского образования. Она одинаково привлекательна для всех субъектов образовательной деятельности. Качество является условием и стимулом развития образовательных систем.

В 90-е годы педколлектив гимназии № 92 Санкт-Петербурга, проанализировав результаты своей работы, взвесив свои силы и возможности, сверив свои перспективы с направленностью развития образования в России и за рубежом, определил для себя в качестве стержневой задачи на предстоящие 10 лет – поиск и обоснование новых подходов к обеспечению качества образования.

Новым было то, что традиционный общепедагогический подход к качеству образования, ориентированный только лишь на достижения и на аппарат педагогики был дополнен и расширен. Стало очевидным, что в условиях рыночной экономики такой подход представляется малоперспективным; вне поле зрения оказываются многие из аспектов качества. За основу выстраивания концепции управления качеством образования на уровне гимназии был принят полинаучный подход, который предполагает использование потенциала комплекса наук, поскольку качество является сложным и многоплановым феноменом.

Качество образования с точки зрения нового подхода мы стали рассматривать с позиции его соответствия запросам и ожиданиям потребителей (потребности учащихся и их родителей, общества, государства, рынка труда).

Что мы понимаем под качеством образования? В международных стандартах ISO[1] серии 9000 качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

В ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» дается следующее определение качества: «Степень соответствия присущих характеристик требованиям», где требование – это «потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным».

В 1997 г. нами дано определение качества школьного образования, основанное именно на политеоритическом подходе. Качество школьного образования мы понимаем как совокупность свойств, которые обусловливают способность образовательной системы удовлетворять социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности, социальных, психологических, физических свойств. Данное определение качества образования основывается на подходе международных стандартов ISO, а также перекликается с определением качества образования, которое лежит в основе Концепции Общероссийской системы оценки качества образования (2005).

В Концепции Общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), качество образования понимается, как характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достижений и образовательного результата нормативным требованиям, требованиям социума и личностным ожиданиям. То есть, основополагающим во всех определениях качества является ссылка на его способность удовлетворять потребности социума и соответствовать ожиданиям потребителя.

Система управления качеством в образовательном учреждении включает такие элементы как ответственность руководства и организационная структура; процедуры, методики и технологии; процессы; ресурсы (кадровые, финансовые материально-технические и научно-методические, информационные). (смотри приложение 1)

Данная модель системы менеджмента является универсальной. Однако в каждой школе, с учетом ее традиций, потенциала, предпочтений, ее конфигурация может быть различной. Также важно, что в любом образовательном учреждении имеются в том или ином виде представленные выше элементы. Проблема состоит лишь в том, чтобы повысить эффективность и отдачу существующей в школе системы управления качеством, придав устойчивый характер процессам улучшения качества.

В педагогической интерпретации система управления качеством образовательного процесса – это комплекс постоянно действующих организационных, методических и иных мероприятий, применяемых форм, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня его качества, соответствующего самым высоким признанным образцам, требованиям и критериям.

Методологическую основу системного управления качеством составляют основные принципы и нормативные положения Международных стандартов качества ISO серии 9000:2000. Стандарты ISO носят универсальный характер и приемлемы для любой отрасли сферы материального и нематериального производства. Они отражают опыт управления качеством, передовые достижения науки за более чем 60 – летний период. В практике школьного образования, управлении качеством в новых условиях ставка должна быть сделана на ряд методологических принципов, зафиксированных в стандартах ISO и необходимых для построения системы менеджмента качества в образовательном учреждении (смотри приложение 2).

Принцип 1 – ориентация на потребителя.

Организация зависит от своих потребителей и поэтому должна понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремится превзойти их ожидания.

Принцип 2 – лидерство руководства.

Руководитель организации (учреждения) обеспечивают единство цели и направлений деятельности организации. Он создает и поддерживает внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач образовательного учреждения.

Принцип 3 – вовлечение персонала в работу по качеству.

Работники всех уровней составляют важнейший ресурс организации. Полное вовлечение сотрудников образовательного учреждения (учителя, учебно-вспомогательный и технический персонал) в работу по качеству дает возможность школе эффективно использовать их способности.

Принцип 4 – процессный подход.

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. В школе может быть выделена целая сеть процессов, каждый из которых влияет на качество (от учебного и воспитательного процесса до процессов управления документацией, персоналом).

Принцип 5 – системный подход к менеджменту.

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в результативность и эффективность организации, достижение ее целей. ОУ работает более эффективно, если прослеживается взаимосвязь всех видов деятельности: образовательной, методической, научной, инновационной, финансовой, организационно-педагогической, деятельность в сфере дополнительного образования и т. д. (это есть ничто другое, как использование программно-целевого подхода в управлении).

Принцип 6 – постоянное улучшение.

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. Качество результатов деятельности образовательного учреждения будет выше, если непрерывно и по всем направлениям осуществляется поиск и реализация путей улучшения.

Принцип 7 – принятие решений, основанных на фактах.

Для того чтобы управленческие решения по улучшению качества образовательного процесса были эффективными, чтобы получение более качественных результатов носило предсказуемый характер, необходим мониторинг, применение статистических методов контроля качества, систематическое получение как можно более полной и достоверной информации о качестве педагогических и социальных результатов, качестве управления.

Принцип 8 – взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Организация и ее поставщики взаимозависимы, отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Исходным толчком, импульсом к построению системы управления качеством образования гимназии послужила идея современной организации, модель и критерии премии Правительства РФ в области качества, учрежденной в России, в апреле 1996 года. Европейский фонд управления качеством включил в модель Премии по качеству два направления оценки (самооценки), анализа деятельности организации:

Первое направление характеризует, как организация добивается результатов в области качества, что делается для этого («возможности»); второе характеризует, что достигнуто («результаты»).



Первое направление включает критерии:
Роль руководства в организации работ;
Планирование в области качества;
Использование потенциала работников;
Рациональное использование ресурсов;
Управление техническими процессами и процессами выполнения работ.



Второе направление включает критерии:
Удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг);
Удовлетворенность персонала работой в организации;
Влияние организации на общество;
Результаты работы организации (смотри приложение 3).



Управление качеством образования в образовательном учреждении предполагает наличие эффективной системы отслеживания администрацией, педагогами учреждения характеристик результативности образовательной деятельности. Это требует разработки соответствующих оценочно-критериальных комплексов. Критерий – это мера отражения целостности свойств объекта, обеспечивающая его существование; методологический инструментарий управления качеством образования; идеальный образец, выражающий высший, совершенный уровень изучаемого явления; средство выбора или измерения альтернатив. Показатель – конкретный измеритель критерия, делающий его доступным для наблюдения, учета и фиксирования.

Оценка качества – это систематическая проверка того, насколько объект способен выполнять установленные и предполагаемые требования.

Под системой оценки качества образования в гимназии мы понимаем совокупность организационных мероприятий, а также норм, правил, требований, стандартов и процедур, обеспечивающих основную на единой базе внутреннею оценку качества деятельности гимназии в целом и его различных аспектов.

Система отслеживания качества образовательной деятельности осуществляется в гимназии, прежде всего на основе мониторинга. Его целью является получение информации, необходимой для целостного представления об изменениях в жизнедеятельности гимназии, анализа причин выявленных недостатков прогнозирования путей развития гимназии, принятых решений по улучшению качества образовательного процесса.

Основной критерий отбора информации в системе педагогического мониторинга – возможность того или иного субъекта управления на основе его результатов принимать управленческие решения на своем уровне.

В гимназии № 92 педагогический мониторинг представляет собой комплексную аналитическую систему, включающие следующие направления:

1. Мониторинг качества управленческой деятельности администрации

стиль деятельности;

результативность управленческой деятельности;

организационно-педагогическая культура.

2. Мониторинг качества преподавания

качество деятельности учителей;

качество урока;

качество школьной документации (классные журналы; календарно-тематические планирование; обязательная отчетность);

качество образовательной среды (оформление учебных кабинетов; состояние материально-технической и учебно-методической базы учебных кабинетов; эффективность ее использования).

3. Мониторинг качества воспитательной работы

качество планов воспитательной работы и полнота их выполнения;

качество внеклассных мероприятий;

взаимодействие субъектов воспитания;

удовлетворенность учащихся, родителей психологическим микроклиматом в классных коллективах.

4. Мониторинг качества организации образовательного процесса

экспертиза учебного расписания (уроки, кружки, факультативы, элективные курсы);

экспертиза планирования и анализ реализации мероприятий внутришкольного контроля;

мониторинг качества исполнения нормативных документов и принятых решений (педсоветов, производственных собраний, заседаний НМС, кафедр, МО) и т. д.

5. Мониторинг качества инновационной деятельности

уровень вовлеченности педагогов в инновационную деятельность:

· готовность к ИД;

· динамика участия в ИД;

· анализ выполнения программ ИД.

уровень удовлетворенности педагогов инновационной деятельностью:

· ИД школы;

· собственной ИД.

экспертиза качества ИД педагогов в целях аттестации, подготовки к конференциям, к участию в конкурсах.

6. Мониторинг обеспечения образовательного процесса

учебно-методическое обеспечение;

материально-техническое обеспечение;

кадровое обеспечение;

научно-методическое сопровождение;

психолого-валеологические сопровождение.

7. Мониторинг качества обученности учащихся

результаты всех видов контрольных работ;

результаты государственной аттестации выпускников 9-х, 11-х классов;

уровень развития ключевых компетенций выпускника школы;

успеваемость, рейтинг обученности:

· по учащимся;

· по классам;

· по параллелям;

· по предметам;

· по учителям.

сформированность предметных и надпредметных умений и навыков;

продолжение образования выпускниками школ.

8. Мониторинг воспитанности, личностных и творческих достижений учащихся

воспитанность учащихся и выпускников гимназии;

участие в конкурсах, олимпиадах, проектах;

участие в спортивных соревнованиях;

участие в исследовательской и проектной деятельности.

Перечисленные направления мониторинговых исследований убедительно показывают, что в работе по качеству есть четкое понимание того, что изучению и оцениванию подлежат не только деятельность обучаемых, их академические и творческие успехи, но и профессиональная компетентность учителей, классных руководителей, обеспечение образовательного процесса. Поэтому одной из задач является создание и использование единого информационного пространства для осуществления мониторинга качества образования, основанного на применении широкого спектра оценочно-критериальных комплексов, квалиметрических процедур и методик.

Чтобы мониторинг качества образовательного процесса был более эффективным, надо чтобы он был системным, проводился с привлечением к оценочной деятельности широкого круга субъектов (администрация, учителя, учащиеся, родители). А самое главное, предполагал опору на рефлективный подход (самооценка, самоанализ, самообследование).

Остановимся на технологии проведения мониторинга качества преподавания. Мы полагаем, что управление качеством образования – это, прежде всего, управление качеством педагогов, качеством их деятельности.

Эта первая и главная идея, на основе которой строится вся система управления качеством образования. Качество в образовании может создаваться, изменяться или транслироваться только лишь человеком – носителем этого качества. Поэтому так важна роль учителя – человека воздействующего педагогическими средствами на ученика, оказывающего непосредственное влияние на формирование его качеств как личности, гражданина, будущего профессионала. Вот почему администрация гимназии уделяет значительное внимание повышению профессиональной компетентности учителя как главной фигуры в обеспечении качества образования. С этой целью создана целостная система повышения квалификации учителя, интегрированная в муниципальную и региональную системы повышения квалификации (смотри приложение 4).

От того насколько оптимально учитель будет повышать, свою профессиональную компетентность во многом зависит качество его работы.

Одним из важных показателей профессиональной компетентности учителя является качество урока. Из качества проведения каждого отдельного урока складывается качество преподавания и усвоения отдельной темы учебного предмета, развитие обучающихся в образовательном плане. В силу этого необходимы инструменты для отслеживания и коррекции качества проведения урока.

Особенность качества урока состоит в том, что оно является сложным результатом совместной деятельности учителя и учеников, как участников образовательного процесса. В отношении качества урока правомерно также говорить о необходимости рассматривать его с позицией и качества процесса, и качества результата. Кроме того, в нем в снятом виде отражается качество прошлого труда (качество учебных планов и программ, поурочного планирования качество, методических разработок, обученность учащихся и т.д.).

Учитывая все это, нами в рамках системы мониторинга качества образовательного процесса разработана и на протяжении более 10 лет используется методика оценки качества урока, основанная на применении аппарата и достижений педагогической квалиметрии (смотри приложение 5).

Данная методика включает 20 параметров, по которым происходит оценивание качества урока. Они выделены в результате трехэтапного экспериментального исследования, включавшего в себя анкетирование, экспертное оценивание, ранжирование показателей, проведение корреляционного и факторного анализов.

Каждый из 20 показателей качества урока отнесен к одному из 5 блоков:
Оценка содержания учебного материала на уроке.
Оценка эффективности способов деятельности учителя на уроке, технологий обучения.
Общая и коммуникативная культура учителя, стиль поведения.
Оценка основных характеристик деятельности учащихся на уроке.
Оценка целей и результатов проведенного урока.

Посредством методики можно определять эффективность деятельности того или иного учителя, сопоставить качество учебной деятельности на уровне параллели классов, различных методобъединений, ступеней школы. Для этого данные целесообразно фиксировать в специальной ведомости по следующей форме:
Фамилия, имя, отчество учителя
Методическое объединение
Классы
Качество проверенных уроков (баллы)
Средний показатель качества уроков

1
2
3













































































Опыт применения методики оценки качества урока в гимназии позволил отработать технологию оценивания, выработать механизм осуществления соответствующих аналитических действий и принятия управленческих решений.

Графическое представление статистических данных позволяет наглядно проследить изменение того или иного параметра по каждому из 5 блоков во временной шкале, сопоставить оценки отдельных учителей, классов, учебных программ (смотри приложение 6).

В практике управления качеством образовательного процесса в гимназии накопленный к настоящему времени статистический материал по проверенным урокам используется в системе аттестации учителей, при осуществлении планирования учебного процесса, определении концепций и направлений профилизации классов, организации методической работы.

Например, посредством такой статистики делается вывод не только об уровне методической подготовленности учителей, владении ими современными технологиями обучения, но и об их развитии в период профессионального становления в послекурсовой период и т. д.

Методика оценки качества урока является эффективным инструментом управления качеством учебного процесса в гимназии, «выходными» характеристиками которого являются обученность учащихся, их личностные достижения.

Использование данной методики, как и других, приведенных в приложениях, на наш взгляд, открывает новые перспективы в управлении качеством образовательного процесса в школе.

Одной из форм повышения профессионализма учителей является участие их в различных конкурсах, которые ежегодно проводятся на уровне района, города и РФ. На уровне гимназии проводятся следующие конкурсы:
конкурс «За качество и безопасность обучения»
конкурс «Профессиональные достижения учителя» и на соискание премии гимназии;
конкурс «Лучший классный руководитель» на соискание премии гимназии и т. д.

Принятие решений директором, заместителями директора по УВР, ВР осуществляется на основе функций контроля и самоконтроля. Они более важны, чем ожидание внешней экспертизы, внешней оценки. В условиях демократизации школы, становления системы общественно-государственного управления школой, чрезвычайно важное значение приобретают общественная оценка и экспертиза качества образования.

Общественная экспертиза проявляется в том, что родитель понимает, что происходит в школе, что происходит с его ребенком. И когда он видит причины неудач и, одновременно, видит пути выхода из сложившейся ситуации – в этом состоит результат конструктивной общественной оценки работы школы.

На сегодняшний момент мы подошли к пониманию, что каждый ученик имеет право разными маршрутами прийти к необходимому уровню образования. Именно в этой логике и происходит реформирование образования. Мы понимаем, что работа предстоит колоссальная, очень трудная, однако нашим детям открываются перспективные возможности. Мы должны трудиться и трудиться, чтобы достичь международного и европейского стандартов образования. Время для дискуссий уже ушло.

Европейский стандарт образования – это не эталон, но в его рамках выстраивается понятная система оценки качества образования. Безусловно, по этому поводу есть много разных суждений: «за» и «против». Наша позиция: «за». Надо прекращать дискутировать и начинать работать. Потому что на сегодняшний момент, на первый план вышли новое содержание, новые технологии. За основу, эталон, ориентир должен быть взята не какая-то конкретная система образования и ее опыт. Скорее должно выстраиваться новое, универсальное, общее для всех понимание ценностей образования. Ни одна из стран Европы не занимает лидирующие позиции. Идет широчайший обмен мнениями, опытом. Результат будет виден только после многих лет кропотливой совместной деятельности. Сегодня нет ни одной страны, в которой оптимальная модель системы образования была бы реализована в полной мере. Она только разрабатывается. Именно поэтому мы смотрим в будущее, определяем перспективы, анализируем опыт, выращиваем ростки нового качества!

Поделиться: