Поиск по сайту

Мультимедийные презентации в исследовательской деятельности школьников (из опыта работы школы 534)


Авторcтво: Филоненко Ольга Афанасьевна, заместитель директора по научно-методической работе школы №534 с углубленным изучением английского языка имени Героя России Тимура Сиразетдинова Выборгского района Санкт-Петербурга


Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль играет внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный и воспитательный процесс, появление новых видов учебно-воспитательной деятельности, характерных именно для современной информационной среды, таких как проектная и исследовательская деятельность учащихся. Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта.

Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал над исследованием, видел плоды своего труда и мог их оценить.

23 и 25 апреля 2013 года состоялись первые чтения, посвященные памяти Дмитрия Никифоровича Кайгородова и Году охраны окружающей среды (ранее в школе проводились научно-практические конференции). Участников чтений поприветствовали директор школы Дерипаска Е.И. доктор биологических наук, ведущий сотрудник института имени Сеченова И.М. Бажанова Елена Давыдовна. Учитель-исследователь Лукьянова Ольга Юрьевна выступила с рассказом о жизненном пути и деятельности Кайгородова Д.Н. Первой представила свою работу Дуботолкова Натали из 7ш, руководитель Лукьянова О.Ю. «Кайгородов и мои исследования». Сорок участники чтений блестяще защитили свои проекты и исследовательские работы. Руководители исследований, родители участников чтений, их товарищи и учителя с интересом слушали защиты, задавали вопросы, знакомились с выставкой книг, написанных Кайгородовым для детей, с документами о деятельности ученого. По окончании чтений победители получили памятные грамоты. Из сорока участников чтений только один ученик не использовал во время защиты своей работы мультимедийную презентацию.

В своей статье я хочу остановиться только на одной проблеме, связанной с участием школьников в исследовательской деятельности и использовании в их работе мультимедийных презентаций, которые помогают в представлении материала, делают его наглядным. Презентация является, по своей сути, электронным образовательным ресурсом. Создание презентаций, несомненно, является искусством. Наши педагоги и учащиеся, как правило, мастерство презентаций осваивают методом проб и ошибок, поэтому, как мне кажется, необходимо остановиться еще раз на характеристике компьютерных технологий обучения. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, которые используют специальные технические информационные средства. К числу основных классификационных параметров ИКТ в статье «Современные образовательные технологии» Селевко Г.К. относит следующие: «По уровню применения. Общепедагогические. По философской основе: приспосабливающиеся+ сциентистско-технократические. По основному фактору развития: социогенные+ психогенные. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные .По ориентации на личностные структуры: информационные+операционные. По характеру содержания: проникающие, пригодные для любого содержания. По типу управления познавательной деятельностью: компьютерные. По организационным формам: индивидуальные+ системы малых групп+ классно-урочные. По подходу к ребенку: сотрудничество. По преобладающему методу: информационные+операционные+диалогические+программированное обучение. По направлению модернизации: эффективность организации управления. По категории обучаемых: Все категории».

Мы даем советы участникам проектно-исследовательской деятельности по оформлению мультимедийных презентаций:

- презентация должна соответствовать цели, помогать в решении поставленных задач;

- необходимо наличие титульного листа;

- в конце презентации необходим список источников;

- наиболее важная информация должна располагаться в центре слайда;

- при использовании иллюстрации, надпись должна располагаться под ней;

-для выделения информации использовать рамки, границы заливки, разный цвет шрифта, штриховка, стрелки;

-четкое структурирование материалов презентаций (стройность и логичность изложения не позволит учащемуся потеряться в презентации);

-краткость изложения материала (но его должно быть достаточно, чтобы ребята понимали его суть);

-единство оформления (шрифт, цветовая гамма, фон);

-дизайн презентации (отсутствие ярких тонов, сочетание цвета, шрифта и фона, целесообразность использования анимации);

-использование таблиц, диаграмм, которые способствуют более качественному восприятию презентации;

-не заполнять один слайд слишком большим объемом информации (участники просмотра могут единовременно воспринять не боле трех фактов, выводов, определений);

-точка после заголовка в слайдах не ставится;

-стиль выполнения должен быть единым;

-предпочтительно горизонтальное расположение информации

-если в презентации используется скиншот, необходимо проверить его на наличие ошибок (иначе на слайде останутся красные и зеленые «подчеркивания»;

-сжимать рисунки и фотографии;

-не перегружать слайды;

-презентация не должна быть скучной;

- минимум текста, количество слайдов должно быть не более 25;

Любой исследовательский проект предполагает какой-либо конечный ощутимый продукт, будь то изделие, модель или рекомендация и.т.д Презентация - последний этап проектной деятельности, но далеко не последний по значимости.

Презентация должна быть доступна детям определенной возрастной группы, понятна слушателям и жюри.

В ходе презентации должен быть осуществлен действенный показ продукта. Так например, ученики 6ш Кислицин Андрей, Лисицин Алексей, Резник Иван, Пятлин Артем под руководством учителя биологии Шунькиной Е.В. в исследовании «Оценка загрязнения воздуха на пришкольной территории методом лихеноиндикации» в презентации не только представили интересный и актуальный материал, но и использовали большое количество таблиц, схем и диаграмм, без которых невозможно было понять суть работы.

Какой может быть наша школа в недалеком будущем? На этот вопрос смог ответить Ефимов Максим из 5б класса в своей работе «Возобновляемые источники энергии». В этом ему помогли руководители проекта Ефимов К.М., Каткова И.Б., Яковлев П.В.

В презентации Максим использовал свои рисунки, авторские модели конструкций, которые можно построить в нашей школе и применять для создания и использования возобновляемых источников энергии.

Использование мультимедийных средств в презентации допустимо в случае специфичности темы, предполагающей наглядность, но не является обязательным атрибутом устной презентации.

Применение в проектно-исследовательской работе нашей школы информационно-коммуникационных технологий, как показывают исследования педагогов и психологов, представляет возможность развития познавательных интересов, личностных особенностей учащихся, воспитания современного человека, который учиться жить в информационном мире.

Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности.


Поделиться: