Поиск по сайту

Информационные технологии и управленческая деятельность


Авторcтво: Дерипаска Елена Ивановна, директор школы №534 с углубленным изучением английского языка имени Героя России Тимура Сиразетдинова Выборгского района Санкт-Петербурга; Силанов Виктор Алексеевич, заместитель директора по информатизации школы №534 с углубленным изучением английского языка имени Героя России Тимура Сиразетдинова Выборгского района Санкт-Петербурга


Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии (ИТ) ‑ это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. ИТ относятся к технологиям создания, хранения, управления, обработки и передачи данных с использованием компьютеров и программного обеспечения. Надо понимать, что информационные технологии – технологии больших первоначальных затрат.

Попробуем конкретизировать определение ИТ для школы. ИТ используемые в школе – это комплекс технологических и инженерных решений, использующих вычислительную технику для эффективной организации работы с информационными потоками, которые возникают в результате взаимосвязи всех участников образовательного процесса.

Для внедрения информационных технологий необходимо решить следующие задачи:

  1. разработка концепции информационного пространства школы, описание информационных потоков и задач их обработки;
  2. создание материально-технической базы, способной обеспечить решение поставленных задач, следует отметить, что это не только аппаратное, но и программное обеспечение (ПО);
  3. подготовка всех участников образовательного процесса к использованию ИТ.

В своей статье мы остановимся только на вопросе программного обеспечения предназначенного для решения некоторых задач связанных с управленческой деятельностью. При внедрении того или иного ПО необходимо учитывать, что оно должно обеспечивать своевременность и достоверность предоставляемой информации всем пользователям для принятия эффективного решения. Наличие в образовательном учреждении локальной сети накладывает определенные требования на ПО. Программное обеспечение должно быть сетевым, т.е. таким обеспечением, которое предназначено для организации совместной работы группы пользователей на разных компьютерах, позволит организовать общую файловую структуру, общие базы данных, доступные каждому члену группы, обеспечит возможность передачи сообщений, работы над общими проектами и возможность разделения ресурсов. Часть из перечисленных выше задач решает сетевая операционная система. А, например, задача организации баз данных и доступа к ним решается прикладным программным обеспечением, т.е. программами, предназначенными для выполнения определенных пользовательских задач и рассчитанных на непосредственное взаимодействие с пользователем. Отметим, что большинство программ прикладного назначения, которые будут описаны ниже, являются свободно распространяемым программным обеспечением, а программы для работы с базами данных были разработаны в нашей школе с использованием свободной среды разработки программного обеспечения Lazarus и кроссплатформенной, свободной системой управления базами данных Firebird.

Определим категории участников образовательного процесса с точки зрения пользователей сети:

  1. Внутренние пользователи – сотрудники и учащиеся школы;
  2. Внешние пользователи – все остальные.

Обмен информацией с внешними пользователями происходит через сайт школы, электронную почту, портал государственных услуг, портал «Петербургское образование», АИСУ «ПараГраф».

Внутренние пользователи, находящиеся в адресном пространстве локальной сети школы имеют возможность использовать следующие инструменты для доступа к информационным ресурсам школы:

  1. Сетевые ресурсы – устройства или часть информации, к которым может быть осуществлён удалённый доступ с другого компьютера через локальную компьютерную сеть.
  2. Почтовый сервер и почтовый клиент – предназначены для организации передачи, получения, написания, отправки и хранения сообщений электронной почты внутри школы.
  3. Коммуникационные программы – программы для обмена информацией в режиме on-line.
  4. Программы доступа к базам данных.

Рассмотрим более подробно эти инструменты.

1. Сетевые ресурсы

На серверах школы пользователям выделяются либо ресурсы общего доступа, либо персональные ресурсы. Отличие этих двух типов ресурсов заключается только в параметрах доступа и безопасности.

Как правило, ресурсы общего доступа открыты только на чтение для всех пользователей или для определенных групп. Например, каталог, в котором хранится свободно распространяемое ПО – ресурс общего доступа с разрешением только чтения, обновление находящихся там дистрибутивов доступно только администратору локальной сети.

Персональные ресурсы являются домашними каталогами пользователей. Это позволяет при регистрации пользователя в домене с любого компьютера локальной сети обеспечить ему доступ к своим документам. Можно сказать, что домашний каталог «бродит» за пользователем от компьютера к компьютеру.

2. Почтовый сервер и почтовый клиент

В школе развернут почтовый сервер, обеспечивающий внутришкольную электронную почту. Все пользователи имеют возможность обмена электронной корреспонденцией внутри школы. Как почтовый сервер используется служба Windows Server 2003 POP3 вместе со службой SMTP. В качестве почтового клиента используется либо Microsoft Outlook Express либо Mozilla Thunderbird. Надо отметить, что вся администрация школы, используя почтовый клиент, работает и с внешней и с внутренней почтой, тогда как остальные сотрудники школы имеют только внутреннюю почту и не могут отсылать письма внешним получателям от имени школы. Использование внутренней почтовой службы обеспечивает не только оперативность при распространении документов, но и позволяет избежать передачи документов с помощью USB-носителей, что приводит к уменьшению вероятности заражения вирусами.

3. Коммуникационные программы

На компьютерах административных работников школы установлен Skype, который позволяет, во-первых общаться, как с пользователями внутри школы, так и за ее пределами, во-вторых не занимать городские телефонные номера и в-третьих экономит деньги на мобильную связь.

Кроме Skype на всех компьютерах сотрудников школы установлена бесплатная коммуникационная программа Net Speakerphone, работающая только в локальной сети школы, выполняющая все те же функции, что и Skype, но при этом не дающая выхода в глобальную сеть. Таким образом, решается проблема запрета на использование Skype по причине ненадлежащего использования ресурсов и увеличения трафика интернета.

Необходимо отметить еще одно важную возможность коммуникационных программ – передача файлов.

4. Базы данных

В школе функционирует несколько баз данных, работающих под управлением кроссплатформенной, свободной системой управления базами данных Firebird, которая позволяет организовать доступ к ним по локальной сети школы.

База данных «Аттестат» хранит информацию по выданным аттестатам. Структура базы и программное обеспечение для работы с ней были разработаны в школе. Программа не только является интерфейсом доступом к базе выданных аттестатов, но и имеет функцию их печати. Также есть возможность печати сертификатов ЕГЭ (название учреждение, которое выдало сертификат).

База данных «Питание» позволяет вести учет питания льготных категорий учащихся. Для работы с базой используется сетевое программное обеспечение, разработанное в школе. Классный руководитель на своем компьютере заполняет данные на текущий день, а ответственный за питание по школе получает информацию по всем классам в режиме реального времени.

База данных «Оперативная информация» и программное обеспечение позволяют публиковать на информационном стенде изменение в расписании уроков и объявления. Информационный стенд, смонтированный в школе, базируется на компьютере и двух телевизорах. Программа, разработанная в школе, позволяет ответственному за расписание со своего рабочего места публиковать изменения в расписании и объявления по школе, которые немедленно воспроизводятся на информационном стенде.

В школе функционирует база данных «Электронная библиотека». Программа созданная в школе обеспечивает доступ к ЦОР с любого компьютера школы. В программе предусмотрены возможности поиска и работа с алфавитным, предметным и авторским указателем.

Используемое в нашей школе программное обеспечение лишь частично решает проблему электронного документооборота (ЭД) в школе. Некоторые важные функции, присущие ЭД отсутствуют. Приведем основные функции ЭД и возможность их реализации с помощью описанного выше ПО (таблица 1).

Таблица 1

Функция

Реализация

Централизованное хранение документов,

карточка документа,

поиск документа

Реализовано для части документов (по отдельности): база аттестатов, база питание, база ЦОР.

Сетевые ресурсы

Уведомления,

маршруты движения документа,

интеграция с электронной почтой

Частично реализовано: используется электронная почта и коммуникационные программы

Автоматизированный контроль за сроками исполнения поручений

Не реализован

Единый интерфейс доступа

Не реализован

В настоящее время в школе ведутся работы по созданию ПО, которое позволило бы решить задачу электронного документооборота. Поставлены следующие задачи:

1. Создание сайта школы, который бы являлся основой точкой доступа к информационным ресурсам школы.

2. Разработка программного обеспечения, организующего электронный документооборот.

При решении поставленных задач, необходимо учитывать вопросы информационной безопасности, разделяя права доступа к ресурсам внешних и внутренних пользователей, сотрудников и учащихся, администрации школы и других сотрудников.

Список литературы

16. Аницына Т.М. Единое информационное пространство ОУ // Методист. - 2007. - №7. - С.10-13.

17. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М. 1994. - 227 с.

18. Белякова И.А. Компьютер - организатор, учитель и делопроизводитель // Директор школы. - 2007. - №9. - С.29-32.

19. Дзюбенко А.А. Новые информационные технологии в образовании. М., 2000. - 104 с.

20. Латышев О.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в интернатном образовательном учреждении // Школьные технологии. - 2005. - №5. - С. 204-211.

21. Меламуд В.Э., Фастовский И.А. Информационное пространство управления школой // Информатика и образование. - 2007. - №8. - С.3-12.

22. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // Информатика и образование. - 2008. - №5. - С.3-15.

23. Харисов Т., Харисова А. Система информационного обеспечения управления школой // Директор школы. - 2007. - №5. - С.35-43.


Поделиться: