Поиск по сайту

Современные образовательные технологии и активные методы в изучении родного края


Авторcтво: Куницына Лариса Валентиновна, учитель начальных классов Петергофской гимназии императора Александра II, г. Петергоф, Санкт-Петербург


Изучение родного края с точки зрения федерального государственного образовательного стандарта позволяет формировать способность и готовность педагогов и учащихся реализовывать универсальные учебные действия, способствует повышению эффективности образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

Курс краеведения особо ориентирован на развитие личностных результатов:

  • формирование основ российской гражданственности, чувства любви и гордости за свою большую и малую Родину;
  • формирование уважительного отношения к значимости и ценности историко-культурных памятников, традиций родного города и своего народа;
  • бережного отношения к историческим памятникам искусства и к окружающей среде;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся учебный план предусматривает время на внеурочную деятельность, поэтому изучение родного края может быть организовано в форме кружковой работы.

Курс краеведения разработан с учетом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Учащиеся начальных классов гимназии знакомятся с краеведческим материалом, который тесно связан с изучением истории и культуры города Петергофа.

В программу включено большое количество экскурсий, прогулок, занятий непосредственно в пространстве города и парков.

В реализации данной программы используется творческая работа малыми группами, проведение игровых обобщающих занятий (игры по станциям, КВНы, фото-викторины), смотры знаний, защиты проектов, организация встреч, вечеров, краеведческих гостиных.

Для сопровождения программы были разработаны рабочие тетради. В них помещены тексты для чтения, кроссворды, блиц-турниры, большое количество поисковых заданий, планы-карты Петергофа, рисунки. В рабочей тетради предусмотрен спектр заданий, которые выполняются непосредственно в городе или в музее, а также блок упражнений, направленных на осуществление интеграции курса с такими предметами, как математика, русский язык, естествознание, технология, изобразительное искусство.

Рабочими тетрадями могут воспользоваться в своей работе не только учителя гимназии, но и учителя других школ района.

На уроках краеведения используются современные образовательные технологии. Предпочтение отдаются проектно-исследовательской деятельности. В этом нас, учителей начальной школы, поддерживают и родители, так как проектная деятельность создает условия для личностной самореализации детей, родителей и учителей. Работа с проектом повышает мотивацию учебной деятельности, формирует умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, помогает реализовать желания детей: «Мечтаю создать…», «Мечтаю собрать…», «Хочу узнать и поделиться с другими…», «Хочу придумать…». Родители и учителя становятся консультантами в подборе литературы, создании «продуктов» по проекту (фотографии, рисунки, иллюстрации из журналов), помогают оформлять презентации и видеофильмы. Иногда и сами участвуют вместе с детьми в защите проекта. Такое сотрудничество создает ситуацию успеха, радости, удовольствия, формирует у ребенка положительную самооценку, ребенок чувствует, что он любим родителями и уважаем учителями.

Разработаны и апробированы следующие темы проектов по краеведению:

1. Пейзажные парки Петергофа;

2. Регулярные парки Петергофа;

3. Верхний сад;

4. Одежда петровского времени;

5. Фонтаны-шутихи Нижнего парка;

6. Экскурсия для родителей по восточной части Нижнего парка (проводят сами дети);

7. Экскурсия для родителей по западной части Нижнего парка;

8. Экскурсия для родителей по центральной части Нижнего парка;

9. Боги и герои Древней Греции в убранстве дворцово-паркового ансамбля Петергофа;

10. Архитектурные творения Н. Л. Бенуа в Петергофе;

11. Путешествие по улицам родного города.

Проектная деятельность позволяет осуществить «единение» детей и взрослых, которым нужно решить общие задачи, реализовать общие интересы; «отцы и дети» становятся равноправными участниками общения и между ними складываются доверительные отношения.

Примером этого может служить разработанный ученический проект «Прогулка по Нижнему парку», где его «продуктом» будет являться экскурсия.

На уроках краеведения изучали тему «Нижний парк». Решили знаниями поделиться с родителями. Дома и в школе находили литературу, делали в книгах пометки, собирали вырезки статей из газет. На риторике письменно составили рассказы об объектах восточной части Нижнего парка. Затем учились устно рассказывать о них. Провели генеральную репетицию экскурсии. Чтобы экскурсия не была «сухой», выучили стихи.

Взрослые знали, что будет экскурсия, но не предполагали, что экскурсоводами станут их дети. Безусловно, по аллеям парка и детей, и взрослых мог бы провести экскурсовод, рассказ которого был бы более квалифицирован, но как важно детям побеседовать со своим отцом или матерью, показать родителям свои способности, блеснуть своими знаниями.

После экскурсии дети проводят викторину для родителей. Все благодарят друг друга.

Кто-то остается всей семьей продолжить прогулку по парку, кто-то бежит в музыкальную школу, у кого-то спортивная секция.

Духовная близость родителей и детей состоялась. А через несколько дней в классе появляется фотогазета, где запечатлена экскурсия по Нижнему парку.

Таким образом, в процессе проектной деятельности дети приобретают не только предметные умения, но и социальную практику за пределами школы.

На каждый проект разработаны методические паспорта. Например, методический паспорт проекта «Боги и герои Древней Греции»

I. Адресат: все, кто интересуется историей античности и культурным наследием нашего города (материала могут быть использованы при изучении тем «Античная Греция» по истории - 5 класс и «Боги и герои Древней Греции в убранстве дворцово-паркового ансамбля Петергофа» по краеведению – 4 класс).

II. Задачи:

  1. познакомить учащихся с античными мифологическими сюжетами (богами и героями), представленными в нашем городе;
  2. «погрузить» учащихся в эпоху античности;
  3. показать неразрывную связь греческой цивилизации с культурой последующих поколений;
  4. раскрыть связь между изучением истории Древней Греции и изучением истории нашего города;
  5. под руководством учителя формировать умения учащихся определять задачи и цели своей деятельности;
  6. искать, используя все доступные учащимся информационные технологии, и отбирать наиболее значимый материал;
  7. способствовать развитию творчества.

III. Тип проекта: поисковый, межпредметный (история, краеведение), внутришкольный, групповой (можно и индивидуальный), краткосрочный (учитывая возрастные особенности).

IV. Авторы проекта: инициативная группа учителей (Ф. И. О.)

V. Возраст участников: учащиеся 4 – 5 классов.

VI. Итоговый продукт деятельности:

учитель:

папка с календарем работы над проектом;

методический паспорт проекта;

фоторяд

учащиеся:

ученический проект;

костюм или элементы костюма и т. д.

Ученический проект «Боги и герои Древней Греции в убранстве дворцово-паркового ансамбля Петергофа»

Задачи:

  1. расширить свои знания по теме «Античность»;
  2. познакомиться с античными сюжетами, представленными в дворцово-парковом ансамбле Петергофа;
  3. любить и гордиться красотой своей малой родины.

Срок работы над проектом: 1 месяц

Форма: защита проекта групповая или индивидуальная

Этапы

I. Подготовительный (1 урок + экскурсии)

  1. создание проблемной ситуации на уроке истории или краеведения;
  2. экскурсии в Большой дворец и малые дворцы (Екатерининский корпус, Марли, павильон Эрмитаж) Петергофа по теме «Античные сюжеты в убранстве нашего города»;
  3. выделение изучаемого объекта (греческого бога или героя);
  4. коллективное составление плана работы;
  5. рекомендация литературы для работы.

Результат:

· ученик выбрал изучаемый объект (греческого бога или героя, представленного в убранстве дворцово-паркового ансамбля;

· составлен план работы;

· в «путевом дневнике» написаны впечатления о прослушанных экскурсиях.

II. Поисковый (2 недели)

1. подбор литературы об изучаемом объекте;

  1. чтение и изучение этого материала;
  2. отбор материала для письменной работы по коллективно составленному плану.

Результат:

· черновик своего будущего выступления;

· рисунки, иллюстрации с изображением «своего» бога или героя;

· предварительные наброски в форме рисунка или устного описания будущего костюма во время защиты проекта.

III. Коррекционный (1 – 1,5 недели)

  1. проверка учителем письменных работ;
  2. исправление недочетов, ошибок;
  3. репетиция ответа при защите проекта.

Результат:

· черновик проекта;

· отрепетированное выступление.

IV. Защита проекта (1 урок)

  1. распределить детей по группам;
  2. пригласить родителей и учителей на защиту проектов;
  3. определить для каждой группы кабинет;
  4. изготовить итоговую ведомость;
  5. оговорить модели оценивания.

Результат:

· ученик представляет свою аккуратно написанную и красиво оформленную работу о выбранном объекте;

· группа или индивидуально ученик защищает свой проект;

· после защиты проекта слушатели задают вопросы выступающим;

· отметки (или баллы) за письменную работу и за устный ответ получает каждый ученик;

· на следующий день в классе проводится рефлексия;

· ведущий учитель представляет анализ проделанной работы.

Формы защиты проекта:

  1. устный ответ;
  2. компьютерная презентация;
  3. театрализованное представление;
  4. видеофильм.

Каждую работу дети привыкли оценивать сами, но и ждут оценочные суждения и отметку, которую поставит за проект учитель. Проектирование в начальной школе, конечно же, выходит за рамки программного материала и оценить работу учащегося только по пяти-бальной системе недостаточно. Тогда используем технологию оценочной деятельности, предлагаемую ОС «Школа-2100». Эта модель оценивания позволяет учителю отслеживать результаты учащихся, видеть динамику успешности детей, развивает у учащихся самоконтроль, самоанализ и умение давать оценку своей деятельности.

Таким образом, в результате изучения всех учебных курсов и занятий во внеурочной деятельности в начальной школе у выпускников I ступени обучения будут сформированы личностные, предметные и метапредметные результаты.


Поделиться: