Поиск по сайту

Направления снижения трансакционных информационных издержек в дошкольном образовании

Автор: Тихонова И.Ю.


(Научно - исследовательская работа)

Тихонова Ирина Юрьевна
Государственное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 141 комбинированного вида
Выборгского района Санкт – Петербурга


Введение
В обществе всегда существует потребность развития, изменения. Серьезные преобразования, происходящие в современном мире, не могут не затрагивать сферу образования. В свою очередь, реформирование системы образования в целом и дошкольных образовательных учреждений в частности становится невозможно без оптимизации управленческой деятельности.
Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией. Эффективность управления педагогическими учреждениями во многом зависит от того, какое место в этом процессе занимает информационное обеспечение, позволяющее принимать научно обоснованные решения. Поэтому одним из элементов рационализации управленческого труда является повышение информационной культуры руководителей и, как прямое следствие этого, более высокое качество информационного обеспечения их деятельности. Информационная культура общества предполагает «определенный уровень организационных информационных процессов, степень удовлетворения потребности людей в информационном общении, эффективность процесса создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации» .
Качественное изменение информационной культуры руководителей становится возможным и эффективным при информационном подходе к управлению, который предполагает усиление роли всевозможной и, в первую очередь, педагогической информации в деятельности администрации образовательных учреждений.
Такой подход основывается на понимании того факта, что любой процесс управления по своей сути является процессом сбора, обработки, передачи и анализа информации и принятием на ее основе соответствующих решений.
Актуальность темы курсовой во многом обусловлена тем, что трансакционные информационные издержки допускают значительную экономию на масштабах деятельности дошкольного образовательного учреждения.


Цель работы
Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в обновлении, адекватном развитию общества и образовательной системы в целом.
Педагогическая общественность осознаёт необходимость перемен в работе образовательных учреждений. Основным механизмом для этого становятся поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного учреждения.
Целью курсовой работы является выявление социальных основ формирования трансакционных инфрмационных издержек в образовании, обоснование необходимости их регулирования, в том числе определение направления их снижения.
Предметом исследования является определение значимости трансакционных издержек, совокупность теоретических, методологических и практических вопросов, связанных с формированием и регулированием трансакционных издержек в переходный период в области образования.

Объектом курсовой является трансакционные информационные издержки , сопровождающие процесс функционирования и развития дошкольного учреждения.
Поставленная в работе цель исследования предопределила необходимость решения следующих основных задач:
• Дать понятие и общую сущность трансакционных издержек;
• Проанализировать виды трансакционных издержек, рассмотреть особенности информационных издержек
• Выявить специфику трансакционных издержек применительно к определённому образовательному учреждению;
• Рассмотреть основные пути снижения трансакционных издержек в дошкольном образовании..


1.1. Понятие и сущность трансакционных издержек
Природа фирмы , ее внутренние изменения привлекали внимание многих экономистов. Поэтому вполне закономерно, что в сложившийся в первой трети 20 века в социально-экономических условиях перед экономической наукой встала задача и появилась необходимость определить и ввести в обиход новое понятие, которое бы констатировало тот факт, что имеют место положительные потери и затраты, обусловленные взаимодействием экономических агентов между собой, и что именно такое взаимодействие происходит не бесплатно и эту «небесплатность» необходимо учитывать при определении эффективности деятельности как отдельных фирм, так и экономики в целом. В качестве такого понятия было признано, введенное Р. Коузом Р. Коуз - лауреат Нобелевской премии в области экономики 1991 года за пионерские работы в области исследования трансакционных издержек и их значения для институциональной структуры экономики. в его работе «Природа фирмы» Coase R.H. The nature of the firm// Economica, 1937. V4. # 5. понятие трансакционных издержек.
К таким издержкам относят, главным образом, издержки обращения. Всемирную известность и признание Коузу принесла статья «Проблема социальных издержек» (1960), посвященная экстернальным (внешним) эффектам - так называемым побочным результатам любой деятельности.
В статье «Природа фирмы» обращается внимание на то, что появляются новые издержки, которые он назвал «трансакционными» (от слова сделка - трансакция). К ним относятся затраты на сбор информации о ценах, предпочтениях потребителей и намерениях конкурентов; на ведение переговоров, заключения и юридического обеспече6ния сделок. По признанию Коуза, его идеи относятся к числу самоочевидных: любая форма социальной организации (рынок, фирма, организация) требует немало издержек для своего создания и поддержания.
Две статьи Коуза породили неоинституционализм, ибо они дали начало новым идеям науки - трансакционной экономике и экономике права. По мнению К. Эрроу, трансакционные издержки в экономике подобны трению в физике. Неоинституционалисты считают, что функция рынка заключается в экономии тансакционных издержек, а главное его преимущество - тенденция к минимизации затрат на получение информации.
Обычно выделяют 5 форм трансакционных издержек:
• издержки поиска информации;
• издержки ведения переговоров и заключения контрактов;
• издержки измерения;
• издержки спецификации и защиты прав собственности;
• издержки оппортунистического поведения
В последние годы изучению трансакционных издержек посвятили свои работы и отечественные экономисты: А. Шеститко, С. Малахов, А. Нестеренко.
Неоинституционалисты в условиях рынка отводят достойное место фирме, при этом выделяют новый вид издержек, связанных с рыночными отношениями- трансакционные. Вместе с тем, они считают, что существует система общественного спроса и предложения институтов. К таким институтам отечественной экономики относят, например, институт регулирования коммерческого кредита или институт арбитража. Отсутствие института, регулирующего коммерческий кредит, ведет к трансакционным издержкам в форме неплатежей, а арбитражного института - к трансакционным издержкам неисполнения контрактов.
Из этого можно сделать вывод: чем выше величина трансакционных издержек, тем большая потребность в институтах. Общественный спрос на институты выражается величиной трансакционных издержек, а общественное предложение институтов определено издержками коллективного действия, т.е. издержек по созданию и функционированию институтов. Если трансакционные издержки отсутствия институтов равны издержкам коллективного действия, следовательно, на рынке возникнет состояние равновесия. Понятие трансакционных издержек для нашей страны ново, но на Западе, еще в эпоху раннего капитализма, с целью снижения издержек купцы объединялись в компании, стремясь к минимизации рисков торговых операций. В нашей стране наступает ситуация, когда предприятия вынуждены объединять свои капиталы и усилия с целью преодоления несовершенных рыночных отношений.
В настоящее время появился еще один вид издержек - издержки фрирайдерства (free rider - проблема безбилетника). Государственное вмешательство в экономические процессы, по мнению представителей теории трансакционных издержек, способствует росту издержек фрирайдерства. Например, при уплате налогов. Законопослушные налогоплательзщики - фирмы оказываются в проигрыше, так как другие пренебрегают своими обязанностями, но участвуют наравне со всеми в бюджетном распределении. Чтобы избежать роста издержек фрирайдерства, государство должно не увеличивать, а снижать налоги. Говоря о трансакционных издержках, нужно учитывать, что в условиях рынка они являются обычным явлением. Вот почему речь идет не об исключительных трансакционных издержках, а об их минимизации. «Этот принцип лежит в основе определения границ роста размеров фирмы или изменения ее организационной формы при заданной технологии измерения и контроля» Теория переходной экономики. Микроэкономика. /Под ред. В.В. Герасименко. - М.: ТЕИС, 2001. С. 182 .
С. Малахов Малахов С. Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия. (двухфакторная модель трансакционных издержек) //Вопросы экономики. 1996. № 10, с. 77-86. утверждает, что теория трансакционных издержек позволяет перейти к анализу несовершенных рынков в целом и развивающихся российских рынков в частности. Рассмотрев природу возникновения трансакционных издержек применительно к российской экономики с позиции неоклассичсекого подхода, он предлагает отделить денежные трансакционные издержки (T) от неденежных (S) - издержек поиска, информации и ожидания. К сожалению, на современных предприятиях не ведется анализ трансакционных издержек в таком разрезе.
В период советской плановой экономики государственный контроль цен препятствует установлению равновесия и денежных, и неденежных трансакционных издержек, при котором минимальная совокупность трансакционных издержек (А) обеспечивается равенством:
T = S(A min = S + T = 2T)
Сдерживание роста цен обеспечивало снижение денежных издержек, что вело к непрапорциональному росту неденежных издержек, т.е росту совокупности ТИ = А (т.е. трансакционные издержки равны минимальной совокупности трансакционных издержек). По мнению А. Шеститко, при исследовании трансакционных издержек необходимо учитывать, что они существуют в любой хозяйственной системе. При оценке эффективности следует использовать критерий минимализации издержек производства, а не трансакционных издержек, что в свою очередь предполагает исследование зависимости трансакционных издержек не только от деятельности организаций и институтов, но и от технологии.
Трансакционные издержки - это издержки (денежные и неденежные), появляющиеся при принятии управленческих решений о реализации товаров (информационных затрат по поводу рынков сбыта, покупателях, поставщиках, конкурентах, ценах реализации, затрат по рекламе, по заключению договоров и т.п.).
Можно ввести понятие «маркетинговые издержки», которые в какой-то степени являются синонимом понятия «трансакционные издержки» В литературе существует много определений трансакционых издержек:
• издержки по обмену права собственности;
• издержки по осуществлению и защите контрактов;
• издержки получения выгоды от разделения труда.
В их составе Й. Барцель выделяет «издержки измерения», Дж. Стиглер - «информационные издержки», О. Уильямсон - «издержки оппортунисического поведения» и т.п.
Следует отметить, что понятие трансакционных издержек вошло в язык отечественной экономической литературы совсем недавно. Например, Шаститко и А. Олейник Олейник А. Издержки и перспективы реформы в России :институциональный подход// МЭиМО.-1998-№1, с. 18-29. дают определение трансакционных издержек в рамках неоинституционализма. С. Малахов пытается ввести понятие трансакционных издержек в неоклассическую теорию тоже, а Капелюшников Р.И. рассматривает их с точки зрения экономической теории прав собственности.

1.2. Виды трансакционных издержек Рассмотрим характеристику трансакционных издержек с позиции теории прав собственности. Регламентируемые тем или иным способом отношения собственности и их защита в случае необходимости, снижая уровень трансакционных издержек, был призван институт права. Наряду с понятием «собственность», используемое в экономике, было адаптировано понятие «право на собственность», «право собственности». Так появилась взаимосвязь экономики и права во взгляде на собственность.
Поэтому именно в недостаточной спецификации прав собственности кроется причина существования и возрастания трансакционных издержек.
А. Оноре дал полное определение права собственности:
право владения
право пользования
право управления
право на доход
право на капитальную стоимость
право на безопасность, т.е. от экспроприации
право на переход по наследству и по завещанию
право на бессрочность
право запрещения вредного пользования
право на ответственность в виде взыскания
право на остаточный характер
Р.И. Капелюшников выделяет 5 классов издержек трансакции:
Издержки поиска информации представляют собой расположением информации перед совершением сделки или контракта. Издержки в данном случае получаются из затрат временных, потери, связанной с неполной/неприобретенной информации.
2. Издержки ведения переговоров - этот вид издержек складывается из-за неудачно заключенной, плохо оформленной сделки. Основным инструментом экономи этих затрат нам представляются типовые договоры.
Издержки измерения. Измерение - это квантификация информации. Затраты на измерение техники, на ведение собственного измерения, на осуществление мер для безопасности стороны от ошибок, те же потери от ошибок.
Издержки спецификации и затраты прав собственности
Эти издержки связаны с расходами на содержание суда, арбитража, государственных органов; затраты, необходимые для восстановления нарушенных прав, потери от плохой их защиты.
Издержки оппортунистического поведения
«Оппортунистическое поведение» - введенное О. Уильямсоном -понятие недобросовестного поведения., нарушающего условия сделки и приносящие тем самым ущерб. Это может быть и ложь, и обман.
Такие издержки представляют собой издержки измерения, но относятся не к результату, а к процессу - не к передаваемому продукту, а к поведению контрагентов по сделке.
Издержки «политизации» - это издержки, сопровождающиеся принятием решения внутри организации:
• издержки коллективного принятия решения
• издержки влияния - централизованное принятие решения
Внешние эффекты - появляются при любых трансакционных затратах и представляют собой интересы третьих лиц, т.е. возникают «внешние эффекты», которые и являются трансакционными издержками.
По существующим оценкам трансакционный сектор занимает очень большое (более 50 %) место в национальной экономике, что, с одной стороны, вынуждает экономистов заниматься проблемами трансакционных издержек, а с другой стороны, разработкой методов и путей снижения операционных издержек.
Но все трансакционный издержки можно разделить на две группы по степени возможности определения для фирмы их реальной стоимости, выраженной в денежном эквиваленте:
Явные трансакционные издержки: все трансакционные издержки, которые имеют определенную рыночную цену в денежном выражении и могут быть отражены в бухгалтерских документах, например, затраты на рекламу, услуги адвоката.
Неявные трансакционные издержки: не выраженные в денежной форме трансакционные издержки, которые не могут быть зафиксированы в бухгалтерских документах, например, затраты, складывающиеся от потерь свободного времени. Они могут быть покрыты (как и вмененные) за чсет экономической прибыли от производства и реализации.
В начале XXI века в сфере экономического производства происходят глобальные изменения. Трансакционные издержки являются не только «двигателем» эволюции общественных институтов, стремление к их минимизации способствует, по нашему мнению, научному техническому прогрессу.
Областью применения трансакционных издержек является, наряду с экономикой, политика и социология, т.е. те виды человеческой деятельности, которые обусловлены взаимодействием между отдельными индивидами или их объединениями.
Таким образом, трансакция понимается как активное экономическое взаимодействие хозяйствующих субъектов, охватывающих материальные, контрактные аспекты обмена и используются для обозначения как обмена товаров, так и обмена различными видами деятельности.
Характеристика трансакционных издержек варьируется от узких определений, связывающих трансакционные издержки с отдельными видами деятельности и затратами, возникающими в ходе заключения сделки, до широких.
А вот разнообразие подходов к анализу трансакционных издержек и значительное расхождение по поводу не только сферы их образования, но и содержания, свидетельствуют о том, что развитие теории трансакционных издержек находится на стадии описания их видовых характеристик и формирования подходов к раскрытию закономерностей их образования.
1.3. Масштабы деятельности трансакционного сектора
Многие виды трансакционных издержек непосредственно не наблюдаемы и поэтому с трудом поддаются статистическому измерению. Единственная пока попытка количественно оценить их уровень (на материале экономики США) принадлежит Дж.Уоллису и Д.Норту.
Исходным для их анализа является упоминавшееся уже деление издержек на два основных класса - "трансформационные" (связанные с физическим воздействием на предмет) и трансакционные: "Трансформационные издержки есть издержки, связанные с превращением затрат в готовую продукцию, издержки по осуществлению трансформационной функции. Трансакционные издержки зависят от затрат труда, земли, капитала и предпринимательского таланта, которые используются в процессе рыночного обмена.
И трансформационные, и трансакционные издержки признаются производительными. Их поведенческое подобие предполагает, что экономические агенты стремятся минимизировать общую сумму тех и других издержек, а значит, не делают между ними различия. И функция трансформации, и функция трансакции требует реальных затрат. В известных пределах две эти категории издержек взаимозаменяемы.
Для определения издержек трансакции Дж.Уоллис и Д.Норт пользуются следующим критерием: с точки зрения потребителя, таковыми являются все его затраты, стоимость которых не входит в цену, уплачиваемую им продавцу, с точки зрения продавца - все его затраты, которые он не нес бы, если бы "продавал" товар самому себе. Например, при покупке дома трансакционные издержки покупателя будут определяться наймом адвоката, временем, затраченным на осмотр домов, сбором информации о ценах, уплатой пошлины при юридическом оформлении сделки и т.д. Для продавца такие издержки будут состоять из расходов на рекламу, найм агента по продаже недвижимости, затрат времени при показе дома и т.д. При этом акт купли-продажи может вызывать вторичные сделки и на стороне покупателя, и на стороне продавца: скажем, найм юриста или найм агента по торговле недвижимостью. Поэтому в составе трансакционных издержек авторы выделяют рыночный компонент. Эту часть, получающую явную стоимостную оценку на рынке, они называют "трансакционными услугами".
Согласно полученным оценкам, в ВНП США доля трансакционных услуг, оказываемых частным сектором, увеличилась с 23% в 1870 г. до 41% в 1970 г., оказываемых государством -- с 3, 6% в 1870 г. до 13,9% в 1970 г., что в сумме составило рост с 26,1% до 54,7%. Часть этого роста в течение столетия была отражением передвижки трансакционных затрат из внерыночной сферы на рынок, но другая часть представляла реальное инвестирование ресурсов.
Расширение трансакционного сектора, по словам Дж.Уоллиса и Д.Норта, явилось "структурным сдвигом первостепенной важности". Дело в том, что снижение трансакционных издержек в расчете на одну сделку (то есть их удельного уровня) открывает путь дальнейшему углублению специализации и разделения труда: "...ресурсы общества, направляемые на спецификацию и защиту прав собственности, были настолько эффективны, что это сделало возможным гигантский расцвет контрактных форм, которые заполнили нашу современную экономику и которые являются ключом к объяснению контраста между высокоразвитыми странами и странами "третьего мира".
Дж.Уоллис и Д.Норт выделили три фактора, лежавших в основе повышения удельного веса трансакционного сектора в экономике США: "С нашей точки зрения, трансакционный сектор рос по трем главным причинам: углубление специализации и разделения труда; технический прогресс в промышленности и на транспорте, сопровождавшийся увеличением размера фирм; усиление роли правительства в его взаимодействии с частным сектором" Wallis J.J., North D.C. Measuring the transactional sector in Amerncan economy, 1870--1970. -- In: Long-term factors in American economic growth. Ed. by Engerman S., Chicago, 1986..
Значение затрат по спецификации и правовой защите контрактов возрастало по мере расширения рынка и усиления процесса урбанизации. На смену личному обмену между хорошо знающими друг друга контрагентами пришел обезличенный обмен, требовавший детального определения условий сделки и разветвленных механизмов правовой защиты. Снижение удельного уровня трансакционных издержек началось в середине 19 в. в связи с развитием сети железных дорог, что подготовило почву для урбанизации населения и расширения рынков. Последствия большего товарного разнообразия и ослабления личных контактов выразилось в том, что экономические агенты увеличили свои расходы на поиск и обработку рыночной информации.
Использование капиталоемких технологий оправдано только при достаточно значительных масштабах производства, что требует ритмичного поступления сырья и материалов и налаженной системы сбыта. Сокращение издержек и повышение скорости транспортировки сделали возможным переход к крупным организациям. Благодаря этому больший поток трансакций стал осуществляться не только через рынок, но и непосредственно внутри фирм.
Произошло снижение издержек по оказанию давления на органы политической власти в целях перераспределения прав собственности, чем и было предопределено непрерывное нарастание государственного вмешательства в экономику. (В частности, Дж.Уоллис и Д.Норт отметили повысившееся значение законодательных комиссий Конгресса США и расширение полномочий исполнительной власти.) Бремя, которое оказалась вынуждена нести экономика из-за усилившегося государственного активизма, стало неизмеримо тяжелей.
Анализ Дж.Уоллиса и Д.Норта интересен тем, что он вскрывает всю неоднозначность источников расширения трансакционного сектора. Его рост может происходить:
1) при простом перемещении трансакционных услуг из внерыночной сферы на рынок;
2) при снижении стоимости единичной трансакции (за счет экономии на масштабах или лучшей спецификации и защиты прав собственности государством), если эластичность спроса на трансакционные услуги по цене выше 1;
3) при постоянной или повышающейся удельной стоимости трансакционных услуг, если это повышение перекрывается экономией на издержках производства в "трансформационном" секторе в результате научно-технического прогресса;
4) при удорожании процесса обмена вследствие установления государством неэффективных правил, регулирующих отношения собственности.

1.3. Информационное обеспечение.
Информационная система организации.
Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией. Для управления современной организацией характерно применение высокоэффективных информационных технологий. Информационные технологии (системы) – это использование вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации. Информационные системы реализуют принципы единства производственного процесса, информации и организации путём использования технических средств обработки информации путём использования технических средств обработки информации в сочетании с использованием аналитических методов математической статистики и моделей прогнозно – аналитических расчётов. В деловом мире в настоящее время находит широкое применение электронная почта, новая телефонная аппаратура, средства телекоммуникаций и информационных компьютерных сетей.
Технические средства работы с информацией.
Сбор, обработка, передача, получение и хранение информации осуществляется с помощью организационной техники (оргтехники). К оргтехнике в широком смысле можно отнести любые устройства и приспособления, начиная от карандаша и кончая вычислительными машинами и системами.
Поскольку актуальность традиционной, ориентированной на «бумажную информатику» оргтехники остаётся весьма высокой.
Примеры технических средств работы с документацией.
Составление и изготовление документной информации осуществляется с помощью персональных компьютеров, оснащённых принтерами. Находит применение диктофонная и диктофонной – компьютерная технология.
Транспортирование документов. Может осуществляться при помощи тележек, конвейеров, лифтов, пневмопочты.
Средства обработки документов включают большой набор устройств. Это адресовальные и маркировальные машины, фальцевальные и листоподборочные устройства, резальное, брошюровальное и переплетающее оборудование, ламинаторы.
Для целей копирования и размножения документов используются специальные технические средства: ксероксы, средства фотокопирования, цифровые технологии копирования. Быстрое получение качественной полиграфической продукции обеспечивают офсетная печать, ризография и другие средства.
К средствам хранения документов относятся конверты, стеллажи, шкафы – регистраторы, полки и блоки, сейфы.
Сбор информации (предложений по совершенствованию работы аппарата управления, по повышению качества продукции и др.) осуществляется с помощью анкетирования, почтовых ящиков, телефонной связи, устных опросов, совещаний и т.п.


1.4. Общие понятия коммуникации. Под коммуникацией понимают обмен информацией между двумя и более людьми. Поэтому коммуникации называют связующими процессами. Эффективным является тот управленец, который из общего потока коммуникации умеет быстро отбирать информацию, полезную для процесса управления.
Выделяются четыре базовых элемента коммуникаций: отправитель информации; сообщение – содержание информации; канал передачи информации; получатель – адресат информации.
В процессе информации от отправителя к получателю сообщение может быть искажено или даже полностью утрачено.

Коммуникации делятся на две большие группы:
• между организацией (институтом) и внешней средой.
• Внутри организации (института)
К первой группе относятся средства массовой информации, потребитель, органы государственного регулирования, надзор за качеством, налоговая служба, поставщики, политические партии и т.п. Ряд коммуникаций внутри организации в виде обсуждений, решений, контактов между людьми являются следствием внешней коммуникации .
Ко второй группе относятся коммуникации между подразделениями по вертикали и по горизонтали; коммуникации внутри подразделений по уровням производства и управления; межличностные контакты, как формальные, так и неформальные.
Особо следует выделить коммуникации руководитель – подчинённый, руководитель – группа подчинённых.
Руководитель, реализуя решения среди подчинённых, должен уметь управлять возникающими при этом реакциями. Они заключаются либо в поддержке его решений. Либо в проявлении противоречий. Считается , что полная поддержка решений руководитель – это серьёзный симптом о неблагополучии в организации, подразделении.


2. Направления снижения трансакционных издержек в образовании
2.1. Анализ трансакционных информационных издержек в образовании Дошкольное учреждение - это открытая динамическая социальная система. Она состоит из взаимодействующих элементов, объединённых общей целью, образующих определённую структуру и связанных между собой определёнными отношениями. Открытость этой системы означает, что её элементы находятся в определённых отношениях не только друг с другом, но и с внешней средой. Динамичность учреждения определяется необходимостью соответствовать изменениям внешней и внутренней среде.
Задача заведующего детского сада – направить деятельность коллектива на решение главных задач педагогики, разумно распределять полномочия в соответствии с Уставом ДОУ и правилами внутреннего трудового распорядка работников детского сада; с учётом условий и режима работы учреждения создавать творческую атмосферу в коллективе.
В работе с клиентами (родителями воспитанников ) работа учреждения нацелена на :
• наличие партнёрских отношений с родителями воспитанников;
• умение руководителя создавать комфортные условия работы для своих сотрудников и нацелить на реализацию поставленных целей;
• способность образовательного учреждении представить услуги, отвечающим запросам родителей;
• возможность своевременного информирования родителей ;
• качество выстроенных коммуникаций учреждения со своими контрагентами: поставщиками, учредителями, другими социальными институтами.
Поддержание перечисленных факторов порождает трансакционные издержки образовательного учреждения.
В основе оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольном учреждении лежит динамика педагогических процессов, выявление того, как осуществляемые преобразования действуют на развитие личности каждого ребенка. Реально обеспечить эффективность этой деятельности возможно, во-первых, своевременным получением комплекса необходимой достоверной информации, во-вторых, анализом этой информации, в-третьих, принятием управленческих решений, основанных на проведенном анализе и, в-четвертых, реализацией принятых решений.
Любое управляющее воздействие идет через информацию управления (или командную информацию), а сообщение органу управления о сложившейся обстановке - через информацию состояния. Другими словами, принятие
решений - это целенаправленный процесс переработки «информации состояния» в «командную информацию».
Движение информации по функциональным уровням образовательного учреждения. и управления в процессе выполнения организационной функции сопровождается искажениями (преградами), которые могут быть как непреднамеренными, так и сознательными.
Непреднамеренные искажения могут быть в силу непродуманности структуры управления учреждением, перегрузки информацией, в силу затруднений в межличностных контактах, ошибок и т.п.
Сознательные искажения обычно с так называемой фильтрацией информации: желание сообщить только хорошие новости, данные, страх перед наказанием и т.п.
Отрицательное влияние на коммуникационный процесс могут также оказывать плохие отношения между отдельными подразделениями, конфликтные ситуации между отдельными работниками.
Межличностные отношения (соглашения) занимают много времени руководителя. Речь идёт о прямом межличностном обмене информацией разговоров (трансакциями).
На пути эффективности межличностных коммуникаций возникают преграды (помехи), связанные с искажением восприятия информации, семантические помехи, некачественная обратная связь, плохое слушание и др.
Персонал (агенты) по – разному воспринимают одну и туже информацию в силу своих знаний, опыта, убеждений, интересов, эмоционального состояния. Это является причиной избирательного восприятия информации. На коммуникативный процесс оказывает влияние степень открытости, степень доверия к подчиненному, предвзятость, несправедливость.
В качестве преграды в соглашениях между агентами нередко выступают семантические неточности – неоднозначное понимание слов (символов), а также невербальная информация (интонация, мимика, жесты, поза.).
Во всех случаях руководитель должен принять решение. Умение готовить и принимать управленческие решения считается одним из основных в деятельности руководителя, так как именно оно позволяет выделить труд руководителя в особый вид управленческой деятельности. Но принять правильное решение можно лишь при наличии достоверной информации на всех этапах процесса формирования решения. Многие из указанных выше авторов считают, что информация является той основой, благодаря упорядочиванию и систематизации которой руководители смогут более эффективно осуществлять свою деятельность. Поэтому так остро стоит вопрос об актуальности проблемы информационного обеспечения управления.

В дошкольном учреждении с каждым годом увеличивается документооборот.
В документационной деятельности возникают фактические однообразные трудности:
- неизбежная утрата документов, следовательно, информации;
- попадание документов и информации, содержащихся в них третьему лицу.
- скопление множества документов;
- избыточность документооборота, крупная утрата времени на обработку входящей и исходящей информации, а это означает – медленная реакция на новейшие действия.
- издержки рабочего времени на поиск нужного документа;
- лишние издержки на бумагу и копирование для сотворения нескольких копий.

Направления снижения трансакционных издержек в информационно – аналитическом обеспечении управленческой деятельности дошкольного учреждении.

Чтобы избежать трансакционных информационных издержек в дошкольном учреждении можно предложить следующие рекомендации:

• Чётко обдумывать содержание информации, предназначенной для передачи;

• Следить за точностью выбранных слов, используемой интонации, позы, жестов;


• Необходимо быть внимательным к чувствам собеседника, получателя сообщения или указания для исполнения;

• Добиваться установления обработкой связи.


• Положительная реакция собеседника, получателя сообщения, подчинённого заметно влияет на повышение эффективности обмена управленческой информацией.


Эти рекомендации могут быть прописаны в Корпоративном кодексе дошкольного учреждения.

Если говорить о информационных издержках при работе с документами, то можно, чтобы избежать их , информацию хранить в ячейках (папках), каждая из которых имеет своё название и код (порядковый номер)
Это способствует рационализации труда руководителя . ( Приложение № 1)


Для снижения издержек по поиску информации подключить не только образовательные учреждения (школы) , но и дошкольные учреждения к локальной сети Интернет.

Заключение
В данной работе мною были рассмотрены теоретические вопросы, связанные с понятиями и сущностью трансакционных издержек. Проведён анализ трансакционных информационных издержек в дошкольном образовательном учреждении.
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
1. Трансакционные издержки можно определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало.
2. Трансакционные издержки — охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организаций предстоящей деятельности, ведения переговоров; издержки по изменению планов, пересмотру условий договора и разрешения спорных вопросов,.
3. Трансакционные издержки включают любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, созданных структур не только учреждений образования .
Трансакционные информационные издержки для дошкольных образовательных учреждений важны также как и для других фирм.

Во всех случаях трансакионных информационных издержек руководитель должен принять решение. Умение готовить и принимать управленческие решения считается одним из основных в деятельности руководителя, так как именно оно позволяет выделить труд руководителя в особый вид управленческой деятельности. Но принять правильное решение можно лишь при наличии достоверной информации на всех этапах процесса формирования решения. Информация является той основой, благодаря упорядочиванию и систематизации которой руководители смогут более эффективно осуществлять свою деятельность. Поэтому так остро стоит вопрос об актуальности проблемы информационного обеспечения управления.













Список использованной литературы
1. Информационно – аналитическое обеспечение управленческой деятельности/ Справочник руководителя дошкольного учреждения, № 3 2008, с.31-36.
2. История экономических учений (современный этап) / Под ред. Худокормова А. Г. – М.: ИНФРА-М, 2004.
3. Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Институциональная экономика. – М., 2001.
4. Коновалов А.А. Трансакционные издержки по поиску информации, М, 2006 г
5. Нуреев Р. М. Институционализм: прошлое, настоящее, будущее // Вопросы экономики, 1999, № 1.
Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. – М.: Издательство НОРМА, 2004.
6. Олейник А. Н. Институциональная экономика. – М., ИНФРА, 2007.
7. Основы микроэкономики / Под ред. Николаевой И. П. – М.: ЮНИТИ, 2001.
8. Попова Т.Д. , Внутренний контроль издержек организации, 2001г.
9. Стукач В.Ф. Трансакционные издержки в АПК: измерение, информации, регулирования, монография., 2006 г.
10. Тарушкин А. Б. Институциональная экономика. – СПб.: Питер, 2004.
11 Фалюшина Л.И. Технологии менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования , М, Аркти, 2006 г.
12. Экономика / Под ред. Архипова А. И., Нестеренко А. Н., Большакова А. К. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.


Приложение № 1

Способы получения и организация работы с информацией.

Информационно – аналитическая деятельность является одним из основных инструментов управления дошкольным учреждением.
Информация нужна всем: руководителю, сотрудникам, родителям, населению микрорайона, заинтересованным организациям. Объёмы поступающей информации постоянно увеличиваются, поэтому важна процедура отбора информации.
В зависимости от того, кто собирает, анализирует сведения и пользуется ими, можно выделить три уровня информации.
• Административно – управленческий (руководитель и его заместитель)
• Коллективно – коллегиальный (коллектив)
• Общественный (родители и дети)

Способы получения информации.
Для сбора информации используются различные способы:
1. Изучение директивных, информативных, инструктивных, правовых, методических документов, на основе которых организуется деятельность ДОУ.
2. Анкетирование педагогов и родителей.
С помощью анкет удаётся выяснить о пожеланиях родителей по работе дошкольного учреждения.
3. Изучение опыта других учреждений.
Ознакомление с опытом работы других учреждений помогает скорректировать и качественно улучшить систему работы в своем ДОУ.
4. Наблюдение за деятельностью педагогов и детей.
5. Анализ документации, планов, воспитательно – образовательных программ, детских работ, статистических данных.
6. Социологический опрос.
7. Тестирование. Проведение теста в целях выявления личностного статуса каждого члена коллектива помогает дифференцированно подойти к расстановке кадров по группам. В итоге формируется стабильный микроклимат в коллективе.
8. Мониторинг. Это организация, сбор, хранение ,обработка и распространение информации. Проведение мониторинга формирует базу для принятия решений.
Значение собранной и проанализированной информации в работе ДОУ,
Объём поступающей информации в ДОУ велик. Одному руководителю невозможно ей собрать, обработать и проанализировать. Поэтому назначаются ответственные за сбор и анализ той или иной информации.
Очень важно знать, для чего нужна информация, кому она адресована и где найдёт применение.
Информацию получают из любых источников: книг, периодики пособий , методических разработок, статистических данных, помогающих педагогам в их деятельности.
Информационность руководителя и сотрудников имеет большое значение по следующим причинам:
• Самооценка сотрудника в значительной степени зависит от его информированности;
• Мыслительная деятельность сотрудников, направленная на решение поставленных задач, может получить толчок лишь в том случае, если они проинформированы о рамках и возможностях, в соответствии с которыми они действуют.
• С получением информации у сотрудников возрастает готовность к труду, т.к. каждый их них чувствует в этом акте проявление уважения к нему лично.
• Уверенность в себе и производительность труда сотрудника зависят от того, насколько он информирован о процессе его социального обеспечения.
• Сотрудники могут уверенно выполнить задание только в том случае, когда перед ними поставили конкретную цель и дали точные указания по её достижению.
• Информация лучше всего воспринимается подчинёнными в тот момент, когда они её ждут.

Организация работы с информацией.
Сбор, уточнение, распространение информации происходит еженедельно на заседаниях административной группы ДОУ (заведующий, старший воспитатель, заместитель заведующего по АХЧ, старшая медицинская сестра). Если требует ситуация, проводятся пятиминутки. Информация, необходимая всему педагогическому коллективу, передаётся и используется на педчасах, педсоветах, общих и профсоюзных собраниях. Информация для родителей содержатся в таких информационных источниках, как журнал для родителей «Страна детства», реклама ДОУ , представленная визитной карточкой (вид и категория ДОУ, направления деятельности, спектр образовательных услуг), родительские уголки в группах, стенд «Меню на каждый день».
После сбора и анализа информации следует принятие решения (через приказы, распоряжения, организацию деятельности, контроль, планирование и т.п.)
Для удобства при организации работы с информацией имеется в наличии папки «Входящая, исходящая информация» , «Основание для издания приказов».
Блоки информационной системы:
Система информационного обеспечения в ДОУ способствует рационализации труда руководителя и включает в себя несколько блоков. В каждом блоке определено содержание информации, когда. Кто её собирает и анализирует, где она используется. Хранится информация в ячейках (папках), каждая из которых имеет своё название и код (порядковый номер).

Блок «Нормативно – правовая база управления ДОУ»
Данный блок представлен такими нормативно – правовыми документами, как Конституция РФ, федеральные и региональные законы, постановления Правительства РФ, государственные образовательные стандарты, приказы и инструкции федеральных ведомств, письма - разъяснения и методические рекомендации органов управления образованием.
Блок «ОДР» - организационные документы руководителя.
В блоке содержатся документы, регламентирующие деятельность учреждения.
• Лицензия,
• Свидетельство о государственной регистрации
• Свидетельство о государственной аккредитации
• Договор с учредителем
• Устав ГДОУ
• Концепция ГДОУ
• Программа развития ГДОУ
• Годовой план ГДОУ
• Договоры с учреждениями


Блок «К» - работа с кадрами

№ п/п Раздел блока Информация
Ответственный за сбор Время сбора Где используется
1 Сведения о кадрах Заведующий Август (анализ сведений за прошлый учебный год) и сентябрь (начало нового учебного года) на педагогических советах, при аттестации
2 Должностные обязанности сотрудников Заведующий и старший воспитатель Август,
сентябрь на педагогических советах, при аттестации
3 тарификация Заведующая, профсоюзный комитет Сентябрь, январь, июнь в работе профсоюзного комитета, управление образованием
4 Нормативные документы по работе с кадрами Заведующий ежемесячно на педагогических советах
5 Повышение квалификации Заведующий,
старший воспитатель Август, сентябрь, июнь на педагогических советах, при аттестации
6 Аттестация сотрудников Аттестационная комиссия Сентябрь, март на педагогических советах, при аттестации
7 Работа с молодыми специалистами (план мероприятий) Заведующий, старший воспитатель Сентябрь, март, май на педагогических советах
8 Сведения о награждении Профсоюзный комитет, заведующий Сентябрь, ноябрь, январь при аттестации
9 Охрана труда (план мероприятий) заведующий Август, март в работе профсоюзного комитета и деятельности ДОУ
10 Общественная деятельность Профсоюзный комитет Сентябрь, май в работе профсоюзного комитета
11 График отпусков заведующий январь на общем собрании коллектива ДОУ
12 Правила внутреннего трудового распорядка Заведующий Август, сентябрь на общем собрании коллектива ДОУ
13 Коллективный договор Заведующий. Профсоюзный комитет сентябрь на общем собрании коллектива ДОУ

Блок «НМО» - научно – методическое обеспечение

• Подбор и систематизация материалов в методическом кабинете
• Система методической работы в ДОУ
• Сведения о самообразовании педагогов
• Передовой педагогический опыт.

Блок «ВО» - воспитание и образование
• Взаимодействие сотрудников с детьми;
• Развитие в игровой деятельности;
• Речевое развитие;
• Развитие в изобразительной деятельности;
• Развитие в музыкальной деятельности;
• Развитие в театрализованной деятельности;
• Развитие элементарных математических представлений;
• Развитие экологической культуры;
• Развитие представлений о человеке в истории и культуре.

Блок «ВЗ» - взаимодействие детского сада с семьёй, спонсорами, общественностью
• Сведения о составе семьи;
• Сведения об изучении запросов родителей на образовательные услуги;
• План работы родительского комитета;
• Материалы по организации родительских собраний;
• Благотворительная помощь ГДОУ;
• Материалы по организации дополнительных образовательных услуг.

Блок «П» - преемственность в работе детского сада и школы.
• Договор о совместной работе;
• Планы совместных мероприятий для детей, педагогов, родителей;
• Диагностика развития детей, поступающих в школу;
• Анализ успеваемости выпускников детского сада.

Блок «МТО» - материально – техническое обеспечение
• Смета;
• Материально – техническое обеспечение;
• Акт о состоянии пожарной безопасности;
• Акты СЭС;
• Акты замера сопротивления;
• Сведения об оснащенности спортивного и музыкального залов;
• Паспорта оснащённости кабинетов;
• Акт готовности к новому учебному году.

Блок «З» здоровье и здоровый образ жизни.
• Показатели физического развития и физической подготовленности детей;
• Результаты диспансеризации;
• Акты санитарно – гигиенического режима ГДОУ;
• Акты организации рационального питания;
• План – график физкультурно – оздоровительных мероприятий;
• Анализ работы по обеспечению охраны труда и безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников.
Подводя итог, можно подчеркнуть, что информация выступает одним из первостепенных ресурсов в деятельности руководителя и играет огромную роль в развитии ГДОУ и упрочнение его позиций.


Направления снижения трансакционных информационных издержек в дошкольном образовании

Назад в раздел