Поиск по сайту

Инновационная деятельность в общеобразовательных учреждениях Петровского района

Автор: Орлова Г.В.


Г.В. Орлова
директор МУ «Ресурсный центр
обеспечения сферы образования»
Петровского района
Тамбовской области


Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

В настоящее время стала очевидной необходимость модернизации системы образования, так как современному обществу необходим человек творческий и инициативный, готовый и способный нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества в целом.

В условиях модернизации современной системы образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность существенного обновления содержания, достижения нового качества образования на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.

Инновационная деятельность общеобразовательных учреждений Петровского района тамбовской области осуществляется по следующим направлениям:

1) Участие в экспериментальной работе на уровне муниципальных и школьных площадок;

2) Участие общеобразовательных учреждений и учащихся в проектной деятельности;

3) Развитие инноваций в организации учебного процесса.

Начиная с 2004 года в целях выполнения основных направлений концепции реструктуризации общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, сохранение системы образования, обеспечения доступности образования и в соответствии с муниципальной Программой развития образования Петровского района на период до 2010 года мы начали осваивать опытно-экспериментальную работу.

На основании постановления администрации района от 30.12.2004 № 547 были созданы экспериментальные площадки муниципального уровня, такие как сельский социокультурный комплекс:

- с центром в Новоситовской средней общеобразовательной школе, объединенных функций общего и дошкольного образования;

- с центром в Шехманской средней общеобразовательной школе, объединенных функций средней общеобразовательной школы, дополнительного образования детей, дошкольного образования;

- с центром в Песчанской основной общеобразовательной школе, объединенных функций школы, библиотеки, ФАПа;

- с центром в Малосамовецкой основной общеобразовательной школе, объединенных функций школы, библиотеки, ФАПа.

Школа полного дня в Избердеевской начальной школе-детском саду, объединенных функций начальной школы и дополнительного образования.

В ходе проведенной работы произошли изменения в развитии государственно–общественных форм управления обществом, улучшилась организация взаимодействия учреждений образования, культуры, здравоохранения в вопросах обеспечения единства и преемственности усилий в сфере обучения, воспитания детей, повышения качества образовательных, культурно-просветительских, муниципальных услуг населения района. Отделом образования изучается уровень обученности, воспитанности, проводятся тренинги, мониторинг здоровья. Во всех перечисленных выше школах нет детей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района, уровень обученности составил 100 %.

В целях реализации «Программы модернизации и развития системы образования района», реализации проектов в рамках подпрограммы «Содействие инновационному развитию системы образования на селе на 2005-2008 годы», а также развития государственно–общественных форм управления обществом и взаимодействия образования, культуры, здравоохранения для обеспечения единства и преемственности усилий в сфере обучения, воспитания, повышения качества образовательных услуг для населения в 2006 году были созданы следующие муниципальные экспериментальные площадки (постановление администрации района от 28.09.2006 №461):

1. «Сельская профильная школа» на базе Избердеевской средней общеобразовательной школы (профили: естественно-математический, социально-гуманитарный, технологический).

Актуальность проблемы определяется тем, что у большинства выпускников, вступающих в современный рынок труда, наблюдается социальная и психологическая невостребованность, потеря жизненных ориентиров, позитивных мотивов.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.

На подготовительном этапе в школе разработаны программа «Профильная школа на старшей ступени образования», в которой определены приоритетные направления образования, определяются сроки, структура и способы управления, формы контроля и оценки эффективности выполнения программы и Положение о сельской профильной школе.

ОУ располагает достаточно высоким кадровым потенциалом, в 2002 - 2004 году шесть педагогов прошли профессиональную переподготовку по программе «Профильное обучение на старшей ступени обучения» по дисциплинам: русский язык и литература, математика, биология, история, химия.

Располагая определенной учебно-материальной базой, в основном за счёт участия в проектах, и высоким кадровым потенциалом, школа может стать базовой для четырех общеобразовательных учреждений по организации предпрофильной и профильной подготовки.

По материалам исследований 81% учащимся предпрофильная подготовка помогла в выборе профиля.

С 2005-2006 учебного года все общеобразовательные учреждения перешли на предпрофильное обучение учащихся в 29 общеобразовательных учреждениях, предпрофильную подготовку получили 268 учащихся. Всего элективных курсов насчитывалось 149.

2. Школа полного дня на базе Петровской средней общеобразовательной школы, основной задачей которой стало формирование структуры, форм организации учебной работы, способствующих развитию как классного коллектива в целом, так и отдельных его учеников и интеграция основного и дополнительного образования.

На подготовительном этапе создается нормативная база: Положение о школе полного дня, разработаны дополнительные должностные обязанности заместителей директора по учебной и воспитательной работе, воспитателя, классного руководителя и педагога дополнительного образования, которые будут работать в режиме школы полного дня, разработаны варианты учебного плана для обучающихся начальных классов и 5 класса.

Несколько улучшена материальная базы школы за счёт участия в проекте и средств, выделенных из муниципального бюджета.

3. Территориальное школьное объединение «МОУ Волчковская средняя общеобразовательная школа – ресурсный центр», объединенных функций дошкольного образования и филиалов Знаменской ООШ, Барановской ООШ.

В 2006 году завершена реконструкция здания школы. На базе ОУ имеются необходимые материально – технические и кадровые ресурсы. В соответствии с программой «Школьный автобус» школе выделен автобус, который осуществляет подвоз учащихся из Знаменской ООШ и Барановской ООШ.

4. ССКК с центром Красиловская СОШ, объединяющих функций школы, библиотеки и ФАПа.

Методисты ресурсного центра проводили с директорами школ, в которых созданы экспериментальные площадки, работу, направленную на разъяснение и изучение вопросов по введению инноваций.

Успеновская СОШ осуществляла эксперимент по переводу школы в режим развития по системе П.И. Третьякова.

Администрация школы особое внимание на начальном этапе уделяла ориентированию внутришкольного управления на конечные результаты и развитию школьного самоуправления.

Главной задачей этого эксперимента было обновить систему школьного управления, научиться анализировать конечные результаты работы школы.

Через несколько лет были получены определенные результаты: школа работает без второгодников, выпускники ежегодно успешно поступают в ВУЗы и ССУЗы области и страны, педколлектив систематически продолжает обучение на курсах повышения квалификации, администрация школы, имея высшие квалификационные категории, разработала систему диагностирования педагогической деятельности учителей и учащихся.

Опыт работы школы в режиме развития был обобщен на уровне области.

Экспериментальная работа в районе осуществляется под руководством районного экспертного Совета, в состав которого входят руководители РМО, работники отдела образования, ресурсного центра. На заседаниях Совета заслушиваются промежуточные отчеты, результаты экспериментальной работы .

Так, в октябре 2006 года на заседании экспертного Совета рассматривался вопрос о работе ССКК на базе Новоситовской СОШ и Малосамовецкой ООШ.

Члены экспертного Совета проводят экспертизу авторских программ, методических рекомендаций, воспитательных программ; оказывают методическую помощь и проводят консультации по конкретным проблемам, проводят знакомство с новыми технологиями обучения учащихся.

МУ «РЦОСО» проводит работу по организации групп предшкольного образования.

Разработана «Программа поэтапного введения предшкольного образования в образовательных учреждениях Петровского района», которая утверждена приказом по отделу образования от 16.10.2005 года №110.

В 2005-2006 учебном году проводился эксперимент по организации групп предшкольного образования на базе Найденовской ООШ. Анализ анкет показал, что такая форма охвата детей дошкольным образованием приемлема и дает хороший результат.

Данный вопрос обсуждался на совещаниях директоров, проведен семинар по организации групп предшкольного обучения, систематически проводится консалтинговая работа.

В настоящее время на основании Постановления администрации района от 20.07.2006 г. работают 3 группы предшкольного обучения в Первомайской СОШ (10 детей), Найденовкой ООШ (3 детей) с нагрузкой 15 часов в неделю и Избердеевской начальной школе–детском саду (27 человек) - 2 раза в неделю по три часа. Во исполнении программы проводится работа по обеспечению равных стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста из разных социальных групп и слоев населения при поступлении в общеобразовательные учреждения общего образования.

Ресурсным центром проводилась работа с кадрами по предшкольному образованию. В результате были пройдены курсы в ИПКРО г.Тамбова в 2005 году (Краснослободцева Н.И. - Избердеевская начальная школа - детский сад).

Одним из приоритетных направлений в обучении является метод проектов.

Проектная деятельность используется на уроках, элективных курсах, внеклассной работе (Избердеевская СОШ, Петровская СОШ, Волчковская СОШ, Успеновская СОШ, Дубовская СОШ - биология, история, технология, физика). В связи с расширением проектной деятельности в Избердеевской СОШ введен специальный курс в 10 классе.

Метод проектов позволяет учащимся видеть проблемы и находить пути их решения, снабжает школьников полезными знаниями.

По итогам работы над проектом проводится его презентация, на которую приглашаются преподаватели и учащиеся из других школ района (технология - Избердеевская СОШ).

В целях развития творческих способностей и опыта ведения природоохранной деятельности у подростков, формирования у учащихся экологической культуры в общеобразовательных учреждениях района проводится исследовательская и экспериментальная работа.

В Песковатской СОШ большое внимание уделяется работе по экологическому образованию и воспитанию.

Результатом этой работы является то, что под руководством учителя биологии Паршевой Р.В. учащиеся участвовали в областном конкурсе учебно-исследовательских проектов «Я и земля им. В.И.Вернадского» и стали победителями в номинации «Экология лесных животных» (2004 год).

В рамках марафона «Зеленая планета», посвященном 180-летию Российского лесничества, учащиеся готовили учебно-исследовательские проекты на тему: «Жизнь леса» - учащаяся 9 класса Ненахова Марина и странички из дневника физиологических наблюдений по теме: « Жизнь леса» - Касатова Т.

Исследовательская и поисковая работа учащихся Волчковской СОШ приводит к участию в областных мероприятиях. Так, в областной литературно–поисковой экспедиции по краеведению «Земля отцов - Земля детей» двое учащихся школы заняли первые места во всех трех турах.

Этот вид деятельности позволяет учащимся выйти в культурное пространство самоопределения. Они сталкиваются с необходимостью анализа последствий своей деятельности.

21 ноября 2006 года трое учащихся (Избердеевская СОШ - 2 человека, Песковатская СОШ - 1 человек) примут участие в областной научно-практической конференции «Путь в науку».

В процессе работы над проектом не только учащиеся, но и сам учитель осваивает новые виды деятельности, побуждая учащихся к творчеству.

В 2005-2006 учебном году школы района принимали участие в областных конкурсах инвестиционных проектов. По итогам конкурса Избердеевская СОШ заняла 1 место в номинации «Сельская профильная школа» и выиграла грант в сумме 1 млн.258 тыс рублей, Волчковская СОШ, занявшая 1 место, также получила грант в сумме 2 млн. рублей.

В число победителей также вошли Избердеевская начальная школа – детский сад и Петровская СОШ (162 тыс. и 65 тыс. рублей соответсвенно получено каждой).

Избердеевская СОШ признана победителем конкурсного отбора школ, внедряющих инновации, на получение государственной поддержки в размере 1 млн. рублей в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

В инновационной деятельности педагогического коллектива школы района наметились определенные направления.

Учителя понимают, что в условиях модернизации образования необходимо творческое освоение нового.

В начальной школе наряду с традиционной системой обучения представлены развивающая система Л.В. Занкова (Кочетовская СОШ), «Школа - 2100» (Избердеевская начальная школа - детский сад).

Все учебные предметы оснащены учебно-методическими комплектами.

С 2002-2003 учебного года в Избердеевской начальной школе - детском саду ведется обучение школьников по образовательным программам «Школа - 2100». Эта программа позволяет воспитывать в каждом ребенке творческие способности, ориентирует детей на самоопределение и самореализацию.

Проводимый мониторинг эффективности использования программы «Школа -2100» выявил высокое качество знаний учащихся по предметам, более 90 %. По системе Занкова качество знаний около 70%.

В ноябре на базе Избердеевской начальной школы - детского сада будет проводиться семинар учителей начальных классов с целью использования и внедрения данной программы в начальные классы общеобразовательных учреждений района.

Учащиеся Избердеевской начальной школы - детского сада, Петровской СОШ, Избердеевской СОШ занимаются в различных кружках Дома творчества детей и подростков района, что сказывается на раскрытии их творческих способностей.

В начальной школе широкое распространение получили здоровьесбергающие технологии.

Главной задачей этой технологии являются:

- воспитание у школьников культуры здоровья;

- формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Разработана программа по физкультурно-оздоровительной работе воспитателем высшей квалификационной категории Избердеевской начальной школы - детского сада Филатовой Ю.Г, материалы которой используют в работе педагогические работники дошкольных образовательных учреждений района.

Результаты мониторинга по Избердеевской начальной школе–детскому саду: сколиоз снизился с 16,9% до 2,4%, нарушение осанки с 30% до 12,7%, хр.тонзиллит с 17,3% до 11,5%, плоскостопие с 41% до 36%, заболевания гриппом с 10,3% до 1,6%. Наблюдается явная тенденция к снижению количества болевших детей.

Учителя начальных классов используют современные образовательные технологии, к ним относятся:

- игровые;

- развивающее обучение;

- тестовые задания;

- элементы проблемного обучения;

- здоровьесберегающие.

Это приводит к развитию творческих способностей учащихся, формированию общеучебных умений, обогащению и закреплению бытового словаря, связной речи, развитие памяти, логического мышлении, любознательности.

В современной школе на смену традиционной системе обучения приходит новая, основанная на внедрении в учебный процесс современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, которые позволяют формировать навыки работы с информацией, развивать различные виды мышления, усиливать практическую ориентацию в обучении.

Педагогами Избердеевской СОШ используются наиболее продуктивные технологии обучения, обеспечивающие развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска, анализа:

- тестовая технология – 97%;

- укрупнениее дидактических единиц – 3%;

- информационные технологии – 28%;

- уровневая дифференциация – 89%,

- проектная деятельность – 16%;

- технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых модулей учебного материала (Шаталов) – 11%;

- педагогические технологии на основе системы эффективных уроков (Окунев) – 3%;

- игровые технологии – 11%;

- интегрированные уроки – 16%.

Эффективное использование современных технологий в образовательном процессе позволяет повысить качество обучения школьников, способствует творческому развитию педагогических коллективов, побуждает его инициативу, удовлетворяет потребность учителей в профессиональной самореализации, в творчестве, направленном на создание школьной практики сегодняшнего дня.

В 7-11 классах учителем истории Акуловой Н.И. реализуется программа Российского Фонда правовых реформ. Фонд полностью обеспечил школу учебно-методическим комплектом.

С 2002 года учителем русского языка и литературы Бахруддиновой О.С. разработана и утверждена на региональном уровне программа факультативного курса «Литературное краеведение» для учащихся 5-9 классов.

В 2005-2006 учебном году школа реализовала авторские программы:

- экология животных 7 класс;

- экология человека 8 класс;

- историчекое краеведение 8 класс.

Также реализовывались авторские программы элективных курсов по 7 предметам.

Психологом школы разработана и реализуется программа «Развитие межличностных отношений подростков 12-15 лет».

Благодаря этим программам удалось выстроить пространство заинтересованного и продуктивного образования для учащихся желающих и умеющих учиться.

Одаренные дети школы занимают призовые места в районных олимпиадах практически по всем предметам и зональной олимпиаде (история, обществознание).

В Петровской СОШ в этом учебном году работа будет построена на изучении теории личностно-ориентированного подхода к учащимся 5 класса. Индивидуализация и дифференциация в обучении позволит вовлечь в работу каждого пятиклассника, создаст положительный эмоциональный настрой учащихся.

Учителя истории и обществознания используют элементы технологии творческого развивающего обучения, укрепления дидактических единиц, компьютерные технологии в старших классах. Результат: хорошие знания учащихся позволяют им участвовать в исследовательской деятельности, занимать призовые места в олимпиадах. Учителя истории Н.И. Акулова и Н.Д. Ананьева в рамках национального проекта «Образование» удостоены гранта по 100 тысяч рублей каждой.

В 2006-2007 учебном году в образовательный процесс введены учебные предметы: информатика со 2 по 8 классы в 12-ти школах района, риторика (Избердеевская начальная школа - детский сад, Дубовская СОШ, Петровская СОШ), в 18-ти школах ведётся преподавание английского языка в начальных классах.

В школах района используются информационные технологии, что приводит к развитию у учащихся логического мышления, умения анализировать, сравнивать, выявлять сущность.

Школьники успешно осваивают работу с компьютерной техникой, овладевают компьютерными технологиями.

Сдерживающим фактором в освоении сельскими детьми названных технологий является отсутствие достаточного количества компьютерной техники в большинстве школ района и качественного выхода в Интернет.

Имея компьютерные классы, оборудованные современной электронной техникой, Избердеевская СОШ и Волчковская СОШ становятся базовыми для обучения компьютерной грамотности и учителей, и учащихся.

В 2006 году курсы по проектной методике посетили 16 учителей, Интернет курсы - 53 педагога.

В 2-х ОУ учреждениях (Избердеевская СОШ и Шехманская СОШ) апробируется программа АИАС «Директор» с целью внедрения её в другие школы.

В 7-ми школах подключен Интернет, работает электронная почта, используется текстовый и графический редакторы, программные продукты по обработке индивидуальных показателей деятельности педагогических работников школы, по тарификации педагогических кадров, по исчислению расхода продуктов питания в школе.

Развитию инновационной деятельности способствуют конкурсы «Учитель года», «Воспитатель года», «Мастер-классы», районный конкурс «Защита авторских программ и методических разработок».

Одним их приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений стало обновление содержания образования и воспитания. Обновление осуществляется за счет введения в учебно-воспитательный процесс элементов развивающих программ «Развитие», «Детство». Воспитатели детских садов успешно используют элементы из программы Т. Колесниковой «Математика», которая способствует развитию математического мышления и обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования.

В 2006 году Избердеевской начальной школой – детским садом разработана программа развития по внедрению оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, целью которой является охрана и укрепление здоровья детей. В программу включены такие направления, как лечебно–профилактическое, фитотерапия, дыхательная гимнастика, активный отдых, закаливания. В областном конкурсе «На лучшее дошкольное образовательные учреждения» в номинации физкультурно – оздоровительная работа в детском саду школа-детский сад была удостоена гранта в сумме 13 тыс. рублей.

Воспитательная работа в ОУ района строится, исходя из принципа формирования гармонично развитой личности, адаптированной к своевременному социуму.

Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию.

В Покрово-Чичеринской СОШ старшей вожатой Петровой Л.Н. разработана и апробирована программа «Прикоснуться сердцем». Программа строится на поисковой деятельности учащихся, большое значение придаётся самостоятельной работе школьников.

Опыт работы Петровой Л.Н. «Роль патриотического воспитания школьников в современных условиях» обобщён и внесен для распространения в областной банк передового опыта.

Данная программа на 7 областном конкурсе авторских программ в 2005-2006 учебном году была удостоена диплома.

Успешное применение инновационных технологий подтверждается окончанием школ выпускниками с серебряными и золотыми медалями, участием в научно-практической конференции «Путь в науку», хорошими результатами учащихся в районных, зональных и областных олимпиадах, удовлетворительной сдачей ЕГЭ.

Необходимо знать, что, используя инновационные технологии, можно привлечь в систему образования хорошие кадры, дать школьникам возможность получить образование того качества, которое обеспечит их жизненные перспективы.

Отдел образования, Ресурсный центр обеспечения сферы образования будет стремиться создавать такие условия, в которых каждый педагог сможет реализовать свой потенциал.

В результате надо продолжить работу по сотрудничеству педагогов района с Институтом повышения квалификации с целью применения в практике своей работы научных достижений по внедрению современных образовательных технологий.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на аналитическую работу, в связи с внедрением экспериментальных моделей в общеобразовательные учреждения.

В школах на будущее планируем ввести профильное обучение на базе Волчковской СОШ; открыть группы предшкольного обучения в Яблоновецкой СОШ, Петровской СОШ, Светлоозерской ООШ; апробировать внедрение управляющих Советов в Избердеевской СОШ, Петровской СОШ, Дубовской СОШ, Волчковской СОШ, Избердеевской начальной школе - детском саду, создать на базе Покровочичеринской СОШ модель по патриотическому воспитанию «Роль краеведения в патриотическом воспитании школьников».



Инновационная деятельность в общеобразовательных учреждениях Петровского района

Назад в раздел