Поиск по сайту

Методическая разработка урока по теме «Праздники и календари»

Автор: Габибова Зулейха Мамерзаевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 136 Калининского района Санкт-Петербурга


         Данный урок разработан в логике программы «Основы мировых религиозных культур» курса ОРКСЭ (4 класс). В основу положен культурологический подход, предполагающий, что изучаемый объект рассматривается не отдельно («сам по себе»), а как часть единого социокультурного процесса – во взаимосвязи с другими объектами, в контексте прошлого-настоящего-будущего. В центре внимания школьников на данном учебном занятии оказывается феномен религиозного праздника как способа и момента единения верующих людей. Учебная дисциплина: Основы религиозных культур и светской этики.

Программа: Основы мировых религиозных культур

Адресат: учащиеся 4-го класса

Цель урока: формирование у школьников представления о роли праздников в жизни верующих людей.

Культурологическая идея: религиозный праздник как способ единения верующих; как возможность для верующего человека ощутить свою сопричастность с локальным сообществом, имеющим единые взгляды на жизненные и общественные ценности.

Задачи:
• уточнить представление детей о сущности понятия «праздник»;
• показать объединяющую силу праздника;
• раскрыть топологию праздников в культуре;
• объяснить сущность понятия «религиозный праздник»;
• показать многообразие функций религиозных праздников;
• объяснить общие черты праздников всех религиозных культур – наличие символики, определенных ритуалов, системы запретов и разрешений;
• изучить такие праздники как Пасха, Шавуот, Ураза байрам, Дончод;
• показать важность уважительного отношения к праздничным традициям людей различного вероисповедания.

Прогнозируемые образовательные результаты:
Личностные УУД:
• уважительное отношение к праздникам различных религий;
• интерес к познанию праздничной культуры других народов.
Метапредметные УУД:
• умение планировать познавательную деятельность;
• умение работать с текстовыми материалами (анализировать, выделять главную мысль, переводить текстовую информацию в визуальную – картинки, изображения);
• умение работать в команде;
• умение выражать свою точку зрения и аргументировать ее.
Предметные УУД:
• представление о сущности понятия «праздник»;
• представление о функциях религиозных праздников и их объединяющей силе;
• представление о главных религиозных праздниках мировых религий;
• представление о роли религиозных праздников в объединении народов, проживающих в России.

Форма работы: интеграция фронтальной и групповой работы учащихся.

Используемое оборудование: компьютер, проектор, коробка с праздничной атрибутикой, раздаточные карточки с заданиями, наглядные пособия для проектной деятельности.

Организация пространства учебного кабинета: столы и стулья поставлены для работы по группам (4 группы по 6 человек).

Ход урока:
     1. Организационный этап.
Учитель приглашает учащихся в класс. Просит их занять места за столами по группам (группы сформированы заранее). Учащимся предлагается встать вокруг своего стола и взяться за руки. Организуется приветствие:
- улыбнитесь друг другу;
- выберите самого высокого человека в вашем кругу; пусть он отправит рукопожатие по кругу; тот, кто получил рукопожатие одной рукой - пересылает его другой рукой дальше; в результате приветствие должно вернуться отправителю.
Учитель предлагает разъединить руки и тихо сесть.
     2. Мотивационно-целевой этап
Педагог обращает внимание детей на начало урока: какие чувства и эмоции у вас рождались, когда вы стояли в кругу, держа друг друга за руки. Принимаются все ответы, если они доказаны. Обобщая высказанные версии, учитель подчеркивает, что замкнутый круг в культуре всегда означает единение, нечто целое и неразрывное.
Задается следующий вопрос: а как люди одной веры могут почувствовать себя вместе? В каких случаях или где? Учащимся, объединенным в группы, дается 1 минута на обсуждение и формулирование ответа. Заслушиваются версии команд. Учитель обобщает высказанные мнения: прежде всего, единение чувствуется во время каких-то общих церемоний, обрядов или ритуалов. Например, во время общей молитвы или паломничества.
Организуется повторение и закрепление материала предыдущего урока. Учащимся предлагается проверить себя, выполнив задание по теме «Паломничество» (Приложение 1). Каждый ребенок заполняет лист с вопросами самостоятельно. Потом дети меняются в группе своими работами (передают по кругу) и перепроверяют ответы товарищей. Если в работе товарища есть ошибки, то проверяющий (или вся группа) должен коротко объяснить соседу материал.
Учитель обращает внимание детей на то, что кроме ритуалов и обрядов в жизни верующих есть еще моменты, когда они объединяются. Предлагается сформулировать тему урока, исследовав содержание таинственной коробки. Представители от разных групп по очереди достают из коробки предметы. Учащиеся должны назвать их и выложить на общий стол (подставку). Среди предметов могут быть – свечки от праздничного торта, праздничная открытка к какому-нибудь празднику, воздушный шарик, листок отрывного календаря с каким-нибудь государственным праздником и т.д.
Группам предлагается подумать 1 минуту и сформулировать ответ: какое слово может объединить все эти предметы? О чем они рассказывают?
Делается вывод о том, что тема урока будет связана с праздниками, а поскольку учебный предмет ОРКСЭ связан с мировыми религиями, то на занятии пойдет речь о религиозных праздниках как времени объединения верующих людей.
Тема урока выводится на экране с помощью мультимедийной техники.
    3. Проектировочный этап
Учитель предлагает группам обсудить в течение 1 минуты и составить список того, что они хотели бы узнать на сегодняшнем уроке про религиозные праздники. Заслушиваются ответы групп. Учитель обращает внимание на совпадения в ответах. На основании высказанных версий формулируется план работы на уроке.
Учитель предлагает дополнить этот план работы еще некоторыми вопросами (заданными от него лично): что такое «праздник»? есть ли что-то общее в праздниках разных религий?
    4. Деятельностный этап.
        4.1. Работа с понятием «праздник» и классификацией праздников.
Учитель предлагает учащимся взять по 2 пустых листочка и записать на каждом ассоциацию со словом «праздник». На работу отводится 30 секунд.
После этого необходимо по очереди выложить в центр стола карточку со своей ассоциацией, зачитав ее для группы. Начинает тот человек, у которого в полном имени самое большее количество букв.
После того, как озвучены все карточки, группам предлагается проанализировать их: какие ассоциации встречались чаще всего. Именно они зачитываются вслух для других групп.
Учитель помогает ученикам сделать вывод: праздник – это радостное и светлое событие, которое у нас ассоциируется с хорошим настроение, встречами, подарками, вкусными угощениями и т.д.
Далее педагог предлагает устроить «перекличку» праздников. Задается вопрос учащимся: какие праздники знаете вы? От каждого стола дети по очереди вспоминают и называют их.
Педагог предлагает разобраться, чем все названные праздники отличаются друг от друга. На общем экране с помощью мультимедийной техники выводится названия некоторых праздников (и тех, что называли дети, и тех, что они не называли). Все праздники объединены в три группы (государственные, личные, религиозные). Учащимся предлагается определить, чем одна группа праздников отличается от другой. Обсуждение идет в командах.
Материал, демонстрируемый на экране:
1. 9 мая - День Победы, 23 февраля - День Защитника Отечества, 8 марта – Женский день; 4 ноября – День Народного единства.
2. День рождение, Именины, День свадьбы
3. Пасха, Рождество Христово, Курбан-байрам, Дончод, Ханука
Учитель просит перечислить те праздники, о которых пойдет речь на сегодняшнем уроке. Делается вывод, что сегодня на уроке будут рассмотрены праздники третьей группы.
       4.2. Работа с понятием «религиозный праздник»
Учитель предлагает детям прочитать фрагмент словаря Ожегова. Задание: выберите то определение слову «праздник», которое относится к нашей теме. Какое определение мы возьмем за основу?
Раздаточный материал (содержание текста):
Праздник -
1. День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-н. «Первомай — праздник весны».
2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. «В день праздника Рождества христова»
3. Выходной, нерабочий день. «Праздник Нового года».
4. День радости и торжества по поводу чего-н. Семейный п:.На душе п. (перен.: радостно).
5. День игр, развлечений. Спортивный праздник.
Каждая группа формулирует ответ и презентует его фронтально. Сходимся во мнении, что для нашего урока самым актуальным определением является определение, стоящее в тексте под номером 2. Ученикам предлагается выделить в этом определении ключевые слова и объяснить их.
       4.3. Работа с праздничными традициями различных религиозных культур.
Учащимся опять предлагается посмотреть на экран, где демонстрируются группы праздников. Обратить внимание на названия, перечисленные в третьей группе. Если учащиеся что-то знают об этих праздниках из своего повседневного опыта, то учитель предоставляет им слово. Если затрудняются ответить или отвечают неполно или неуверенно, то предлагается по группам поработать с раздаточным материалом. Цель – узнать о праздничной традиции в той или иной религиозной культуре.
Учащиеся по жребию выбирают определенную религию. Каждой группе достанется только один праздник. Но это – один из главных праздников в данной религии: христианство – Пасха, иудаизм – Шавуот, ислам – Ураза байрам, буддизм – Дончод. Каждая группа должна прочитать текст и, воспользовавшись иллюстрациями, листами бумаги, карандашами, фломастерами, создать карточку-рисунок (мнемотаблицу), которая расскажет о празднике:
1. Что можно и нужно делать во время праздника.
2. Что нельзя делать во время праздника.
3. Предметы - символы праздника.
Необходимо создать именно изображение (рисунки-символы)
Группам дается время на работу с материалами (Приложение № 2).
По завершению работы каждая из групп рассказывает о празднике, опираясь на визуальную схему (мнемотаблицу).
Другие группы могут задавать уточняющие вопросы.
         5. Рефлексивно-оценочный этап
Учитель предлагает вспомнить все, что сегодня было изучено на уроке. Выясняется, на все ли вопросы плана урока мы ответили. Учитель обращает внимание на свой вопрос: что же общего есть во всех праздниках основных мировых религий? Ответы учащиеся могут дать фронтально.
        Озвучивается домашнее задание: собрать материал из различных источников (в том числе и Интернета) и описать один из религиозных праздников, в котором участвовала ваша семья или ваши знакомые.
Конец урока организуется также как начало. Учитель поясняет, что круг – этот тот же хоровод. А хоровод (праздничный танец по кругу под музыку и песни) является символом единства всех народов и религий. Учащимся предлагается встать в один большой круг (объединившись группами), взяться за руки и спеть под фонограмму песню «Так давайте устроим большой хоровод»


                               Используемая литература:

  1. Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Образование в пространстве культуры: монография. – СПб.: СПбАППО, 2012.
  2. Коробкова Е. Н., Конопатова Н. К., Смирнова Ж. Э., Семенова О. Н. Комплекс учебно-методических материалов к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). – СПб., 2015.


Приложение № 1.

Соедини термин и определение:
1. Мощи А) путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии.
2. Хадж Б) святыни, останки тел умерших людей
3. Реликвия В) особо хранимая и почитаемая верующими святыня
4.Паломничество Г) паломничество в город Мекку

Приложение № 2.

   Тексты для работы в группах:

Дончод Хурал - считается, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы произошло три величайших события: рождение Будды в царской семье, достижение им полного Просветления в 36 лет и уход в Нирвану на 81-м году жизни. Поскольку большинство буддийских школ считает, что эти события произошли в один и тот же день года, в их память установлено единое торжество. В дни этого праздника во всех монастырях проводятся торжественные молебни, устраиваются процессии и шествия.В канун праздника верующие посылают своим друзьям и родственникам поздравительные открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.
Многие дают обет соблюдать пост и пребывать в молчании в течении всех семи дней, что символизирует важность воздержания и поминовение Будды.С особой тщательностью в дни праздника соблюдается запрет на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может причинить вред любым живым существам.
Характерным обрядом является омовение Будды подслащенной водой или чаем и осыпание их цветами. В этот день принято украшать храмы и с наступлением темноты зажигать фонари, что символизирует просветление. Также можно совершать круговой обход вокруг священного места: дацана или ступы.
У буддистов обычно постятся не все верующие , а лишь монахи. Во многих странах пост приходится на определенный период, например сезон дождей. Пост обычно длится 3-4 месяца.

Ураза-Байрам - называется малым праздником. Он празднуется в честь окончания 30 дневного поста в месяц Рамадан. С наступлением Рамадана каждый правоверный должен начать пост.
В течении целого месяца мусульмане в дневное время суток не едят , не пьют, не вдыхают ароматы и дым, а также отказываются от всяких удовольствий.
Также важно в Рамадан вовремя совершать пятикратный ежедневный намаз (молитва).
Те, кто по каким-то причинам освобождены от поста, должны каждый день накормить неимущего или оказать помощь нуждающемуся, потратив на это не меньше той суммы, которую тратят в день на еду.
Готовиться к знаменательному событию правоверные начинают за несколько дней до наступления Ураза-Байрам. По традиции, мусульмане делают генеральную уборку в своих домах, дворах и в хлевах. Они также моют и чистят домашнюю скотину.
Правоверные закупают продукты, новые домашние принадлежности и утварь, чтобы как полагается встретить Ураза-Байрам. К празднику украшают и обновляют свои жилища. Для этого используют новые покрывала, скатерти и даже мебель.
С утра верующие, по традиции, надевают праздничные одежды и отправляются на праздничную утреннюю молитву.
В большинстве исламских стран период празднования Ураза-Байрам запрещено работать — все учебные заведения, магазины и прочие учреждения закрыты два-три дня.
Главный продукт, из которого готовится большинство праздничных блюд на Ураза-байрам – баранина. Кроме этого на праздничном столе обязательно должны присутствовать овощные и рыбные блюда, а также хлеб и оливки. Обязательно подаются на стол сухофрукты – инжир, сушеные финики и сладкий изюм.

Пасха — это главный и торжественный христианский праздник. Празднование Пасхи — самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». День Светлого Христова Воскресения для христиан — это время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы славословить воскресшего Христа, а вся Пасхальная седмица празднуется «как един день». Церковная служба всю неделю почти полностью повторяет ночное пасхальное богослужение. Пост перед Пасхой называется Великим постом. Обычно во время постов христиане не едят молочной и мясной пищи, воздерживаются от развлечений, не справляют свадьбы. Самыми распространенными и неотъемлемыми символами Пасхи конечно же являются крашеные яйца, пасха и пасхальный кулич, они всегда занимают самое почетное место на пасхальном столе. Издавна принято, что первой едой после сорокадневного поста должно стать освященное в церкви крашеное яйцо. Традиция красить яйца появилась очень давно: вареные яйца окрашивают в самые разнообразные цвета и их сочетания, некоторые мастера расписывают их вручную, изображая на них лики святых, церкви и другие атрибуты этого замечательного праздника. Отсюда и появилось название «крашенка» или «писанка». Ими принято обмениваться при встрече со всеми знакомыми.
Пасхальный кулич выпекается из дрожжевого теста в больших цилиндрических формах. Пасхальный кулич может храниться до 40 дней. В наше время этот обычай, в основном, сохранили наши бабушки.
В древности, кусочек от освященного кулича считался лечебным, сейчас же многие об этом даже не знают.

Шавуот или же по-другому Пятидесятница — один из трех главных иудейских храмовых праздников.
Суть праздника — празднование дня получения Моисеем на горе Синай десяти заповедей. Главным атрибутом праздника является свиток Торы.
У иудеев есть несколько основных традиций проведения праздника Шавуот. В этот праздничный день нельзя работать. Поэтому в Израиле Шавуот объявлен выходным днем. По установленному порядку праздник начинают вечером. На закате солнца все идут в синагогу. После богослужения люди расходятся по домам и устраивают праздничный ужин. Накрывают богатый стол. На столе обязательно присутствие молочных продуктов: сыр, творог, сметана. Много печеного, пирожки, ватрушки, блинчики, коврижки, торт.
Накануне Шавуота евреи украшают свои дома растениями и цветами. На Шавуот запрещено не только работать, но и зажигать огонь спичками или зажигалкой. А еду готовить нужно. Для этого с вечера принято оставлять горящую горелку. Живой огонь передавать можно для зажигания свечи или плиты. В этот день также не положено брать в руки любые деньги, будь то банкноты или монеты. Не принято пользоваться любым транспортом, в это день евреи предпочитают ходить пешком.

Поделиться:


Назад в раздел