Поиск по сайту

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Коростелёва Ю.В., ГБОУ СОШ № 79 Калининского района Санкт-Петербурга


    Ни для кого не секрет, что здоровье людей, а в особенности детей и подростков, ухудшается с каждым годом. Причин для этого много: сложная экологическая ситуация в городах вследствие увеличения количества автотранспорта, уничтожение скверов и парков в результате уплотнительной застройки, рост численности городского населения, широкое распространение компьютерной зависимости среди молодёжи. Люди постоянно испытывают стресс, который вызывает не только психические, но и соматические заболевания.
     Конечно, мы не можем остановить технический прогресс, но в наших силах, например, правильно питаться, соблюдать режим дня, заниматься спортом, т.е. вести здоровый образ жизни. Из сказанного следует, что важной задачей педагогов, воспитателей, родителей является формирование у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни.
В программу школьного курса биологии включены разделы, касающиеся правильного питания, гигиены одежды и обуви, профилактики заболеваний, режиму дня и т. д., однако, эти темы изучаются только в 8 классе. С учётом сложившейся ситуации беседы о здоровом образе жизни необходимо проводить уже в начальной школе, например, в рамках классных часов или внеурочных мероприятий.
Важной составляющей формирования культуры здорового образа жизни является экологическое образование учащихся. Необходимо объяснять ученикам, что человек – часть природы и, следовательно, его здоровье напрямую зависит от состояния биосферы в целом.
     Для того чтобы экология стала более понятной и интересной для детей, необходимо вовлекать их в учебно-исследовательскую деятельность. Например, учащиеся 5-го класса определяют расход воды в своей семье и сравнивают полученные цифры с нормативами. На уроке проводится общее обсуждение результатов, и дети предлагают меры, направленные на экономию воды. Этому занятию предшествует беседа о важном значении воды для живых организмов и человека, о проблемах очистки сточных вод, водных ресурсах нашей планеты.
При изучении темы «Атмосфера» ученики получают задание спроектировать экологически чистый транспорт, т.к. основным источником загрязнения городского воздуха являются выхлопные газы автомобилей. После обсуждения проектов с детьми проводится беседа о необходимости ежедневных прогулок на свежем воздухе, по возможности в городских и пригородных парках, и регулярном проветривании жилых помещений.
Ученики 6-8 классов посещают занятия отделения дополнительного образования «Юный эколог», в программу которого входят экскурсии на ближайшие природные объекты: Муринский парк и лесопарк Сосновка. Во время экскурсий дети знакомятся с видовым многообразием этих природных сообществ, оценивают их экологическое состояние, предлагают меры по охране природы.
Особое внимание на занятиях отделения дополнительного образования уделяется значению растений и животных в жизни человека. Ребята изучают лекарственные растения лесопарков и пришкольной территории, узнают о роли деревьев и кустарников в очистке городского воздуха от пыли и вредных примесей. С учащимися проводятся беседы о положительном влиянии зелёных насаждений на физическое и психическое здоровье горожан. Дети создают собственные проекты по озеленению школьных кабинетов, пришкольной территории, созданию клумб во дворах.
    Также во время занятий ребята ведут наблюдения за птицами, а летом наблюдают за домашними (или дикими) животными. Такие задания не только помогают привлечь внимание детей к природе, но и позволяют научиться правильному общению с животными, что способствует снятию стресса от воздействия негативных факторов городской среды на психику ребёнка.
    Важной составляющей экологического образования школьников является проведение природоохранных мероприятий и экологических акций. В 2016 году в нашей школе был организован отряд Экомиротворцев, в состав которого вошли и воспитанники объединения «Юный эколог».
    Основные направления деятельности отряда Экомиротворцев – это:
  подготовка и проведение патриотических акций, встреч с ветеранами Великой отечественной войны и жителями блокадного Ленинграда;
  ежегодное участие в благоустройстве территории Пискарёвского Мемориала;
  организация школьных и районных экологических акций;
  проведение эко-уроков и просветительских мероприятий для младших школьников.
    В настоящее время серьёзной экологической проблемой для нашего города является массовая гибель вязов, поражённых голландской болезнью [2]. Экомиротворцы стали активными участниками молодёжного движения в защиту вязов «Ulmus protectus». На первом этапе работы они организовали школьную акцию «Защитим вязы!». В рамках акции были проведены обучающие семинары для учеников 2 -11-х классов. Ребята узнали о причинах возникновения и развития голландской болезни, местах расположения ближайших к школе очагов графиоза, методах борьбы с болезнью. Юные экологи научили детей определять вязы среди других деревьев, показали коллекцию «Признаки поражения вязов голландской болезнью».
    Чтобы привлечь внимание учащихся нашей школы к проблеме распространения голландской болезни вязов, юные экологи изготовили просветительский плакат «Внимание: графиоз!».
Экомиротворцы организовали интерактивные занятия для детей подготовительных групп детского сада № 57, воспитанников ОДОД школы № 146.
Юные экологи с 2017 года проводят мониторинг распространения голландской болезни вязов в микрорайоне нашей школы и Муринском парке. Результаты исследований были представлены на региональных и международных конференциях школьников «Учёные будущего», «Наука настоящего и будущего», «Сахаровские чтения» в 2018-2019 годах.
На втором этапе работы участникам экологического движения в защиту вязов было дано задание изучить многообразие древесных пород, использующихся для озеленения ближайших к школе территорий. Ребята искали редкие и уникальные деревья в микрорайоне школы и в Муринском парке [3]. В результате было составлено описание посадок ясеней, дана оценка экологического состояния каждого дерева, предложены меры по сохранению этих деревьев. Также были изучены несколько экземпляров маньчжурского ореха на ул. Брянцева и старовозрастное дерево – ива белая – с необычной формой кроны на территории Муринского парка. Все деревья были нанесены на карту микрорайона, ребята определили их GPS-координаты. Результаты своих исследований юные экологи представили на городском конкурсе участников молодёжного движения в защиту вязов «Ulmus protectus».
    В октябре 2017 г. Экомиротворцы начали работу по реализации школьного просветительского проекта «Экологические экскурсии».
Участники молодёжного экологического движения в защиту вязов провели экскурсии для воспитанников группы продленного дня на пришкольной территории. Ребята изучали деревья и кустарники, растущие около нашей школы, оценивали экологическое состояние зелёных насаждений. Юные экологи рассказали детям о важной роли зелёных насаждений в городе: деревья выделяют кислород, задерживают пыль, снижают уровень шума, влияют на микроклимат территорий, а зелёный цвет, как известно, успокаивает нервы. Поэтому скверы и парки, а также посадки деревьев вдоль дорог и внутри жилых кварталов являются жизненно необходимыми для горожан [4].
    Продолжением проекта стали интерактивные экскурсия для учащихся 2-3-х классов по теме «Какие бывают растения», «Путешествие с домашними растениями». Ребята посещали станции: «Водоросли», «Папоротники», «Хвойные растения», «Цветковые растения», «Мексиканское плоскогорье», «Пустыни Африки», «Влажные леса бассейна Амазонки» и «Уход за домашним садом». Большое внимание юные экскурсоводы уделяли важной роли комнатных растений в улучшении качества воздуха в помещениях, бактерицидных свойствах, создании комфортной среды в городских квартирах. Растения ослабляют негативное воздействие гомогенных и агрессивных полей, которые повсюду окружают городских жителей, и зачастую приводят к возникновению психических заболеваний [1]. Уход за домашними растениями или даже простое созерцание их снимает нервное напряжение, позволяет отдохнуть глазам, уставшим от мониторов компьютеров.
    Ежегодно с ноября по март в нашей школе проводится акция «Помоги перезимовать!». Экомиротворцы рассказывают учащимся младших классов о птицах, которые остались зимовать в наших краях, их питании и «привычках», объясняют, как и чем кормить птиц. Особый интерес у младших школьников вызвал мастер-класс по изготовлению кормушек для птиц. Дети внимательно следили за тем, как в руках юных экологов обычная пластиковая бутылка или молочный пакет превращались в красивую кормушку. Потом ребята и сами сделали кормушки под руководством старших товарищей.
Юные экологи объясняют детям, что забота о городских птицах, их охрана также необходимы для поддержания нормального состояния городской среды, в которой живёт огромное количество людей. Птицы защищают деревья от вредителей, помогая тем самым их сохранению, и радуют горожан своим пением или просто чириканьем, позволяя отвлечься от городского шума.
    В прошлом учебном году в рамках школьного проекта «Сохраним климат, сберегая энергию и ресурсы!» юные экологи провели интерактивные занятия для учащихся 3-7-х классов по энергосбережению и альтернативным источникам энергии, организовали игру по станциям «Чистый город» (по проблеме бытовых отходов и раздельному сбору мусора), создали просветительский плакат, на котором изобразили простейшие правила энергосбережения. Юные художники отразили свой взгляд на проблему сохранения климата путём грамотного экологического поведения человека. Экомиротворцы объяснили ребятам, что загрязнение окружающей среды бытовым мусором влияет на здоровье человека, приводя к развитию тяжёлых заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, развитию опухолей.
Для старшеклассников проводятся дополнительные занятия по теме «Экология человека», во время которых они не только изучают влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека, но и выполняют исследовательские работы, которые включают в себя социологические опросы среди сверстников, учителей и жителей микрорайона школы № 79.
    Выполняя работу на тему «Пищевые добавки в продуктах питания (мясных и кондитерских изделиях, газированных напитках)», ребята узнают о влиянии консервантов, красителей и т. п. на здоровье человека, составляют рекомендации по правильному выбору продуктов для питания школьников. Результаты тестирования детей по проблеме обеспеченности организма витаминами и микроэлементами позволяют скорректировать пищевой рацион с учётом индивидуальных особенностей.
На занятиях по экологии человека большое внимание уделяется изучению физического развития детей. Ребята выполняют практические работы «Изучение функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем», «Изучение физической работоспособности организма», «Определение гармоничности развития по соматометрическим данным» и др. После обсуждения результатов, учащиеся составляют комплекс упражнений утренней гимнастики для подростков, осознают необходимость активного отдыха на свежем воздухе в противоположность многочасовому сидению у компьютера или телевизора.
В рамках курса «Экология человека» проводятся семинары, на которых учащиеся выступают с докладами о влиянии негативных факторов на здоровье человека. Например, «Экологические аспекты уплотнительной застройки», «Влияние агрессивной городской среды на здоровье человека», «О вреде курения», «Влияние компьютера (мобильного телефона) на здоровье подростка». По итогам семинара ученики делают выводы о необходимости избавления от вредных привычек, предлагают меры по снижению негативного влияния городской среды на здоровье людей.
Ряд занятий посвящён изучению темы «Генетика человека. Наследственные болезни и болезни, передающиеся половым путём». В качестве практического задания ребята составляют родословные своей семьи по какому-либо признаку (цвет волос, глаз, леворукость и т. д.). Такие задания помогают учащимся лучше разобраться в закономерностях наследования признаков, в том числе и наследственных заболеваний, узнать о мерах их профилактики. Беседы о болезнях, передающихся половым путём, дают молодым людям информацию о возможных последствиях ранних и беспорядочных половых связей, об их негативном влиянии на репродуктивное и психическое здоровье человека.
      Таким образом, экологическое образование детей и подростков, включающее в себя обсуждение глобальных проблем человечества, экологической ситуации города, экологический мониторинг микрорайона и, наконец, изучение экологии человека, способствует формированию у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни.

                                                                    Литература

  1. Визуальная агрессия современного города [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://econet.ru/articles/178047-vizualnaya-agressiya-sovremennogo-goroda
  2. Мощеникова Н.Б., Вязникова Е.В. Методическое пособие по изучению голландской болезни вязов. – СПб. - 2016. - C. 3-7.
  3. Мощеникова Н.Б., Вязникова Е.В., Николаеква Н.В., Ашик Е.В. Редкие и уникальные деревья Санкт-Петербурга. – СПб., 2019. - C. 4-12.
  4. Роль зелёных насаждений в улучшении экологических условий городов и населённых пунктов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekologia.cap.ru/SiteMap.aspx?id=686636

Поделиться:


Назад в раздел