Поиск по сайту

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Карамова С.Ш., ГБДОУ детский сад № 82 Московского района Санкт-Петербурга


       Началом формирования экологической направленности личности считается дошкольное детство, так как в процессе экологического образования у детей формируются познавательные действия, развивается познавательная мотивация и интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т.е. те личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС дошкольного образования.
       Цель экологического образования:
 формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
 воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
 формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
      Задачи:
 развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;
 формирование эмоционально – ценностного отношения к природе;
 осознание своего собственного «Я» как части природы;
 обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром [2].
      Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
      Главный путь повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных форм, методов и приемов работы.
В экологическом воспитании детей широко используются следующие методы обучения: наглядные, практические, словесные.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные методы позволяют сформировать у дошкольника яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы – помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе [3].
Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда – при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.
Наглядные методы обучения
Наблюдение. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развитие объектов (растений, животных). Включение разнообразных органов чувств, в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний.
Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми. Знакомя детей с природой, педагоги используют разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диафильмы, кинофильмы, презентации. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно. Например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине, или возможно посмотреть кинофильм о данном животном.
Практические методы обучения
Моделирование. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Оно основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Несложные опыты и экспериментирование. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях).
Ознакомление детей с природой в играх
Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.
Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Растения», «Подбери листок» и др.). В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
Словесные игры – проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», и др.
Подвижные игры природоведческого характера – в них подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе. Например, такие игры как «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Волк и овцы» и др.
Экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей («Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать»). В старших группах с успехом можно использовать соревновательные игры, игры-путешествия.
Словесные методы
Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы. На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатели используют рассказы о природе. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах.
Использование художественной природоведческой литературы. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации.
Беседа как метод ознакомления детей с природой
Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, для того чтобы установить связь
между знаниями, полученными ранее, и предстоящей экскурсией, и т.д.
Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений.
Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда и т.д. [1].
Проектный метод
Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах, ребенок развивается, учится находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах.

             Основные формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию

Организованная образовательная деятельность (занятия). Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.
Экскурсии – это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Экологические праздники и досуги. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком.
Экологические акции – это значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками. Природоохранные акции могут быть приурочены к датам, событиям: например, Новый год, День Земли, День птиц и другие.
Ознакомление детей с природой в повседневной жизни. Знакомят воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организуют разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом и т.д. А также в группах создается природный уголок и центр познавательной активности для экспериментирования с различными материалами, наблюдения за природными явлениями и объектами неживой природы.
Труд детей в природе. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней, самостоятельность и отзывчивость.
Работа с родителями - одна из важнейших форм экологического воспитания. Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном направлении. Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются различные формы:
   оформление наглядной информации экологической направленности для родителей;
   родительские собрания, круглые столы, семинары, мастер-классы, консультации;
   совместные досуги, праздники, викторины и т.д.
   участие в тематических выставках, смотрах-конкурсах.
   привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке детского сада, озеленение территории детского сада;
   выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок-передвижек.
   анкетирование, проведение опросов.
Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.
       Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство.
А самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу.

                                     Литература

  1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  2. Кочергина Н.А. Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников https://multiurok.ru/files/ekologhichieskoie-vospitaniie-doshkol-nikov-v-soot.html
  3. Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С.14-20.

Поделиться:


Назад в раздел