Поиск по сайту

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ

Автор: Вагеник И.Ю., ГБОУ школа № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга


       В Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной указом Президента РФ 19 апреля 2017 г., в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и формирование экологической культуры населения [3].
       Необходимость раннего экологического образования детей вызвана тем, что именно в младшем школьном возрасте формируется мировоззрение, привычки и вырабатывается система ценностей на всю жизнь. Федеральный государственный стандарт начального образования в обязательном порядке предусматривает экологическое обучение и воспитание детей. В современном стремительно меняющемся мире дети должны уметь быстро обрабатывать огромные массивы информации, уметь анализировать и критически мыслить, быть мобильными, иметь развитое логическое мышление и творческий потенциал, при этом духовно-нравственные ценности и экологическая культура не должны уходить на второй план [2].
        Следует отметить, что экологическое образование учащийся может и должен получать не только на школьных уроках, но и на занятиях по дополнительным образовательным программам.
XXI век – это век высоких информационных технологий, поэтому необходимо развивать детское техническое творчество. Одним из таких перспективных направлений является робототехника.
В российских образовательных программах робототехника приобретает все большее значение. Основой робототехники является практическая и продуктивная направленность знаний, позволяющая создавать условия для самовыражения и успеха обучающихся, формирование у учащихся начальной школы целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, реализации их творческого потенциала, способствующая формированию у ребят таких ценных качеств, как самодостаточность, ответственность, критичность мышления, настойчивость в достижении поставленной цели. Использование LEGO конструктора в дополнительном образовании повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин: математики, информатики, естественных наук, технологии, развития речи.
        Работа в объединении «Робототехника» ведется по модифицированным программам «Основы робототехники» и «Легоробот конструирование». Программы разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. Курс образовательной робототехники позволяет объединить занятия конструированием и программированием, что способствует развитию познавательных интересов, инженерного мышления через техническое творчество. Учащиеся создают модели роботов, программируют их, пробуют себя в роли исследователей. Кроме этого конструирование позволяет развивать коммуникативные навыки учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности. Они учатся работать в команде, получая навыки сотрудничества
        Многие проекты, над которыми работают ребята, являются экологическими. В процессе проектной деятельности дети учатся выявлять и формулировать экологическую проблему, вычленять и анализировать необходимую информацию, находить варианты решения выявленной проблемы, учатся ставить цели своей деятельности и планировать ее (как самостоятельно, так и в составе рабочей группы), разрабатывать проектный продукт, представлять и отстаивать его.
        Для освоения основ робототехники при проектировании используются три формы обучении: проекты с пошаговыми инструкциями, связанные со стандартами учебного курса; создание проектов по видео и проекты с открытым решением проблемы на тему, предложенную педагогом или на произвольную тему.
        Во всех проектах соблюдается последовательность «Исследование — Создание — Обмен результатами», чтобы обеспечить поэтапное обучение [4].
Изучение робототехники начинается с выполнения таких экологических проектов как: «Метаморфоз лягушки», «Растения и опылители», «Защита от наводнения», «Спасательный десант», «Сортировка отходов».
Работа над проектом всегда начинается с беседы, просмотра видеосюжета, определения проблемы и путей ее решения. Затем ребята конструируют, программируют и исследуют модель. Обязательным этапом является документирование и обмен полученными результатами.
        Проекты второй группы – создание модели по видеосюжету, более сложные, т. к. необходимо подключать пространственное воображение, творческий подход к конструированию модели. В качестве примера можно привести такие проекты, как: «Хищник и жертва», «Язык животных», «Экстремальная среда обитания», «Предупреждение об опасности», «Очистка океана», «Мост для животных».
Особенно ребята любят создавать проекты на свободную тему, но в этом случае интересные и сложные работы, конечно, получаются не у всех.
В отличие от урочной деятельности в школе, где определение уровня прохождения программы проводится по оценочной системе, в дополнительном образовании необходимо реализовывать совершенно другой подход к оценке результативности обучения.
        Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.
Успехи ребенка при создании моделей на занятии, в состязаниях и конкурсах являются положительным результатом освоения программы. Ребята из объединения «Робототехника» представляют свои работы на конкурсах-выставках и соревнованиях различного уровня.
        Большой интерес у ребят вызвала работа над проектом «Курьезы робототехники», в котором затрагивался актуальный вопрос нашей действительности «Какой друг лучше: живой или электронный?». И на примере японской собачки «Айбо» юные робототехники доказали, что робот – это здорово, но друг должен быть настоящим. Практическая часть была представлена лего-роботом собакой, которая выполняла различные команды.
        Данный проект стал призером городского конкурса начального научно-технического творчества «Первые шаги в большие науки».
В 2020 году на городской конкурс проектов технического моделирования и конструирования «От идеи до воплощения» учащийся объединения «Робототехника» представил экологический проект «Робот – умная урна».
В данном проекте было предложено одно из решений по уборке мусора в городских парках и скверах Санкт-Петербурга. Идея проекта – создать модель из конструктора Lego Mindstorms EV3 «Робота – умная урна», который будет ездить по парку и предлагать отдыхающим и гуляющим в нем выкинуть мусор. Такие роботы привлекут внимание не только детей, но и взрослых, которые с удовольствием захотят пообщаться с ними. Данный проект стал победителем конкурса.
        На занятиях по робототехнике используются компьютерные, игровые и здоровьесберегающие технологии. Применение технологии здоровьесбережения в экологическом воспитании обеспечивает формирование осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека и окружающей среды, создает эмоциональный комфорт и способствует ощущению позитивного самочувствия в процессе общения со сверстниками и природными объектами.
        Здоровьесберегающие технологии на занятии по робототехнике включают в себя несколько компонентов:
    соблюдение СанПиН и правил охраны труда. Обеспечение оптимальных условий в кабинете информатики;
    чередование различных видов деятельности на занятии, чередование различных видов работ;
    создание комфортного психологического климата;
    учет индивидуальных особенностей учащихся, их темперамента;
    использование дифференцированного подхода в обучении;
    необходимость создания благоприятного эмоционального климата на занятиях робототехникой.
    проведение физкультминуток.
        Одним из увлекательных проектов учащихся является работа «Галактический футбол». Итогом работы стал финальный матч на турнире Галактик по футболу за титановый кубок. При работе над проектом ребята дискутировали на тему спорта и спортивных игр, разгадывали кроссворды и ребусы на спортивную тематику, конструировали и программировали игроков футбольных команд «Зенит» и «Сноки».
В настоящее время, в условиях неблагоприятной для человека обстановки в связи с распространением коронавируса, обучение в дополнительном образовании, как и учебная деятельность в школе, проводится с использованием дистанционных технологий. Redmadrobot предоставил всем желающим возможность заняться программированием для роботов в игровой форме на образовательной платформе для детей Кодвардс.            Существует Школа программистов-спасателей Кодвардс, в которой учатся талантливые дети. В эту школу со всего мира поступают сообщения о техногенных авариях, где требуется срочная квалифицированная помощь. Герои из Школы программистов-спасателей Кодвардс отправляются в подводный город, где в результате катастрофы разрушается научная станция [1]. Ребята составляют программы для роботов, переходят с этапа на этап, при этом решают экологические проблемы на фантастической планете. Они учатся работать в команде, получают информацию о последствиях катастрофы и ищут пути их устранения. Учащиеся получают бесценный опыт принятия правильных решений, что поможет им в их дальнейшей профессиональной деятельности.
        Сегодня мы, к сожалению, живем во времена экологической катастрофы. И это необходимо объяснять учащимся, которым в ближайшем будущем предстоит активно участвовать в улучшении экологической ситуации. В связи с этим экологическое воспитание сегодня должно стать неотъемлемой обязательной частью нашей жизни. Только так мы сможем изменить к лучшему текущую ситуацию в мире.

                         Литература

        1. Кодвардс. Онлайн-платформа для обучения детей
основам программирования [Электронный ресурс]. URL:https://codewards.ru/
        2. Маркова С.Ю. Организация процесса обучения и воспитания в сфере экологического образования с использованием современных технологий [Электронный ресурс]. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10388/2/10Markova.pdf
        3. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
        4. LEGO® Education WeDo 2.0 Комплект учебных проектов [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/58213700-Lego-education-wedo-2-0-komplekt-uchebnyh-proektov.html

Поделиться:


Назад в раздел