Поиск по сайту

ШКОЛА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ - ВЕКТОР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

Автор: Лубенникова С.А., Кузьмина С.А., к.п.н., Кириченко Д.А., ГБОУ школа № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга


      Экологическое образование – неотъемлемая составляющая современного школьного образования. Среди планируемых результатов основного общего образования, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, следует отметить:
 формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (личностные результаты);
 формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации (метапредметные результаты) [3].
      Важным направлением работы ГБОУ школы № 482 является формирование экологической грамотности и культуры, развитие социальной активности и ответственности всех участников образовательного процесса – учащихся и их родителей, администрации и педагогов в открытой образовательной среде школы на основе ценностей устойчивого развития.
В 2020 г. школа отмечает свой пятилетний юбилей. Но с основания школы идеи экологического образования для устойчивого развития являются одними из ведущих в ее стратегии (рис. 1) [1, 2].


  Рис. 1. Модель школы устойчивого развития № 482 Санкт-Петербурга.

      Формирование экологически грамотной и культурной личности на современном этапе развития общества является актуальным, поэтому педагоги школы поставили перед собой задачу развития не только экологического образования, но и экологического просвещения всех участников образовательного процесса.
Одними из ведущих целей образования в интересах устойчивого развития являются: создание доступной образовательной среды для всех категорий обучающихся; развитие здоровьесозидающего образования на всех уровнях и этапах непрерывного образования [2, с. 19].
      Изначально в школе начала создаваться образовательная среда устойчивого развития, которая должна быть открытой, экологичной, комфортной, безопасной (рис. 2). И сегодня в школе созданы многие составляющие экологической инфраструктуры, например: стоянка для велосипедов и самокатов, урны для раздельного сбора мусора, используются контейнеры для утилизация пищевых отходов. В самом здании школы оборудованы зоны отдыха для детей и педагогов, эстетически оформленные рекреации для активного и спокойного отдыха, библиотека с электронными изданиями и просторный читальный зал, уютная столовая.
Хотя зеленые растения на пришкольном участке еще слишком молоды, администрация школы большое внимание уделяет облагораживаю пришкольной территории. Поэтому руками детей, родителей и социальных партнеров проводится ежегодное озеленение газонов вокруг школы, высадка деревьев и цветников, создание тематических рекреационных уголков.


 Рис. 2. Элементы образовательной среды школы

      В классах также находится большое количество зеленых растений, за которыми ухаживают сами ребята.
Недалеко от школы находится Шуваловский парк – место отдыха жителей микрорайона Парнас, где с удовольствием проводят время дети и родители. Шуваловский парк также является местом проведения экологических уроков и различных экологические мероприятий и акций.
      В школе реализуется программа по формированию экологической культуры всех участников образовательного процесса, составляющей которой является развитие здорового образа жизни: для учащихся через урочные и внеурочные занятия, участие в различных соревнованиях, олимпиадах и акциях; для педагогов – через организацию системы повышения квалификации, обучающие семинары, обмен опытом.
      Школа № 482 является одним из активных образовательных учреждений в области формирования экологической культуры всех участников образовательного процесса в Выборгском районе и городе. Так только в 2019-2020 уч. году школой были проведены три городских научно-практический семинара: «Образование для устойчивого развития в школьной практике», «Организация здоровьесозидающего урока» способствующего гармоничному развитию учащихся и повышению эффективности учебного процесса», «Социальное партнерство и добровольчество – основа развития форм сопровождения и наставничества обучающихся в образовательном учреждении».
      Ежегодно в марте месяце проходит научно-практическая конференция для педагогов «Зеленая планета». В этом году именно школа стала инициатором проведения Городского (с международным участием) научно-практического семинара «Зеленая планета: практики экологического образования и просвещения детей и подростков».
Традицией стало проведение на базе школы районного фестиваля школьных работ «Экологическая сказка».
      Экологическое образование в школе осуществляется в различных формах. Это и интегрированные уроки, и внеурочная деятельность экологической направленности, и организация практической деятельности учащихся через экологические проекты «ЭКОстиль», «ЭКОпатруль», «ЭКОоткрытки», «ЭКОволонтеры», «ЭКОпросвет» и другие.
Немаловажная роль отводится в школе экологическому просвещению. Программа Эколого-краеведческого воспитания, реализуемая в школе, включает в себя работу по сохранении Культурного наследия. В школе открыт виртуальный филиал «Русского музея», краеведческий музей «История Парголово», выставка «История Великой отечественной войны», передвижная выставка музея «Ледокол Красин». Школа осуществляет шефство над Шуваловским парком, мемориалом Синявинские высоты.
      Проекты, реализуемые совместно с социальными партнерами направлены на формирование социальной активности и гражданской ответственности их участников в области охраны окружающей среды. В проекте «ЭКОволонтер» реализуется экологическая деятельности ЭКОотряда, участники которого проводят тематические переменки, экологические игры, мастер-классы, презентации детских экологических сказок, посвященных «Дню защиты животных», «Дню черепахи», «Празднику белых медведей», экологические акции по сбору раздельного мусора (рис. 3).