Поиск по сайту

Культурно-образовательная практика «Загадки теней»

Автор: Белова Елена Владимировна, воспитатель, Симонова Ирина Анатольевна, воспитатель, Чорная Людмила Станиславовна, методист ГБОУ детский сад №123 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга


     

 Одной из задач дошкольного образования является развитие творческого воображения детей – способности создавать в ходе продуктивной деятельности новые образы, конструкции и идеи. Для этого ребенок должен научиться замечать вокруг себя необычные предметы, эмоционально оценивать их, фантазировать, вторить, опираясь на имеющийся опыт. К сожалению, внутренние ресурсы образовательного учреждения, которые мы используем для решения поставленной задачи, порой бывают ограничены. Как правило, творческое воображение в условиях группы детского сада развивается на занятиях изобразительной деятельностью и конструированием. Вместе с тем, следует заметить, что для развития воображения ребенка огромные возможности дает городская среда. В современном Петербурге существует множество арт-пространств и музеев, где с помощью особых творческих и технических средств посетителям предлагают развить свое воображение.
        Для своей культурно-образовательной практики мы выбрали «Музей теней». Это уникальное культурное пространство, где представлены объекты современного искусства в стиле «shadow art» (искусство теней). Все арт-объекты связаны в единую экспозицию, главной темой которой является Петербург. Этот музей развивает творческое мышление, нестандартный взгляд на мир, учит находить новые образы в том, что в повседневной жизни кажется понятным и очевидным. Погружаясь в атмосферу противостояния света и тени, посетители получают возможность увидеть себя и всё, что их окружает, с неожиданной стороны.
        Нами была разработана культурно-образовательная практика «Загадки теней», в рамках которой была задействована указанное арт-пространство.
   Цель культурно-образовательной практики – создание условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, развивать творческое воображение дошкольников.
   Проблемный вопрос, на который искали ответ дошкольники: Что можно делать с тенью?
   Характеристика группы дошкольников: старшая группа, 5-7 лет, 20 дошкольников.
   Продолжительность культурно-образовательной практики: 2 недели.
   Оборудование, используемое в ходе практики: ширмы для театра теней, проектор, доска для проектора, фонарики.
Информация родителям о культурно-образовательной практике передавалась разными способами: в родительских уголках, по электронной почте, в группе «Вконтакте», на сайте детского сада. Так, в родительском уголке мы поместили папку-передвижку «Воображение дошкольников», на стенде «Наше творчество» разместили рисунки детей, выполненные такими техниками, как «Кляксография», «Рисование мыльными пузырями», «Монотипия», «Отпечатки» и «Рисование тенью».


                                      Ход культурно-образовательной практики:

  

Предварительный этап – образовательное событие, предваряющее семейный досуг в городе – НОД «Рисование тенью»

Содержательный этап работы

Описание содержания работы дошкольников

(что делали дети?)

Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики

Организационный момент

На доске появляются картинки - жители особенного городка, дети знакомятся с ними, те приглашают ребят в гости.

Презентация с картинками (приложение рис.1)

Мотивирование к деятельности

Размышляют, что общего у всех гостей.

Придумывают название городку – Тенебург.

Воспитатель произносит имена гостей, выделяя голосом общую часть слов.

Предлагает найти и выделить эту общую часть маркером на доске (приложение рис.2)

Педагог приводит примеры названий городов.

Исследовательская деятельность

Дети делятся своими знаниями «Что такое тень?»

Проводят эксперименты с тенью.

Педагог организует обсуждение по следующим вопросам:

-Как появляется тень?

-Какого цвета тень?

-Может ли тень двигаться?

-Как меняется тень?

-Что можно делать с тенью?

Предлагает детям продемонстрировать с помощью фонаря предложенные ответы.

Рисование тенью

Ребята узнают от педагога, что существует такой вид искусства – искусство теней.

Дети выбирают в группе предметы для рисования, берут фонарики, находят тень выбранного предмета, обводят ее, затем дорисовывают, превращая в кого-то или что-то.

Педагог рассказывает об искусстве теней.

Анализ результатов деятельности

Дети показывают, что получилось из тени, придумывают небольшой рассказ.

Педагог организует выставку рисунков (приложение рис.3,4)

Подведение итогов

Дети получают ребус на карточках.

Воспитатель предлагает ребятам ребус, который они могут разгадать вместе с родителями (приложение рисунок 5,6). Ребус – это слово, название искусства теней.

Основной этап – семейный досуг в городском пространстве.

При встрече с родителями, в группе «ВК» педагоги сообщают семьям, что разгадав полученный ребус, они узнают, как называется искусство теней и где находится тот самый «Тенебург», куда ребят пригласили жители этого городка.

Тем, кто отгадал слово, дается маршрутный лист с заданиями, которые предлагается выполнить в музее (приложение рисунки11,12).

Итоговый этап – образовательное событие в дошкольном образовательном учреждении, подводящее итоги семейного досуга в городе – развлечение «Загадки теней»

Содержательный этап работы

Описание содержания работы дошкольников и родителей

Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной

Приветствие

Игра детей с родителями «Привет»

Музыкальное сопровождение – песня «Привет».

Игра «Угадай ребенка по тени»

Дети поочередно прячутся за ширмой, создавая тень. Родители отгадывают, где их ребенок.

Педагог помогает детям за ширмой, предлагает дополнительные атрибуты – шляпки, маски, очки, шарфики (приложение рис.8)

Зарядка с «Тенью»

Дети и родители повторяют движения под музыку за «Тенью»

Педагог за ширмой демонстрирует различные движения под музыку.

Загадки теней

Дети с родителями по очереди показывают заранее подготовленную теневую загадку, остальные отгадывают.

Вместе придумывают историю-небылицу с отгадками.

Воспитатели помогают в показе загадок и составлении истории (приложение рис. 9)

Обмен впечатлениями

Дети, родители, педагоги делятся своими впечатлениями о развлечении.

Предложенная практика вызвала интерес как у детей, так и у родителей. Все семьи разгадали слово-название искусства теней, некоторые впервые узнали об этом искусстве и о музее теней (приложение рисунок 7).

В группе дети предложили создать теневой театр, с удовольствием показывали представления, придумывали новые истории (приложение рисунок 10).

Музей посетили не все семьи в силу разных причин - отсутствие свободного времени, материальные трудности. Посетившие музей дети и родители делились хорошими впечатлениями: присылали фотографии, приносили в группу фотографии теней, придуманных дома, а мы с ребятами их отгадывали. Многие ребята рассказывали, что вечером перед сном они читали с родителями сказки и с помощью фонарика и движений рук создавали тени – героев сказки.

Самым интересным мероприятиям для родителей и детей в детском саду стало развлечение «Загадки теней». Мы постарались привлечь родителей к подготовке и участию в мероприятии, чтобы они были активными участниками. Получилось, действительно, загадочно и весело.



Приложение


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986. – 96 с.

2. Жукова Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2000. – 423с

3. Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей. – М., 2001.

4. Программа обучения. воспитания и развития ребенка в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. Т.С. Комаровой // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1-12.

5. Шарагина Л.И. Логика воображения. – М., 2001




Поделиться:


Назад в раздел