Поиск по сайту

Психолого-педагогическое сопровождение, как условие адаптации обучающихся с СДВГ в 1 и 5 классах

Автор: Климон Наталья Леонидовна, педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМПС Выборгского района Санкт-Петербурга


        Одной из актуальных проблем современной системы образования является увеличение числа детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, которые, на ряду, с медицинским диагнозом СДВГ имеют и вторичные расстройства (неуверенность в себе, заниженная самооценка, страхи), нередко приводящие к проявлениям девиантного и зависимого поведения. Это вызывает обоснованное чувство тревоги и беспокойства не только у родителей, психологов, педагогов, но и в обществе в целом. Проблемы усугубляются тем, что ни сам ребенок, ни его семья сегодня не имеют достаточных внутренних ресурсов для совладания с ними. Несмотря на то, что семья и школа все чаще предъявляют жалобы на «гиперактивных детей» с проблемами в обучении и поведении, формулируя запрос не только к оказанию лечебно-психологической помощи, но и к обеспечению специальных условий организации и обучения для преодоления СДВГ у обучающихся, научно-методических практикоориентированных разработок педагогических подходов в решении проблемы преодоления СДВГ у обучающихся в образовательном процессе явно недостаточно [1].
        Существующие риски и проблемы развития, обучения и социализации детей с СДВГ обусловили необходимость разработки и апробации на базе ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга современной комплексной  системной модели совершенствования условий организации и осуществления образовательного процесса, способствующей преодолению СДВГ у обучающихся, компенсации дефицитарных функций.
В рамках опытно-экспериментальной работы (далее – ОЭР) (2018-2020г.г.) на базе ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга проведено изучение специфики психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к первому и пятому классам обучающихся с СДВГ [2]
        В МКБ-10 (Международная классификация болезней 10 пересмотра) СДВГ относят к гиперкинетическим расстройствам (F90), где дается общая характеристика этой группы, характеризующихся ранним началом (обычно в первые пять лет жизни), отсутствием упорства в деятельности, требующей умственной сосредоточенности, и склонностью к перескакиванию с одних дел на другие без доведения их до конца. Одновременно с этим отмечается неорганизованная, нерегулируемая и чрезмерная активность. Дети с гиперкинетическими расстройствами часто бывают отчаянными и импульсивными, подвержены несчастным случаям и дисциплинарным взысканиям вследствие необдуманных поступков и нарушений правил, прежде чем осознают свое неадекватное поведение. Их взаимоотношения со взрослыми часто социально расторможены, без требуемой предусмотрительности и сдержанности. Они не пользуются любовью других детей и могут оказаться в изоляции. Недостаточность познавательных функций является распространенным явлением, а специфические задержки моторного и речевого развития несоразмерно часты. Вторичные нарушения включают асоциальное поведение и низкую самооценку [3]. Проводимые научные исследования подтверждают, что проблемы обучения, развития и воспитания детей с СДВГ обусловлены задержкой в темпах созревания функциональных систем мозга, обеспечивающих регуляцию когнитивных функций и произвольность, что вызывает значительные трудности в процессе обучения и воспитания [4].
        Анализ возрастной динамики синдрома дефицита внимания и гиперактивности показал два всплеска его проявления. Первый отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начала обучения, второй - в 12-15 лет. Младший школьный возраст - это период развития ребенка, когда различные состояния гиперактивности проявляются наиболее ярко. Одной из причин таких изменений является смена ведущего вида деятельности, а именно, переход игровой деятельности, во время которой происходила компенсация проявлений гиперактивности у ребенка с СДВГ к учебной, предполагающей высокие интеллектуальные нагрузки, умение концентрироваться, сохранять длительное время относительно неподвижную позу, соблюдать последовательность в выполнении заданий, а главное доводить начатое дело до конца. Вместе с этим происходит освоение новой социальной позиции - роль ученика, увеличение круга общения, смена коллектива сверстников. Происходит перестройка всех систем отношений с действительностью, система «ребенок-учитель» начинает определять отношение ребенка и к родителям и к сверстникам. Данные отношения становятся для ребенка центральными, так как появляется оценочная система: отметки и хорошее поведение, оценивание которых осуществляет учитель. Изменения происходят и на уровне всех познавательных процессов. Новая социальная ситуация осложняет условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. Изменяется эмоциональное состояние, повышается уровень тревожности, при этом увеличивается зона ответственности за свои поступки и действия [5].
       Специфические проблемы у обучающегося с СДВГ возникают так же при переходе из начальной школы в основную, что в свою очередь усугубляется началом кризиса младшего подросткового возраста. Новообразованием данного периода являются произвольность и способность к саморегуляции. Несмотря на то, что учебная деятельность остается основной, она теряет свое ведущее значение. Изменяются условия обучения: новая организация учебы (переход в разные кабинеты в зависимости от урока), разные учителя-предметники, к требованиям каждого из которых необходимо приспособиться, новые школьные предметы. Изменения касаются и взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В связи с предъявлением более высоких требований к интеллектуальному и личностному развитию обучающегося, возрастает вероятность риска школьной дезадаптации у вышеуказанной категории детей. Исходя из этого, чтобы избежать подобных проблем, специалистам необходимо уделить больше внимания и времени обучающимся с СДВГ, особенно на начальном этапе обучения.
Современная система образования позволяет создать ряд таких условий, благодаря которым, учитывая индивидуальные особенности обучающиеся с СДВГ, возможно максимально облегчить процесс их адаптации в первом и пятом классах. Одним из таких условий является психолого-педагогического сопровождение. Психолого-педагогическое сопровождение - это целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия [6].
       Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с СДВГ это условие психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, адаптации со стороны специалистов различного профиля (педагог-психолог, классный руководитель, учитель-предметник, учитель-логопед, воспитатель ГПД, социальный педагог), имеет ряд особенностей и осуществляется по следующим направлениям:
   1. Профилактическое направление. Включает в себя разработку конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям/законным представителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося.
   2. Диагностическое направление. Выявление особенностей психического и личностного развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества в индивидуальной или групповой формах.
   3. Консультативное направление. Проведение индивидуальных или групповых консультаций для родителей/законных представителей, педагогов по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательной организации.
   4. Корреционно-развивающее направление. Применение психолого-педагогических психологических технологий, направленных на коррекцию дефицитарных функций обучающегося.
   5. Информационно-просветительское направление. Повышение уровня психолого-педагогической компетенции у всех участников образовательных отношений.
        Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с СДВГ осуществляется в индивидуальной и групповой форме, класса, образовательной организации.
Содержание и формы работы с обучающимися с СДВГ должны быть направлены на создание комплексной помощи для адаптации как на начальном этапе школьного обучения, так и при переходе в среднее звено:
  • диагностические исследования уровня сформированности дефицитарных функций, эмоционально-волевых, личностных, поведенческих особенностей и межличностных отношений обучающихся с СДВГ;
  • наблюдение за ребенком во время учебной и внеурочной деятельности (ведение карты динамического педагогического наблюдения);
  • проведение консультаций с педагогами и родителями/законными представителями;
  • проведение индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с учащимися в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Психологическая помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»;
  • проведение психолого-педагогического консилиума, результатом которого является Психолого-педагогическое представление на обучающегося с СДВГ для разработки индивидуального образовательного маршрута и совершенствования условий образовательного процесса, коррекции дефицитарных функций и мотивированного включения в образовательный процесс;
  • разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) /ИОП;
  • проведение педагогических советов, круглых столов, лекций для педагогов, повышение их квалификации;
  • использование педагогами, работающими с данной категорией детей комплекса упражнений для преодоления (развития и компенсации) дефицитарных функций у обучающихся с СДВГ в возрасте 7-14 лет (1-7 классы).
  • повышение родительской компетентности посредством дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Успешный родитель» в рамках функционирования клуба «Моя семья»;
  • использование информационно-образовательного ресурса «Навигатор» на официальном сайте ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга.
В качестве критериев эффективности психолого-педагогического сопровождения рассматриваются:
     1. Педагогическая эффективность: отсутствие у обучающегося конфликтов с педагогами; обучающийся осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям; владеет необходимыми учебными умениями и навыками.
     2. Психологическая эффективность: адекватная самооценка обучающегося; наладил отношения с одноклассниками; не создает конфликтные ситуации в классе; наблюдается положительная динамика в эмоционально-волевой сфере (снижение уровня тревожности, повышение самооценки).
     3. Медицинская эффективность: сохранение психического и физического здоровья обучающегося.
         Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что для успешной адаптации обучающемуся с СДВГ в переломные этапы обучения в 1 и 5 классах, необходимо создавать благоприятные условия для его развития, с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей, которые могут быть реализованы посредством психолого-педагогического сопровождения, при обязательном включении всех участников образовательного процесса.

                                                                     Литература
  
   1. Долгова В. И., Крыжановская Н. В., Непомнящая Н. А. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 1–8. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46370.htm.
   2. Заваденко Н.Н. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей // РМЖ - 2006. - Т. 14.- № 1. - С. 51-56.)
   3. Международная классификация болезней 10 пересмотра. электронный ресурс https://mkb-10.com/index.php?pid=4442. Версия 2009 года.
   4. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. – М.: Высшее образование, 2007. – 191с.
   5. Цыганкова Н.И. Кургинова А.Н. Комплексная системная модель совершенствования условий организации и осуществления образовательного процесса, способствующая преодолению СДВГ у обучающихся, компенсации дефицитарных функций. https://цппмсп-выборгский.рф/doc/tehnologia%20modeli%202.pdf)/
   6. Цыганкова Н.И. Цветков В.В. Система мониторинговых исследований за ходом реализации эксперимента критерии и показатели эффективности ОЭР по теме: «Совершенствование условий организации и осуществления образовательного процесса для преодоления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся 7-14 лет. https://цппмсп-выборгский.рф/doc/monitoring19.pdf)



Поделиться:


Назад в раздел