Поиск по сайту

ЭЛЕМЕНТЫ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПРОВЕДЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФЕСТИВАЛЯ «БАЛТИЙСКОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ»

Автор: Соколова А.В., Москальонова Н.А., ГБОУ школа-интернат № 33 Выборгского района Санкт-Петербурга


       Фестиваль «Балтийское ожерелье, как образовательный проект, направлен на изучение проблемы сохранения чистоты бассейна рек Балтийского региона, и осуществляется средствами сказкотерапии.
Представление результатов проекта – сказочного альманаха, созданного на основе произведений народного творчества и авторских сказок писателей стран Балтийского региона, проводится ко дню Балтийского моря – 22 марта.
       Целевая аудитория проекта – ученики 5-7 классов школы-интерната № 33 Выборгского района Санкт-Петербурга, где обучаются дети, имеющие нарушения слуха.
Актуальность и оригинальность проекта
Поскольку именно аспекты состояния окружающей среды являются одной из причин возникновения детской глухоты (хотя и не главной), вопросы экологической грамотности важны и для учащихся нашей школы, и для их родителей.
       Формирование экологической культуры у детей с нарушенным слухом имеет ряд особенностей, диктуемых спецификой дефекта. Существующие и учебные, и литературные материалы адаптируются педагогами с учетом особенностей речемыслительной деятельности ребят и отклонений в восприятии устной и письменной речи. При этом включение экологической проблематики в творческий контекст, интегрирование географии, литературы и экологии делают материал наглядным и занимательным.
Знания об историко-ландшафтных особенностях Балтийского региона дети получают в игровой, творческой форме. Активное изучение культурной и природной среды Балтики является эффективным фактором познания окружающего мира.
       Сказкотерапия позволяет учитывать не только интересы и общий уровень образованности учащихся, но также и их творческий потенциал. Сказка – это тот язык, на котором дети общаются между собой. Он более понятен для них, несет гораздо больше информации, чем поучающая речь взрослых, скучная и наполненная непонятными оборотами. Но так же сказки позволяют привлечь внимание аудитории к изучению окружающей среды и обсуждать актуальные экологические проблемы. Поэтому сказка может быть использована не только в развлекательных, но и в дидактических целях, так как часто содержит в своем составе определенную моральную установку и образец поведения в некоторых ситуациях.
       Задача, которую решает каждая команда, создавая своего сказочного персонажа: показать, что наша река подарит Балтике ко дню рождения. Что принесут морю ее воды, когда пересекут страну? Чем может гордиться каждая из прибалтийских стран в плане сохранения чистоты и красоты Балтики? Экологические аспекты сказки помогают развивать у детей любовь к природе, бережное отношение к ней, заставляют задуматься о том, как воспринимают экологические изменения не только люди, но и другие обитатели Земли.
      Цель и задачи проекта
Проект направлен на формирование экологической культуры учащихся, привлечение внимания к экологическим проблемам Балтийского региона, воспитание бережного и ответственного отношения к природе, создание у школьников устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту и сохранение среды обитания редких и уникальных видов балтийской флоры и фауны
Среди задач проекта можно отметить формирование у учащихся устойчивого интереса к чтению и книге. Участие в проекте позволяет учащимся вспомнить любимых сказочных героев, авторов сказок и сами произведения. Игра-викторина расширяет кругозор учащихся, способствует развитию мышления, навыков устной связной речи, обогащению словарного запаса, внимания, воображения детей, их коммуникативных способностей. В ходе проекта происходит развитие слухового восприятия, расширения активного и пассивного словаря на материалах проекта
Ожидаемые результаты
Участие в проекте позволяет учащимся вспомнить любимых сказочных героев, авторов сказок и сами произведения, обратиться к экологическим традициям прибалтийских народов, считать культурный код легенд и сказок, содержащий уважительное отношение к морю и другим природным стихиям.
Проект расширяет кругозор учащихся, способствует развитию мышления, навыков устной связной речи, обогащению словарного запаса, внимания, воображения детей, их коммуникативных способностей, что особенно актуально для детей с нарушенной вербальной сферой. 

Для проекта отобраны не только хорошо знакомые учащимся сказки, но и те, которые им еще не известны, что дает возможность каждому участнику проявить свои индивидуальные творческие способности, смекалку, эрудицию. Создание общей итоговой сказки с привлечением полученного в ходе реализации проекта экологического опыта является главным результатом общей деятельности учащихся и педагогов.
Соревновательность, командная сплоченность делают мероприятие увлекательным. В течение всего процесса дети работают в группах и командах переменного состава, что помогает формировать у них умения и навыки общения и работы умения и навыки общения и работы в коллективе, а также доброжелательное отношение друг к другу. Считаем результативной заинтересованность учащихся экологической работой. Визуализация проекта в виде сборника сказок, посвященного легендам Балтики, является материальным результатом коллективной деятельности в проекте.

                                                                                                                  Сценарий проведения фестиваля

                    1. Подготовительный этап
Задания командам участникам. Найти интересный материал по морским сказкам стран, расположенных вокруг Балтийского моря. Страны определяются жребием. Также можно сообщить: столицу, площадь страны, количество жителей, и др. Основные экологические проблемы, которые пытаются решить в этих странах, интересные примеры таких решений. Оформить постер, формат А-1, вертикально, разместить информацию и иллюстративный материал. Подготовить творческий номер: спеть песню, исполнить танец или инсценировать сказку. Для создания общей сказочной истории подготовить информацию о реке, впадающей в Балтийское море и выполнить ее изображение в виде фигуры человека
                     2. Проведение фестиваля

Мероприятие рассчитано на 2,5 часа.
Подготовка помещения:
   вывесить карту регионов Балтийского моря;
   развесить творческие работы классов- листы альманаха, посвященные сказке выбранной страны;
   подготовить материалы для проведения игр и эстафет.
Открытие и работа фестиваля.
Приветствия организаторов фестиваля (5 мин).
В зал приходит царица Балтика и команда моряков-балтийцев (старшеклассники, организующие игры и эстафеты).
   Работа по станциям (всего- 45 минут; каждая станция-10 минут. Очередность прохождения указана в маршрутном листе команд
- Все о море. Географическая викторина. Складывание карты моря из пазлов стран, выполненных в виде флагов
   Экология Балтики. Важен вклад каждого. Интерактивная игра-презентация с творческими заданиями
   Караоке-пляж. Балтийский берег. Ученики исполняют песню Олега Газманова
   Сказочная путаница. Видеовикторина в школьной библиотеке. Балтийский ветер взял и перемешал финские, датские, литовские, русские и шведские легенды и истории. Ученики воссоздают порядок в сказках.
Актовый зал. Представление командами творческого домашнего задания по странам (5-7 минут).
       5 а класс – сказка А. Линдгрен «Пеппи Длинный Чулок» (Швеция);
       5 б класс – А.С .Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди» (Россия);
       5 в класс – латышская сказка «Дворец морского царя»;
       6 а класс – Г.Х.Андерсен « Русалочка» (Дания);
       6 б класс – польская сказка «Сельдь и камбала»;
       6 в класс – литовская легенда «Юрате и Каститис»;
       7 а класс – эстонская сказка «Запретный узел»;
       7б класс – Братья Гримм « Сказка о рыбаке и его жене» (Германия;
       7в класс – Туве Янссон «Муми-тролль и комета».
   В перерывах игры и эстафеты морской направленности, проводимые старшеклассниками.