Поиск по сайту

АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА «КАРТА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ» В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Иванова О.А., Красникова М.Г., ГБДОУ детский сад № 15 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга


        В настоящее время перед педагогическим сообществом одной из актуальных задач выделяется поиск и применение в практике работы с детьми дошкольного возраста таких приёмов и методов, которые способствовали бы поддержке детской инициативы, расширяли их кругозор, развивали познавательно-исследовательскую деятельность, помогали в изучении окружающего мира в доступной и понятной ребёнку игровой форме. Данный вопрос является актуальным и в формировании экологических представлений дошкольника.
        Используя стандартные формы работы в рассматриваемом нами направлении, мы обратили внимание на тот факт, что у детей часто теряется интерес в процессе работы, сложно удержать внимание ребёнка, ответы детей, как правило, выглядят шаблонными. Анализ работы показал, что при всех плюсах, стандартные методы имеют определённые минусы, такие как: ребёнок получает роль слушателя и исполнителя, исследовательская деятельность носит минимизированный характер. Ребёнок делает выводы из того материала, который представил ему взрослый.
        Многие педагоги и психологи отмечают в своих работах, что развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения происходит у ребёнка в опоре на практические действия. «В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески» [1].
Методика «Карта исследователя» задумывалась нами как наглядный ориентир для ребёнка, поддерживающий его интерес и направляющий его познавательно-исследовательскую деятельность в рамках экологического воспитания. Область применения данной методики – это совместная образовательная деятельность педагога с детьми во время прогулки или в группе. «Карта исследователя» ориентирована на детей старшего и подготовительного возраста и позволяет решить такие образовательные задачи как: знакомство детей с объектами живой и неживой природы, обратить внимание на разнообразие этих объектов, закрепить представления детей о сезонных признаках и изменениях в природе, обратить внимание на взаимосвязи между объектами живой и неживой природы и т.д.
«Карта исследователя» представляет собой однорядную таблицу, количество ячеек которой может варьироваться от трёх до пяти. Карты могут быть предметные или абстрактные, в зависимости от поставленной образовательной цели. Предметные карты содержат в ячейках картинки прямого содержания, рассматривая которые ребёнок понимает, что конкретно он будет искать, изучать. Абстрактные карты обращают внимание ребёнка на цвет, форму, величину, количество наблюдаемых/исследуемых объектов.
        В карте можно размещать специальные символы: знак вопроса – даёт возможность ребёнку обратить внимание на те объекты, которые не отмечены в карте, но подходят по теме; картинка с карандашами или мозаикой – символ продуктивной деятельности, который позволит по окончании совместной образовательной деятельности закрепить полученные представления, а также позволит познакомить детей со свойствами знакомых объектов. Продуктивная деятельность может заключаться в выкладывании из природного или бросового материала тех объектов, которые исследовали дети; в создании творческих композиций; в рисовании мелками, камешками, палочкой на песке или земле и т.д. Такая форма работы позволяет также познакомить детей со свойствами исследуемых объектов.
        Алгоритм разработки совместной образовательной деятельности с использованием «Карты исследователя» имеет свои этапы:
  I этап – определить тему и цель совместной образовательной деятельности;
  II этап – выделить опорные объекты, которые помогут вместе с детьми построить итоговую беседу, составить «карту исследователя»;
  III этап – продумать примерные вопросы для обсуждения;
  IV этап – продумать варианты продуктивной деятельности.
         Деятельность педагога в процессе работы с использованием «Карты исследователя» строится следующим образом:
  создание игровой, проблемной ситуации;
  индивидуальная помощь ребёнку, испытывающему трудности;
  организация обсуждения с детьми, рассматривание предметов, формулирование наводящих вопросов, если дети затрудняются в высказывании;
  организация продуктивной деятельности.
Деятельность ребёнка проходит в следующей последовательности:
  рассматривание предложенной карты, определение маршрута;
  поиск объектов в окружающем пространстве;
  обсуждение результатов поиска;
  продуктивная деятельность.
Процесс обсуждения или итоговой дискуссии важен в данной работе. Каждый ребёнок делится в процессе итоговой дискуссии своим опытом, у ребёнка есть возможность рассказать о тех объектах, которые ему удалось найти. Педагог задаёт детям наводящие вопросы, которые помогут обратить внимание на общие признаки всех предметов, на их отдельные отличия, помогут дополнить общую картину, подвести итог проделанной работы. А затем обратить внимание детей на тот факт, что загадка была одна, а ответов получилось много. Вопросы имеют примерно следующие формулировки:
      - Что нашли?
      - Почему именно этот объект выбрали?
      - Похожи ли объекты, которые удалось найти?
      - Все ли объекты нашли?
      - Как вы думаете почему…..?
      - Смогли ли найти столько предметов, сколько указано в карте?
      - Что общего у всех найденных объектов? И т.д.
Практическое применение данной методики позволяет говорить о том, что у детей значительно повышается интерес и любознательность по отношению к объектам окружающего мира, их свойствам. Ребёнок чувствует себя успешным в данной деятельности. Методика позволяет детям быть полноценными участниками образовательного процесса. Сам процесс исследования дети воспринимают как игру, с удовольствием занимаются поиском ответов на поставленные вопросы. Обсуждение проходит интересно в живой обстановке, поскольку дети опираются на полученный опыт, те впечатления, которые получили в процессе работы с «Картой исследователя».
      Мы надеемся, что данный опыт будет полезен педагогическому сообществу, а, значит, и детям.

                                                            Литература

  1. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет/изд-во «Учитель», 2011
  2. Паршукова И.Л. Маленькие исследователи в детском саду. – СПб.: ИРО «Смена», 2005.
  3. Подвижные тематические игры для дошкольников / [сост. Т. В. Лисина, Г. В. Морозова]. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
  4. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. – М., 2000
  5. Шпарева Г.Т., Коновалова И.П. Интеллектуальные игры для детей 3-7 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

Поделиться:


Назад в раздел