Поиск по сайту

Развитие литературно-творческих способностей обучающихся в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности

Автор: Годжаева Д.Т., учитель начальных классов ГБОУ средняя школа № 468 Выборгского района Санкт-Петербурга


       В современном мире стали высоко цениться литературно-творческие способности. Литературно-творческие способности способствуют пониманию литературы как явления национальной и мировой культуры, роли чтения, осознанию значимости чтения для личного развития, формированию представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности, потребности в систематическом чтении.
       В разделе ФГОС «Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования» устанавливается, что результатом реализации требований должно быть создание образовательной среды. [1, C. 38-39]. В образовательной среде участники образовательного процесса смогут осуществить такие базовые возможности, как достижение планируемых результатов освоение основной образовательной программы, развитие личности обучающегося через организацию учебной и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования, обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей младших школьников.
       Сегодня детское творчество получило всеобщее признание. На высоком уровне устраиваются театральные постановки по произведениям, олимпиады, конкурсы чтецов, круглые столы, печатаются в журналах мнения младших школьников о том или ином произведении, разработки младших школьников, а именно стихи собственного сочинения. Для того, чтобы добиться успеха, учитель должен организовывать процесс учения так, чтобы он превращался в исследовательскую деятельность, которой можно и необходимо управлять, придерживаясь следующих требований:
– всячески поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои идеи;
– внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей.
– социально-эмоциональные условия (внешняя безопасность и только положительная оценка творческих проявлений младшего школьника);
– психологические условия (внутренняя безопасность, раскованность и свобода, поддержка творческих начинаний близкими людьми);
– интеллектуальные условия (решение логических задач);
– физические условия (наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту дей¬ствовать с ними).
       Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общепринятом смысле означает изобретать, искать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – общественном или индивидуальном.
На занятиях по развитию литературно-творческих способностей целесообразно применять активные формы работы такие как:
– рассказ стихотворения;
– выразительное чтение;
– сочинение собственной сказки;
– театральная постановка по произведениям;
       При использовании проблемных задач по развитию литературно-творческих способностей учителю необходимо обратить внимание на задачи, направленные на развитие у младших школьников способности видения новых функций в знакомых предметах и объектах, например, проиграть сценку по прочитанному произведению, сделать к этой сценке декорации, , высказать свое мнение и т.д. Другие задачи могут быть направлены на формирование у детей умения комбинировать ранее известные способы действий и находить свой, новый способ.
       Для развития литературно-творческих способностей учитель может использовать классические методы воспитания (например, беседа, упражнение, пример, убеждение и т.д.).
Можно выделить методы и приемы, которые направлены на стимулирование литературной творческой активности младших школьников. Опираясь на идею о сочетании читательской деятельности и литературно-творческой для развития литературно-творческих способностей, мы составили таблицу методов и приемов, представленную ниже.

Таблица 1

Методы и приемы развития литературно-творческих способностей

Читательская деятельность

Литературно–творческая деятельность

Творческое чтение: сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц, поговорок, чтение по ролям.

Создание собственных текстов: составление телеграмм, памяток, написание эссе, создание презентации журнала, сочинение загадок, пословиц поговорок, рассказов, сказок, выражение точки зрения своей, героев, автора, сжатый или подробный пересказ рассказа или сказки.

Творческий пересказ: интерпретация сказки.

Театрально–творческая деятельность: сценки, спектакли.

Изобразительно–творческая деятельность: лепка, аппликация, рисунки по прочитанному.


       Так же в работе можно использовать прием «Ассоциативные загадки». Суть приема заключается в том, что его можно использовать, работая над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, воображения, сообразительности. Загадки учат младших школьников говорить просто, ярко, образно. Занятия с использованием загадок проходят увлекательно, интересно, занимательно и не утомляют младших школьников, доставляя обучающимся полезные упражнения для ума. Немало важно то, что, сочиняя загадку, младшие школьники получают возможность концентрации своего внимания на определенном или воссозданном в воображении предмете.
       Не стоит забывать о том, что загадка – это своего рода форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, когда им доступен для записи небольшой текст.
       Работа на занятии проводится в несколько этапов: отгадывание загадки, наблюдение, сочинение своих загадок, сначала коллективное, потом самостоятельное. Целью последнего этапа работы над загадкой является научить младших школьников пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок. Работа над загадками ведется по таблице, которая по ходу сочинения загадки сразу заполняется.

Таблица 2

Алгоритм сочинения ассоциативных загадок

Вопрос

Ответ

На что похоже?

Чем отличается?


       В творческих работах пословицы и загадки используются для закрепления понятия «рифма» или «созвучие». Можно предложить младшим школьникам превратится в исследователя и дать задание, например, догадаться, какая загадка старше?
       Не стоит забывать и о пословицах. Один из наиболее полезных способов активизации младших школьников к творчеству – это работа с пословицами. И видами творческих работ с пословицами на занятиях внеурочной деятельности будут являться:
– определение, какая пословица выражает главную мысль сказки.
– выбор сказки, к которой подходит пословица.
– коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице.
       В психолого-педагогической литературе имеется богатый опыт по созданию благоприятных условий для развития литературно-творческих способностей младших школьников и методов работы учителя. Обратимся к анализу психолого-педагогических условий, необходимых для проявления у младших школьников литературно-творческих способностей. Осуществить условия по развитию литературно-творческих способностей, можно через:
– чередование групповых, парных, индивидуальных форм работы, которые формируют у младших школьников навык самообразования, способствует формированию важных навыков планирования работы и ее организации, самоконтроля, умения отрабатывать и анализировать информацию, делать выводы, вносить корректировки в работу;
– создание атмосферы сотрудничества. При создании положительного эмоционального фона на внеурочной деятельности, у младших школьников создается ощущение успеха, при этом содержание учебного материала соответствует критериям проблемного обучения.
        Младший школьный возраст – благоприятный период для выявления и развития творческой личности младшего школьника, так как именно в этом возрасте младший школьник любознателен и открыт для восприятия разнообразных явлений действительности, с удовольствием осваивает продуктивные виды деятельности, осуществляет исследовательские действия, закладываются основы его ценностного отношения к миру [2, С. 21]. Поэтому в младшем школьном возрасте актуально развивать литературно-творческие способности и в этом помогает внеурочная деятельность

                        Список используемой литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учебное пособие [Текст] / Д.Б. Богоявленская – М.: Академия, 2002. – 320 с.
3. Фархшатова И. А. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / И.А.Фархшатов. Режим доступа: https://e-koncept.ru/2017/770292.htm, свободный. – Заглавие экрана. – На русском языке.

Поделиться:


Назад в раздел