Поиск по сайту

Использование информационно-коммуникативных технологий и элементов дополненной реальности при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Автор: Михайлова Елена Сергеевна, учитель - логопед ГБДОУ №121 Выборгского района, Санкт-Петербург


     Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без заинтересованности со стороны ребёнка, его мотивации к деятельности, желания достигать поставленные цели.
Оптимальному решению данной задачи способствуют специализированные компьютерные технологии.
Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальным, и нам кажется, что один из резервов – это использование информационно-компьютерных технологий в логопедической работе.
     У большинства детей с различными дефектами речи, как известно, оказывается нарушенным внимание. Воспитание внимания в значительной степени повышает эффективность всего учебного процесса, в том числе и коррекцию речевых аномалий. Необходимо, чтобы внимание учеников мобилизовалось опосредовано, через организацию их деятельности. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению. Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств.
     В настоящее время специалисты по детской речи отмечают увеличение количества детей, у которых отсутствует речь. Эти дети имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет коррекционную работу с таким контингентом. При таких обстоятельствах и сложности дефекта безречевых детей очевидной становится необходимость разработки новых технологий коррекционного воздействия, особенно на его ранних этапах.
     В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты, появляется мотивация речи. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у школьников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость. Надо сказать, что картинный материал отлично смотрится на экране монитора. Детям гораздо интереснее называть предъявляемые в ходе обследования картинки в режиме слайд-шоу на экране . Ведь картинка и движение это мультимедиа. А ребёнка так привлекает всё движущееся! Кроме того, логопед часто замечает, как устаёт после проведённого обследования. Ведь для того, чтобы раскрепостить ребёнка, расположить к себе и настроить его на работу, требуется много сил и энергии. Все мы знаем, что завладеть вниманием ребёнка очень важно и необходимо для объективности результата. Можно превратить этот сложный и трудоёмкий процесс в удовольствие для себя и ребёнка! С электронным альбомом "Обследование звукопроизношения" ребёнок с интересом будет называть картинки и отвечать на Ваши вопросы. Самое главное - внимание ребёнка будет полностью под Вашим контролем без особых усилий с Вашей стороны. С помощью видеоальбома Вы получите наиболее объективные результаты
обследования и сохраните свои силы.
     А как интересен для детей альбом «Обследование экспрессивной речи»! Как рядом с животными появляются их детёныши, как на экране возникают предметы и надо их посчитать, далее надо сказать, как подаёт голос то или иное животное, а потом мы это проверяем - и в кабинете логопеда то мяукает кот, то мычит корова! Это же просто захватывающая игра! Логопеду только остаётся брать ручку и успевать фиксировать результаты обследования! Заслуживает внимания также тема использования QR кодов и элементов дополненной реальности в коррекционной работе с дошкольниками.
     QR код — это двухмерный штрих-код, предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне. При помощи QR-кода можно закодировать любую информацию, например: текст, номер телефона, ссылку на сайт или визитную карточку. Аббревиатура QR производна от англ. quick response, что переводится как "быстрый отклик". Основное достоинство QR-кода - это легкое распознавание сканирующим оборудованием (в том числе и фотокамерой мобильного телефона).
     QR-код был изобретен в Японии в середине 90-х годов прошлого века. Разработала QR-код в 1994 году японская фирма Denso Wave, которая является одной из компаний Toyota. Задача QR-кодов заключалась в хранении большого объема данных при небольшой площади их размещения.
Они всегда выполнены в форме квадрата. Матрица с замысловатым рисунком является сердцем кода. А квадраты и черные линии содержат информацию, хранящуюся в модулях.
     Рассмотрим возможности использования системы QR-кодов в образовательном процессе в качестве средства повышения мотивации дошкольников:
     - QR-коды можно использовать в качестве различных мультимедийных источников и ресурсов, помогающих решить конкретную учебную задачу интересным для детей способом.
     - QR-коды не просто несут необходимую информацию, но их использование показывает, что с помощью таких штрих-кодов можно значительно повысить заинтересованность детей в работе и усвояемость получаемого ими материала. Например,
     - размещать QR-коды с ссылкой на учебный материал в соответствующем формате (коротенький видеофильм) на картинки по изучаемой лексической теме на доске или фланелеграфе). Дети подходят с планшетом к картинкам,
     - сканируют QR-код и смотрят видеоролик, узнают новые факты из жизни представленных животных. Распечатав коды их можно вклеивать непосредственно в тетради(видеоролики по изучаемой лексической теме для просмотра дома родителей с ребёнком для закрепления материала, видео-уроки, где забавные герои в игровой форме ещё раз напомнят детям изучаемый материал , заинтересуют ребёнка и родителей, ролики по автоматизации звуков).
    - QR коды можно использовать при проведении занятий с детьми. Например - гимнастика для глаз. Ребёнок выбирает карточку, сканирует QR код и выполняет гимнастику. В различных заданиях , например «Угадай слово», ребусы. При организации проектной деятельности можно создавать коллекции ссылок, информационные блоки, комментарии и др. QR коды можно публиковать на страницах сайтов поддержки проекта, плакатах и др..
    - QR коды можно размещать на информационных стендах с информацией, как видео или мультимедиа комментарий (в виде ссылок), к объявлению анонсу или иному материалу. Это позволит значительно обогатить информационное насыщение стандартных информационных стендов. Можно эффективно использовать при проведении различных эстафет, игр, мероприятий, когда на одном из этапов задание будет предложено в виде QRкода. Прочитав который можно будет выполнить задание.
    - QR коды можно размещать на визитках (бумажных или электронных), на бейджиках участников различных мероприятий, конференций, слетов и т.д.
Для использования изображений различных кодов в интернете, нанесение на визитные карточки, футболки, рекламные вывески, плакаты и многое другое (сайт, проект, сообщество и др.)
     Таким образом, QR-код может использоваться везде: начиная от обычного плаката и заканчивая поздравительной открыткой! Все ограничивается только фантазией. В РФ QR-код пока еще не получил большого признания.
    Сотовые телефоны имеют почти все (дети, педагоги, родители и др.), что и позволяет широко использовать возможности этих технологий в практической деятельности.
    Вас заинтересовала возможность создать QR-код?
Сделать это можно здесь: http://qrcoder.ru/
Для считывания QR-кода потребуется:
  1. Мобильный телефон со встроенной фотокамерой.
  2. На мобильном устройстве установлен QR reader – специальная программа, предназначенная для расшифровки двоичных кодов.
Когда программа установлена, можно осуществлять чтение QR-кода. Процесс этот не представляет сложности даже для того, кто делает это в первый раз – необходимо лишь соблюсти пошаговую инструкцию:
  1. Запустите программу распознания QR-кода.
  2. Наведите фотокамеру на QR-код на расстоянии 15 см от него.
  3. Отрегулируйте размер и четкость изображения на экране. После регулировки изображения QR-код должен находиться по центру экрана и иметь четкие очертания.
  4. Ожидайте. Проанализировав QR-код, «ридер» самостоятельно выдаст вам информацию о его содержимом.
  
Работа с приложением QUIVER

QUIVER VISION – это объемная 3D раскраска или раскраска с дополненной реальностью. Каждая раскрашенная картинка оживает, и ребенок сразу видит результаты своей работы. Приложение позволяет детям почувствовать себя художниками, оформителями, дизайнерами. Это похоже на личное знакомство со своим творением. Раскрашивание способствует развитию:
  • мелкой моторики;
  • снижает стресс;
  • обеспечивает творческое самовыражение.
Так же данное приложение является отличным инструментом для развития навыков по различным темам.
В программе доступно большое количество страниц раскрасок (платных и бесплатных):
- Транспорт: поезд, самолет, автомобили пожарная машина;
- Праздники: Новый год, Пасха
- Космос: ракета, луна;
- Животные: пингвин, заяц, овечка (стилизованные)
- Образовательные: вулкан, материки, животная клетка и др.

Приложение QUIVER VISION работает только со своими картинками, представленными в формате PDF.
Ожившая картинка обладает различными возможностями:
  - просмотр анимации с любого угла (можно рассмотреть объемное изображение со всех сторон);
  - различные звуковые эффекты (можно включить сигнал машины, рев мотора, имитация звука животного и др.);
  - эффекты дополнительной анимации (забить гол, нажав на мяч, укорить извержение вулкана и др.).
Данных эффектов можно добиться, нажав на соответствующий инструмент программы (кнопка на экране устройства).
 
              Этапы работы с приложением:

   • cкачайте приложение QUIVER VISION в Play Маркет или App Store;
   • распечатайте понравившуюся раскраску;
   • раскрасьте картинку (чем ярче, тем лучше);
   • откройте приложение, нажав кнопку воспроизведения (логотип «бабочка»);
   • наведите камеру устройства на раскрашенную картинку;
   • убедитесь, что видите весь лист целиком (появится синий прямоугольник);
   • рассматривайте ожившую картинку, которую можно дополнить звуковыми эффектами или эффектами дополнительной анимации.
Это может позволить себе каждый логопед, владеющий ИКТ или просто скачать материалы в интернете. Это всё сейчас доступно, было бы желание. Успехов и удовольствия от своего труда!

                      Список литературы.

   1. Н. А. Чевелева. Воспитание внимания у учащихся с нарушениями речи. Тезисы докладов IV Всесоюзных педагогических чтений. М., НИИ дефектологии АПН СССР. 1976. С. 153.
   2. Е. В. Кириллова. Методы и приемы эмоциональной стимуляции безречевых детей. Коррекция и развитие. Вып. 10. 2001
   3. О. Н. Усанова. К вопросу о психолого-педагогическом исследовании детей с речевыми расстройствами. Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. М., 1979. С. 3—10.

Поделиться:


Назад в раздел