Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
№ 42 "Будить в человеке совесть - современность и своевременность русской литературы ХХ столетия в российской школе третьего тысячелетия (к 100-летию со дня рождения выдающегося русского писателя Федора Абрамова", январь 2021)
Игра «Загадай-ка» как исследовательская культурно-образовательная практика дошкольников
Автор: Нилова Тамара Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга Шейко Наталия Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
В статье описывается стратегия организация культурно-образовательной практики исследовательского типа для старших дошкольников. Данная практика предполагает использование культурного наследия города для развития универсальных познавательных умений детей и позволяет семьям воспитанников превратить совместный досуг в образовательное событие.
Согласование ценностно-смысловых позиций всех участников образовательного процесса – одно из важнейших условий реализации культурно-образовательных практик дошкольников. В статье представлен возможный путь решения обозначенной проблемы – сотрудничество семьи и детского сада в формате «Клуба воспитывающих взрослых», в рамках которого родители могут уточнить, скорректировать и обогатить свои представления о воспитании детей раннего возраста в семье и образовательном учреждении.
В статье описывается модель построения партнерства детского сада и семьи, которая может быть использована при организации культурно-образовательных практик дошкольников, имеющих «событийный» характер. В качестве примера реализации данной модели приводится описание практики, основанной на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, и знакомящей воспитанников сутью понятия «новогодние традиции».
В статье раскрывается сущность журфикса как педагогического средства согласования ценностно-смысловых позиций (прежде всего взглядов на воспитание и обучение) воспитывающих взрослых – педагогов и родителей; описывается отличие данной формы работы с семьей от других традиционных форм взаимодействия; приводится сценарий одного из журфиксов.
В статье поднимается проблема речевого развития дошкольников в процессе культурно-образовательных практик, которые могут быть организованы родителями в условиях дома. В качестве примера приводится проект «Семейная кулинария», который основан на использовании различных игр, разработанных педагогом-логопедом и адресованных мамам. Эти игры, проводимые в пространстве кухни, позволяют не только расширить лексический словарь дошкольников, но и позволяет детям научиться придумывать свои игровые сюжеты.
Проект «День Доброты с Муми-троллями»
Автор: Луцкая Виктория Владимировна, педагог-психолог ГБДОУ детского сада № 35 Фрунзенского района Санкт-Петербурга; Куракина Александра Андреевна, учитель-дефектолог ГБДОУ детского сада № 35 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
В данной статье авторы предлагают переосмыслить роль и расширить функции художественной книги в жизни дошкольника. Представленная культурная практика знакомит читателя с различными формами «активного чтения» и различными видами детской деятельности, организованными на экспозиции интерактивного музейно-педагогического пространства детского сада.
В данной статье автор предлагает переосмыслить роль художественной книги в жизни дошкольника. Представленная культурная практика знакомит читателя с различными формами «активного чтения» и различными видами детской деятельности, организованными на основе текста сказочной повести.
В статье представлен опыт реализации культурно-образовательной практики для детей 6-7 лет на основе книжных иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина. Особенность методической разработки состоит в обеспечении педагогами взаимосвязи исследовательской, художественной и коммуникативной деятельности старших дошкольников. Обращение ребенка к поэзии, произведениям музыкального и изобразительного искусства становится этапом и стимулом для создания собственного художественного текста, отражающего целостное видение классического литературного произведения.
В центре статьи – проблема интеграции в дошкольном образовании. Авторы приходят к выводу, что культурно-образовательные практики могут являться одним из способов создания интегрированной модели дошкольного образования. В статье приводится пример образовательного события, которое позволило не просто объединить знания и умения детей, полученные на физкультурно-оздоровительных и краеведческих занятиях, но и расширить мировоззрение воспитанников, дав им возможность сформировать свое представление о роли взаимопомощи при выполнении коллективного дела.
В статье поднимается проблема развития речевой культуры дошкольников средствами чтения. Раскрывается роль читательских культурно-образовательных практик в расширении активного словаря детей, умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения, слушать и слышать собеседника, понимать художественный замысел литературных произведений.
В статье описывается специфика культурно-образовательных проектов, раскрывается их педагогический потенциал в стимулировании процесса семейного чтения и развития у дошкольников основ читательской культуры.
Любая культурно-образовательная практика завершается творческой работой детей, в рамках которых воспитанники имеют возможность отрефлексировать освоенный опыт в процессе создания («сочинения») собственного текста культуры. В статье приводится пример организации занятия, на котором были подведены итоги городской практики дошкольников, содержательно связанной с изучением функции и назначения декора архитектурных построек. Основываясь на знаниях и опыте, приобретённых в ходе культурно-образовательной практики, воспитанники подготовительной группы создали авторский проект декоративного убранства строящейся поблизости от детского сада станции метрополитена «Путиловская»
В статье рассматривается технология организации художественной культурно-образовательной практики дошкольников. Через освоение различных технологий работы с бумагой дети осознают, что творить (созидать что-то новое) можно из любой бумаги, в том числе, и из той, что часто сдают в макулатуру или выбрасывают в мусорное ведро. Осваивая различные приемы рисования и конструирования из бумаги, создавая авторские творческие работы, представляя свои творения родителям и педагогам, дети учатся выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей.
В статье раскрываются подходы к трансформации традиционного музыкального занятия в ДОУ в «культурно-образовательную практику» дошкольников. В качестве важнейшего инструмента автор рассматривает систему развивающих педагогических ситуаций, в рамках которых дети решают различного рода исследовательские, творческие и оценочные задания. В качестве примера приводится методическая разработка культурно-образовательной практики художественного типа «Музей ЧуДетства».
Статья посвящена вопросам особенностей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование в образовательной деятельности культурно-образовательных практик.
В статье представлен опыт работы с детской иллюстрированной книгой, в частности, с книгой без слов; приведены примеры двух образовательных путешествий в рамках городского пространства, содержание которых продиктовано книжкой В. Бундина «Куда торопятся машины?». Данные образовательные путешествия являются примером исследовательских культурных практик и ориентированы на детей старшего дошкольного возраста.
Культурные практики и мотивирующая предметно-пространственная среда детского сада
Автор: Шейко Наталия Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Пискарева Татьяна Сергеевна, педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга Тихонова Ольга Борисовна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
В статье рассматривается роль предметно-пространственной среды детского сада в организации культурно-образовательных практик дошкольников, раскрываются организационно-педагогические условия и способы актуализации ее развивающего потенциала. Приводятся примеры диагностических исследований, позволяющих педагогам наметить стратегии совершенствования предметно-пространственной среды группы с целью усиления ее мотивирующей функции.
Культурные практики в системе работы ОУ: организационно-управленческий аспект
Автор: Виноградова Людмила Александровна, заведующий ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга Виноградова Наталья Валерьевна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга
Статья посвящена проблеме включения культурно-образовательных практик в работу дошкольного образовательного учреждения. Авторы раскрывают сущность понятия «культурная практика», выявляют место культурных практик в образовательной программе детского сада, обозначают главное условие их внедрения – готовность педагога стать «тьютором», приводят лист самооценки воспитателя «Использую ли я в своей профессиональной деятельности культурно-образовательные практики?».
В статье представлен опыт организации исследовательской деятельности старших дошкольников, направленной на освоение произведений изобразительного искусства, предметов материальной культуры, литературы и киноискусства. Показаны способы включения культурного опыта, полученного детьми, в сюжетно-ролевые игры и реальные бытовые ситуации.
В статье представлена авторская методика «Карта исследователя», которая направлена на поддержание детской инициативы, развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольника старшего возраста. Предложенная методика носит игровой характер, помогает ребёнку проявлять исследовательскую активность, развивает навыки коммуникации, рассуждения и умения работать в паре, команде, дает воспитаннику возможность понять и осознать многообразие окружающего мира. Статья содержит примеры практического применения методики «Карта исследователя» как в групповом пространстве, так и на прогулке.
В статье освещается проблема «старта» культурно-образовательных практик и описываются способы создания мотивационных ситуаций, которые подталкивают детей к исследовательской деятельности.
Статья является обобщением практического опыта культурно-образовательных практик в ДОУ. Авторы описывают способы привлечения историко-культурного наследия микрорайона и района расположения детского сада для организации исследовательских практик детей.
В статье поднимается вопрос о функциях воспитывающих взрослых в контексте культурно-образовательных практик дошкольников. Главная роль педагога, по мнению авторов публикации, заключается в создании развивающей предметно-пространственной среды, которая сама по себе способна инициировать различные виды детской деятельности. Авторы описывают возможную стратегию актуализации педагогического потенциала пространства группы – внесение реальных, использующихся в повседневной культуре, предметов и вещей, которые позволяют включить детей в культурные практики исследования, игры и творчества.
Статья посвящена анализу проблем трансляции социокультурного опыта в современных условиях и приоритетах дошкольного образования в контексте ФГОС ДО. Автор рассматривает текст Стандарта с позиций взаимодействия образования и культуры и описывает подходы к реализации идей ФГОС с учетом специфики основных направлений культурного наследования.
Культурно-образовательные практики: новый образовательный формат
Автор: Ванюшкина Любовь Максимовна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой истории искусств Высшей школы народных искусств, Коробкова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой культурологического образования СПбАППО
Понятие «культурно-образовательные практики» вошло в понятийный аппарат новых образовательных стандартов, обозначая деятельностный и активный характер современного образования.