Поиск по сайту

Человек — часть природы и должен жить по её законам

Автор: Ишкильдина Лилия Галиевна, педагог-психолог МАДОУ детский сад № 7 г. Учалы (Республика Башкортостан)


             Природа родного края предоставляет широкие воз¬можности для оздоровления человека на основе ре¬комендаций различных систем такого оздоровления, тра¬диционной и нетрадиционной медицины, а также с учетом народных традиций, проверенных в веках и поддержанных современной медициной. Человек, сказавший слова «за¬разить здоровьем», жил в IV веке до нашей эры. Он не был ни юмористом, ни сатириком, любящим игру слов подобно современному Жванецкому. Сенека — круп¬нейший римский политический деятель, философ и писа¬тель, к тому же мастер риторического «рубленого» стиля. Конечно, Сенека не мог предвидеть, что пройдет 24 столетия, и появятся на планете Земля такие регионы, где 94–99 % молодых людей, только вступающих в самосто-ятельную жизнь, будут отягощены недугами, расстрой¬ствами здоровья. Не будем здесь говорить о том, «кто ви¬новат?», это отдельный разговор. Однако если иметь в виду сенековское «заражение здоровьем», то придется признать, что такое «заражение» весьма и весьма спец¬ифично и принципиально отличается от других «зараз»: ведь чтобы заразиться здоровьем, требуется, прежде всего, большое желание, а также немалые знания, умения и целенаправленным систематический труд отдельного че¬ловека… труд над самим собой.
Вот это самое «делать здоровье», а точнее, сози¬дать здоровье, и называют оздоровлением. Ведь оздоров¬ление по своей содержательно-семантической сути озна¬чает буквально «прибавление здоровья», причем такое прибавление, которого никогда не может быть слишком много, потому что оно желанно всегда, независимо от того, здоров человек или болен.
            Проблемы формирования здоровья, его сбережения и развития, а также оздоровления и лечения невозможно решать с помощью лекций, бесед, назиданий, поучений, призывов. Эти комплексные проблемы могут быть ре¬шены только на основе ряда взаимообусловленных, глу¬боко взаимосвязанных факторов, первым среди которых является потребность «быть здоровым». Причем потреб¬ность эта, в развитии своей сущности, удовлетворяется не столько на биологическом уровне, но и на чувственном, эстетическом, познавательном, рационально-потреби¬тельском, деятельностном уровнях. Названные аспекты оздоровления и лечения имеют естественно-природную и социальную сущность и потому проявляются через единение человека с природой и обще¬ством, а точнее, через единение, баланс, гармонию при¬роды человека и природы среды его обитания, или вну¬тренней среды человека и его внешней среды. Именно поэтому нет лучшего воспитателя (по К. Д. Ушинскому) и лучшего врачевателя, чем сама природа: она породила че¬ловека вовсе не для того, чтобы затем терзать и губить его недугами и болезнями.
            Для подрастающего человека очень важно усвоить и принять смысл своего единения с природой, чтобы ис¬пользовать во благо все природные явления, в ком¬плексном проявлении которых эволюционировал человек как биологический вид и социальное явление. Свет солнца и цвет высокого неба над головой, тепло вечернего костра и холод зимней стужи, сочные краски весеннего луга и таинственная мрачность тайги, без¬брежные дали морей и отстраненная недоступность ска¬листых гор, многообразие видов растений, животных, бактерий, а также макроявлений, происходящих на Земле, и микроэлементов, определяющих глубинную сущность процессов, происходящих в живых организмах, — все эти биотические и абиотические явления оказали свое вли¬яние на формирование и историческое развитие рода че¬ловеческого, а, следовательно, оказывают влияние на жизнь каждого отдельного человека, его благополучие и здоровье.
           Формирование рациональных взаимоотношений со¬временного человека с природой предполагает немалые знания его о самом себе и природе, а также умения рас¬порядиться этими знаниями — и не во вред себе и при¬роде. Такие знания обеспечивает подрастающему чело¬веку школьное и вузовское образование и, прежде всего, учебные курсы «Основы здорового образа жизни», «Без¬опасность жизнедеятельности» и «Основы экологии». А вот умения и навыки рациональных отношений со средой обитания появляются и на основе названных знаний, и в результате обобщения конкретного опыта — личного и общественного.
Хотя путь от болезни к здоровью — это тоже до¬стойный в необходимости путь, если проходится он с по¬мощью средств оздоровления, то есть сознательного при¬бавления здоровья.
Именно поэтому оздоровительный потенциал природы родного края рассматривается:
           в связи с системой необходимых и достаточных знаний о лечебных растениях и животных;
           в связи с обзором тех биологически активных ве¬ществ, наличие которых в организмах растений и жи¬вотных и делает их оздоравливающими;
           в связи с правилами природоохраны, сбора и раци¬онального хранения лекарственных растений и животных;
           в связи с рациональным применением, дозировкой и формами использования природных оздоравливающих средств.
Природа родного края предоставляет широкие воз¬можности для оздоровления человека на основе реко¬мендаций различных систем такого оздоровления, тради¬ционной и нетрадиционной медицины, а также с учетом народных традиций, проверенных в веках и поддержанных современной медициной. Важно правильно, с глубоким пониманием существа дела уметь пользоваться такими ре¬комендациями.
          Интерес к оздоровлению подрастающего поколения все более повышается и в профессиональной среде, и у родителей, и у общественности. Однако общий уро¬вень здоровья молодежи (по крайней мере, российской) не повышается. Причин тому несколько, и они глубоко взаимосвязаны. Самая естественная из них и наиболее доступная пониманию заключается во все большем уда¬лении человека от живой природы — под влиянием уси¬ливающейся урбанизации человеческой жизни, урбани¬зации, подавляющей биологическую сущность высшего творения природы.
Откуда же в этих условиях надлежит человеку брать живительные силы, как не у самой природы! Ведь даже былинные богатыри старинной Руси припадали к земле святого Отечества, чтобы «принять толику силушки, по¬требной в борьбе с ворогом».
          Вдумаемся и вслушаемся в напевность слов «при- рода» - «при-родах». Они ведь олицетворяют все то, что дается или приходит к человеку при его рождении.
Приходит — для чего?.. Чтобы вдохнуть в новоро¬жденного искру жизненную, силу жизни и духа, благодати и благополучия самого мира, в который он входит.
Жизнь человеку дает, конечно же, мать, но силу тела и духа отпускает ему природа — не только окружающая, но и внутренняя природа ребенка. При этом сила (сила природы) понимается не в узком физическом смысле, но в общем смысле того материального начала, которое вдох¬нуло в младенца энергию жизни, а еще в смысле сущности самой его жизни, дающей человеку возможность почув¬ствовать себя частью природы.
Силы, которыми природа щедро одаривает человека, обладают великой способностью прибавлять ему благопо¬лучие, сохранять и укреплять здоровье, излечивать от бо¬лезней, чудодейственно исцелять.
Постижение целительных сил природы и приобщение к искусству использовать их с пользой для себя и во благо других людей — процесс не только увлекательный и сложный, но и высоко ценимый в обществе.
Откуда же приходят к человеку знания об этих силах и искусство их использования?.. Из самих глубин пости¬жения сущности самого человека и окружающей его при¬роды. Надо только очень стремиться к этому, понимая, что глубины эти не только таинственно притягательны, но еще трудно постижимы. Однако «трудно» вовсе не озна¬чает, что к ним, этим глубинам, не нужно стремиться. Как раз наоборот, рассматривать как одну из начальных вех на пути погружения в глубины оздоровления, то есть прибав¬ления здоровья, которого никогда не может быть слишком много. Другие этапы постижения этих глубин обуславли¬ваются результатами великого труда над собой — труда по здоровьетворению для самого себя и здоровьесозиданию для других. Последнее особенно важно для педагога, мно¬гопредметная деятельность которого открывает широкие возможности оздоровления обучаемых. Проблема оздо¬ровления средствами образования необычайно сложна и мало изучена. К тому же, уровень готовности выпуск¬ников в школах к оздоровительной работе все еще оста¬ется низким. И поэтому эту работу мы должны начинать с малых лет.
          В силу этих причин проблема сохранения здоровья детей и в детском саду становится особенно актуальной и всё более приобретает характер педагогической. В нашем детском саду выстроена система работы по здоровьесбе¬режению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов ДОУ. Наш кол¬лектив целенаправленно работает над созданием бла¬гоприятного здоровьесберегающего пространства. На территории детского сада создан ландшафтный дизайн, включающий в себя: дорожку здоровья, альпийскую горку, цветники с яркими красивыми растениями, цветущими с ранней весны до поздней осени. На территории детского сада растут много разных деревьев: береза, черемуха, ка¬лина, липа, сосна, боярышник и много кустарников.
Именно естественная природная среда стала в нашей работе основным фактором, объединяющим деятельность всех специалистов: педагогов, педагога-психолога, ин-структора по физической культуре, музыкального руково¬дителя, родителей. Эколого-оздоравливающая среда нашего детского сада — это среда, которая используется в оздорови¬тельных и познавательных целях, для развития у детей на¬выков труда и общения с природой, умения сопереживать, видеть прекрасное.
          Наверное, высокая и вечная мечта человечества о ве¬ликом, прекрасном, мудром единении человека с природой дарована людям свыше. Как всякую мечту, мы несём это ощущение в себе по жизни.
Мы используем «Человек — часть природы и должен жить по её законам. Тогда здоровье восстанавливается и сохраняется естественным путём».

Литература:
1. З. И. Тюмасева, Д. П. Гольнева. Целительные силы природы и здоровье человека.

Поделиться:


Назад в раздел