Поиск по сайту

Экологическая направленность в образовательной деятельности современного учителя

Автор: Ромахина Елена Борисовна, учитель химии ГБОУ №112 Выборгского района


      2017 год объявлен в России годом экологии. Наша школа приняла активное участие в разработке и проведении мероприятий экологической направленности.
Задачей современного учителя является расширение знаний учащихся по теме «Экология», возможность дать азы  экологической грамотности различным возрастным группам школьников, привить практические навыки по экологическому исследованию природных объектов, организовывать и проводить конференции, диспуты, тематические экскурсии экологического содержания.
      Задача современной школы и всего педагогического коллектива - развивать у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию; увлекать учащихся перспективами природоохранительной деятельности; формировать у школьников познавательное и эстетическое отношение к природной среде; обучать их правильному поведению и деятельности в природе.
У школьников должны возникнуть качественные изменения в их экологическом сознании и поведении под воздействием вышесказанных воспитательных воздействий.
В этой статье хочу поделиться опытом включения в образовательный маршрут различных возрастных групп школьников экологических аспектов воспитания.
       В рамках социального проектирования в этом учебном году учащимися 2Б класса был представлен проект «Берегите воду». Ребята вышли за рамки школы и смогли презентовать свой проект в детском саду №32. Они провели серию интересных опытов, связанных с уникальными свойствами воды. Также выступили в ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга с экологической композицией «Путешествие капельки».
Для успешной реализации данного проекта учащиеся совершили экскурсию в кабинет химии. Мне представилась возможность показать свою презентацию. «Круговорот воды в природе», так же провести эксперимент, иллюстрирующий растворимость различных веществ в воде. Дети ушли заинтересованные, готовые включиться в самостоятельную исследовательскую практику.
В соответствии с ФГОС в нашей школе организована внеурочная деятельность в 5-ых классах.
Я отвечаю в школе за духовно-нравственное направление в образовательной деятельности и хочу поделиться своим опытом. В качестве основы для своего курса я выбрала программу «Как сберечь природные ресурсы», рекомендованную кафедрой естественно-научного образования под руководством И.Ю. Алексашиной в АППО. (Приложение№1). Сама я по образованию учитель химии, но, закончив куры на данной кафедре, много лет преподавала естествознание в 5-ых классах.
С 2016 года введены пропедевтические курсы биологии и географии по одному часу в неделю. Программа содержит очень большой теоретический материал, для каждого урока определены планируемые результаты, предметные умения, метапредметные (регулятивные, личностные, познавательные УУД).
       Курс, который я веду, дополняет программу, изучаемую детьми на уроках, позволяет более глубоко и интересно осваивать теоретический материал через проведение учащимися практических работ. Формирует ценностное отношение к природе, бережливость в отношении ее ресурсов. Выполнение практических работ развивает у учащихся наблюдательность, образность мышления, формируют культуру умственного труда и элементы научной деятельности.
Сам ребенок, несмотря на любовь к природе, не знает, что может сделать он лично, считая, что за экологическую ситуацию отвечают директора предприятий, правительство, контролирующие органы, все кроме нас самих. Учащиеся должны совершать самостоятельные поступки и действия в соответствии с полученной системой знаний отношений «человек-природа», как основа экологического образования и воспитания. Только тогда у детей сформируется активная жизненная позиция, появится мотивация стать защитниками окружающей среды.
Знакомясь на уроках с методами изучения природы - наблюдение, измерение, эксперимент - во внеурочной деятельности мы с ребятами проводим небольшие опыты, знакомимся с лабораторным оборудованием, учимся измерять, взвешивать.  (Приложение №2).
Данный курс позволяет учащимся узнать о современных экологических проблемах и возможных путях их решения, о путях получения электроэнергии, способах очистки воды. Дети учатся уменьшать объем ТБО (твердых бытовых отходов) за счет складывания пакетов тетрапак, алюминиевых банок, пластиковых тюбиков.
       Дома ежедневно заносят показания счетчика электроэнергии и указывают, на что она была затрачена и на протяжении, какого времени работал тот или иной электроприбор. Выясняют, сколько в среднем электроэнергии потребляет семья за месяц.
Изготавливают простейший фильтр для очистки воды из пластиковой бутылки сфагнума и угля. Обсуждается возможность практического использования такого фильтра
Подсчитывают потери воды подтекающей из крана, при незакрытом кране. Подсчитывают, сколько воды тратит семья в месяц при незакрытом кране во время чистки зубов. Рассчитывают примерный объем ванны и объем воды при принятии душа. Делают вывод о рациональном использовании воды на проведение гигиенических процедур.
       Во внеурочной деятельности ребята приобретают опыт социологического опроса по проблеме мусора «Учет состава мусорной корзины», знакомятся с простейшими способами статистической обработки полученных данных. В ходе данного исследования учащиеся пришли к неутешительному выводу, что более 70% опрошенных детей и их семей параллели 6-ых классов не участвуют в сортировки мусора.
В этом году в рамках IX районного конкурса «Молодежь Выборгской стороны за здоровый образ жизни» команда учеников 10 класса под моим руководством провела конкурс рисунков «Береги природу»  в начальной школе. Наша команда «Зеленый мир» была награждена дипломом II степени. (Приложение №3).
       Моим ученикам нравится принимать участие в различных конкурсах, проектах экологической направленности. Мы участвовали в создании выпуска «Экогазеты» (Приложение №4), конкурса «Экоплаката» (Приложение №5).
Также хочу поделиться опытом по руководству написанием исследовательской работы учащимися.  Так, в нынешнем учебном году ученица 8 класса темой для своего исследования выбрала «Анализ и оценка экологических проблем парка «Сосновка». Все мы хорошо знаем, что растения – источник кислорода, и это, конечно, очень важно для горожан, однако, не менее важна роль зеленых насаждений в очистке воздуха. Ежедневно на листьях деревьев оседает огромная масса пыли и копоти, которую мы могли бы вдохнуть и сохранить в собственных легких. Растения способствуют снижению уровня шума, увеличивают влажность воздуха и понижают его температуру. Именно поэтому так приятно войти в парк жарким летним днем. Многие тысячи людей, даже не посещая парки, испытывают на себе их благотворное влияние. Будущее наших парков, садов и скверов зависит от отношения к ним каждого из нас.
Постановка проблемы по выбранной теме позволила определить объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. Объектом исследования стала экосистема парка «Сосновка», предметом исследования – экологические проблемы парка «Сосновка».
Целью данного исследования стало выявление основных экологических проблем парка «Сосновка». Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
    1.    Уточнить понятийный аппарат на основе анализа литературы по теме исследования.
    2.    Используя метод измерения, определить параметры воды в водоеме парка «Сосновка».
    3.    Используя метод эксперимента, определить рН почвенной вытяжки и оценить кислотность почвы опытным путем.
    4.    Провести наблюдения за объектами парка по предложенной анкете: «Исследование парков, садов и скверов» программы Naturewatch Baltic.
    5.    Используя метод моделирования, провести анализ и оценку экологического состояния парка «Сосновка».
       В ходе проведения исследования были использованы такие методы, как теоретический анализ, теоретический синтез, опыт (эксперимент), моделирование.
В ходе исследования ребята изучали и анализировали специальную литературу, осваивали понятия экология, экологический фактор, экосистема, экологическая экспертиза, охрана природы, экологическая проблема, методы экологического исследования, индикаторы, рН – водородный показатель. Для органолептической оценки воды была проведена начальная процедура санитарно- химического контроля воды. Установлено, что вода, взятая из водоема парка «Сосновка», является экологически чистой, небольшая кислотность воды является причиной близкого нахождения от водоема автомагистрали. В рамках программы исследования была определена кислотность почвы. Данный экологический фактор очень важен, т.к. определяет условия жизнедеятельности почвенных организмов и высших растений. При высокой кислотности угнетается рост и развитие многих растений. Установлено, что кислотность почвенной вытяжки является допустимой, почва пригодна для роста и развития растений.
В ходе проведения наблюдений за экосистемой парка «Сосновка» установлено, что в ней присутствуют такие элементы ландшафта, как холмы, равнинные зоны, пруды. Есть много аллей. Объекты, связанные с пребыванием людей, оснащены туалетами и урнами для мусора. Также в парке сооружены спортивные и детские площадки, теннисные корты. Основная часть парка освещена, есть скульптуры. Растительность представлена смешанным сосново-березовым лесом. Высажены лиственницы, дубы, липы, клены и др. деревья, кустарники (спирея, сирень). Моховой покров повсеместно сменился травяным. В результате наблюдений обнаружены следующие животные: голуби, вороны, воробьи, синицы, белки.
Используя метод моделирования, была создана графическая модель экосистемы парка «Сосновка». Анализ результатов проведенных исследований позволил сформулировать общий вывод о том, что экосистема парка «Сосновка» в основных своих характеристиках соответствует норме.
        Таким образом, наша школа приняла активное участие в акциях, приуроченных к году экологии в России. Мы постарались привить детям разных возрастов не только убежденность в том, что состояние экологии зависит от каждого человека, но и решимость действовать по принципу «жить, не вредя природе, но служа ей».

Поделиться:


Назад в раздел