Поиск по сайту

Весна – время экологических действий

Автор: Миронова Татьяна Евгеньевна, методист, педагог дополнительного образования, Горин Кирилл Константинович, методист, педагог дополнительного образования, Бурлак Светлана Викторовна, методист, заведующий эколого-биологическим отделом, Петрова Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования


В соответствии с Указом Президента 2017 год объявлен в Российской Федерации Годом экологии. Это сделано в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.
Это общеизвестный факт, но задумывались ли мы с вами, почему экологии посвящен именно этот год? Почему это так важно для нас именно сейчас и какие проблемы экологии особенно близки нам? Что мы можем изменить в своей жизни, чтобы приблизиться к их решению?
Такие вопросы ставили мы, когда приступали к разработке нового проекта, посвященного году экологии в России. Жизнь в техногенном обществе, безусловно, делает нас все более оторванными от природы. Но ведь мы  - жители Выборгского района, и рядом с нами еще остались зеленые островки – прекрасные скверы и парки: Сосновка, Озерки, Осиновая роща, Шуваловский парк. Что мы знаем об их обитателях? Как мы можем помочь сохранить эти парки? Мы постарались привлечь внимание школьников к их изучению и сохранению. Конечно, есть и другие проблемы, с которыми мы ежедневно сталкиваемся в своей жизни – это, в первую очередь, проблема сохранения природных ресурсов страны, решение которой невозможно без изменений в сознании каждого человека, его привычек. Поэтому так важно проводить работу с детьми и молодежью, ведь сформировать правильные установки гораздо легче, чем изменить их.
Наш проект мы постарались построить таким образом, чтобы в нем могли принять участие школьники всех возрастов с самыми разными способностями и интересами. «Эковесна» объединила всех, кто неравнодушен к проблемам окружающей среды и заботится о ее сохранении. Главная задача проекта - обратить внимание школьников на уголки природы родного Выборгского района, их красоту и проблемы, помочь им творчески осмыслить свои действия и возможности в деле сохранения окружающей среды.
Проект предполагал поэтапное включение в работу. Прежде всего, участники могли выбрать для себя направление деятельности. Можно было заняться экологической рекламой, распространять полезные знания и информацию. Второе направление – трудовые природоохранные акции и рассказ о них. И наконец – творческие решения повседневных проблем с бытовыми отходами. Результаты своей работы участники проекта представили на конкурс. В рамках проекта было объявлено два конкурса – социальная экологическая реклама «Мой дом – Выборгский район» и прикладное творчество «Инженеры природы».
На конкурс социальной экологической рекламы «Мой дом – Выборгский район были представлены работы в 7 номинациях: плакат, листовка, информационный буклет, газета, видеоролик, фоторепортаж, литературное творчество. В нем приняло участие  65 человек.
Самой популярной номинацией стал плакат. Нельзя не обратить внимание на высокий уровень художественности в работах участников, которые подняли такие важные темы как сохранение чистой воды, лесов и парков, а также энерго- и ресурсосбережения. Дуэт авторов Борисова Амина и Егорова Алена создали один из самых интересных плакатов «Цветущий сад», в котором ярко и красочно была воплощена их идея - превратить наш город в цветущий сад, украшая его насаждениями из декоративных растений.
В конкурсе газета отличились работы учащихся 482 и 90 школ. Эксперты отметили просветительскую направленность, красочность и профессиональный подход к подбору и оформлению материала. Из материалов издания, выпущенного группой учащихся 90 школы, можно узнать об угрозе исчезновения вязов в Санкт-Петербурге из-за графиоза - голландской болезни ильмовых. Возбудителем графиоза является гриб Офиостома вязовая, а переносит древесный недуг маленький жук заболонник. В результате крона пораженного грибом дерева усыхает, дерево гибнет. Молодежное движение в защиту вязов в нашем городе уже несколько лет помогает выявлять зараженные деревья.
Интересные творческие работы были представлены в номинации «видеоролик» – это и великолепные пейзажные зарисовки парков Выборгского района, и увлекательный рассказ о природоохранных акциях школы 471 – ребята изготовили кормушки для птиц, скворечники, собрали несколько тонн макулатуры.
В номинации «Литературное творчество» представил свои работы коллектив ДДЮТ «Студия юных журналистов - СЮЖет». Все работы были высоко оценены жюри, а одним из наиболее ярких произведений стало коллективное творчество учащихся этого объединения – сказка «Маленькая Лу и ее большая мечта». Ребята в весьма оригинальной форме попытались раскрыть секрет зарождения и сохранения жизни на нашей планете: «Наша Лу преобразилась до неузнаваемости! Вся Галактика гордилась и восхищалась ее зелеными лесами, необыкновенными цветами и чистейшими озерами, ведь до сих пор ни одной из планет не удалось обрести жизнь. Что уж говорить, на ней жили прекрасные чуткие люди, которые очень любили и ценили свою планету, берегли ее и сохраняли все природные богатства, каждый день, наслаждаясь красотой, которая их окружает.»
Конкурс «Инженеры природы» объединил 59 любителей прикладного творчества. Больше всего участников собрала номинация «Дом без отходов». Конкурсанты погрузились в актуальнейшую для нашего города и страны проблему твердых бытовых отходов (ТБО). Свалки мусора, или как их называют официально полигоны ТБО, занимают слишком большие территории и от них распространяется неприятный запах на большие расстояния. Кроме того, вокруг города существует много несанкционированных свалок. Это настоящая головная боль петербуржцев. Как избавится от избытка ТБО? Один из способов уменьшения отходов - их вторичное использование. Ребята предложили  много интересных идей вторичного использования материалов и вещей домашнего обихода. Учащиеся детского объединения «Силуэт» ДДЮТ Выборгского района создали великолепные платья и шляпы из упаковочных материалов и обоев, а коллектив «Креативное рукоделие» представил оригинальные чехлы для телефонов, сумки, игрушки из старых джинсов и других отслуживших свой срок вещей. Также на конкурсе можно было увидеть красочные цветочные композиции, декоративные панно, шкатулки, игольницы, игрушки-роботы.
Номинация «Здоровый дом» была задумана для того, чтобы обратить внимание подрастающего поколения на экологическую безопасность в быту. На конкурс были представлены изделия из материалов, которые, не являясь пожароопасными, не выделяют таким образом вредных веществ при старении.
Номинация «Дом для лохматых и пернатых» привлек ребят, имеющих домашних питомцев. Все, что может порадовать братьев наших меньших – кормушки и домики для птиц, игрушки для животных и даже лабиринт для грызунов было сделано руками конкурсантов.
Награждение победителей и призеров конкурсов прошло на фестивале «Эковесна», в программу которого входила экологическая игра по станциям, концерт, на котором выступили ребята из различных объединений дворца, экспозиция конкурсных работ, квест по экспозиции и экомагазин. Организации и проведению фестиваля активно помогали члены детской общественной организации «Ученическое научное общество Выборгского района», организованной на базе дворца. Они работали помощниками экспертов на станциях при проведении экологической игры.
Экологическая игра имела природоохранную тематику и включала 7 станций.
Каждый участник игры мог посещать интересные для него станции в свободном режиме. Вместо обычных баллов за выполненные задания ребята зарабатывали «экологические рубли», которые обменивали в «экомагазине» на символический приз.
В «Экологической лаборатории» участники фестиваля разглядывали под микроскопом живых представителей планктона, проводили химический анализ воды из водоёмов Выборгского района, определяли млекопитающих и птиц по следам их жизнедеятельности. То есть знакомились с азами научного исследования природы.
«Экзопарк» был посвящён биоразнообразию планеты, поскольку его сохранение является приоритетным направлением в природоохранной деятельности всего мирового сообщества. Без сохранения видов не возможно устойчивое развитие цивилизации. Здесь проходило знакомство с обитателями живого уголка ДДЮТ – представителями членистоногих, рыб, земноводных, рептилий и млекопитающих, населяющих самые разные уголки нашей планеты.
На станции «Мастерская флориста» школьники собирали мозаики с первоцветами, определяли принадлежность плодов и семян, узнавали растения по запаху. Стремление к пониманию неразрывной связи растительного мира и повседневной жизни человека, обыгранное здесь в форме мастерской, поспособствовало становлению и укреплению экологического сознания учащихся.
Природные условия не всегда бывают дружественными для человека. Школьники должны знать о подстерегающих угрозах в лесу и на водоеме и уметь с ними справляться. С основами безопасного пребывания в полевых условиях участники фестиваля знакомились на станции «Выживание в природе». Ребята учились ориентироваться по солнцу, вязать узлы, а также выполняли задания, подсказывающие экологически правильное поведение во время отдыха на лоне природы.
Фестиваль поддержали представители международной экологической организации Greenpeace, взявшие на себя организацию станции «Игра с огнём», посвящённую одной из наболевших экологических и социальных проблем России — лесным пожарам. «Причины этих пожаров разные. Но все они связаны с действиями людей». Ребята в игровой форме познакомились с основными принципами действий при ликвидации пожаров. При обращении с огнём необходима предельная осторожность. Нельзя поджигать траву, а увидев любой пожар — немедленно звонить пожарным по номеру 112.
Проверить свои знания экологии, учащиеся смогли на станции «Охрана природы». Здесь от них требовалось показать свои знания редких и охраняемых видов животных, растений и грибов России, ответить на вопросы о статусе и режиме охраны заповедников, заказников, природных парков и других особо охраняемых природных территорий.
По выставке конкурсных работ был организован квест, благодаря которому, ребята рассмотрели экспозицию более детально. Задания заключались в том, чтобы найти определённые элементы на плакатах и газетах, а также определить из чего сделаны экспонаты выставки и вписать их номера в специальный бланк: например, выбрать изделия, выполненные с использованием пластиковых бутылок, ткани, одноразовой посуды и т.д. Отличительной особенностью игры было наличие рекомендуемого, но не обязательного маршрута. Участники свободно могли расставлять приоритеты и посещать наиболее интересные для себя станции. Таким образом, для учащихся игра стала гармоничным элементом, объединяющим все этапы проекта «Эковесна».
В итоге, проект позволил сформировать единое эколого-просветительское пространство, актуализировал важнейшие проблемы человечества связанные с сохранением природы, и принёс много положительных эмоций, как участникам, так и организаторам мероприятия.

Использованные источники:
1. Методическое пособие по изучению голландской болезни вязов / авторы Н. Б. Мощеникова, Е. В. Вязникова/ СПб., 2016. - 43 с.
2. В Сибири сгорели дома как минимум в шести населённых пунктах за один день. Почему? - Новость - 25 мая, 2017 — портал Гринпис России http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/2017/05-25-wildfires/




Поделиться:


Назад в раздел