Поиск по сайту

Жемчужины русского языка

Автор: Алексеева Татьяна Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ №457 Выборгского района Санкт-Петербурга


«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому,

как драгоценные камни излучают таинственный блеск…»

 К. Г. Паустовский.

Стимулировать интерес к изучению родного языка – важная задача образовательных учреждений. Русский язык красив и уникален. Он непрост для изучения, полон тайн. Стремление узнавать эти тайны, «жемчужины» русского языка - процесс, требующий волевых усилий. При включении интереса и творческих элементов в этот процесс задача изучения родного языка становится менее трудоёмкой. Жемчужины русского языка – это разнообразные слова и выражения. Это фразеологизмы, синонимы, антонимы, многозначные слова, омонимы.

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает образовательные учреждения на создание условий для развития познавательных, коммуникативных, социальных, информационных компетентностей обучающихся. Выполнение разнообразных заданий по русскому языку содействует развитию этих основных компетентностей.

Как заинтересовать детей? Один из способов – включение в игровую деятельность. Играя, дети нацелены на процесс и результат, они, практически, не устают. Интерес сохраняется на протяжении всей игры. Новизна, соревновательный дух, жажда победы – важные эмоциональные элементы для младших школьников.

Предлагаемая игра, выполненная в виде презентации Microsoft PowerPoint, может быть организована и проведена как один из этапов урока русского языка. В этом случае игра продолжается в течение нескольких уроков и проходит по станциям. Можно проводить ее на одном или двух занятиях внеурочной деятельности программы «Занимательный русский язык». При наличии нескольких компьютеров в классе в эту игру ученик может играть самостоятельно или в небольшой группе детей.

Цель игрового занятия – создание условий для расширения и применения знаний по русскому языку в новых условиях, для формирования у детей способностей к структурированию и систематизации изученного материала и развития способностей к учебно-игровой деятельности.

Основные задачи, решаемые в ходе игрового мероприятия:

1. закрепление и обобщение имеющихся знаний по русскому языку; уточнение, расширение словарного запаса обучающихся;

2. развитие универсальных учебных действий, психических процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи;

3. воспитание культуры общения, привитие интереса к русскому языку.

Нами разработана игра для обучающихся 4 классов «Жемчужины русского языка. Путешествие в Подводное царство». В разработке используются стихи автора.

Технологическая карта игрового занятия в 4 классах «Жемчужины русского языка. Путешествие в Подводное царство»  

Раздел

Лексика. Фразеология. Орфография. Фонетика. Морфемика.

Тип занятия

Обобщение знаний

Цель занятия

Создание условий для применения знаний по русскому языку и развития интереса к языку

Планируемые образовательные результаты

Предметные

- знать фразеологизмы, правила правописания безударных гласных, парных согласных в корне слова, гласных после шипящих, окончаний существительных и прилагательных; уметь определять лексическое значение слов, фразеологизмов; уметь осуществлять выбор и доказательство орфограмм; уметь разбирать слова по составу; уметь определять количество слогов, букв и звуков в слове.

Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно добывать информацию, которая нужна для решения учебной задачи; уметь извлекать информацию, представленную в разных формах (слово, выражение, текст, символ, схема, звук); уметь делать выводы на основе обобщения, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД

- уметь принять и выполнить учебную задачу; уметь ориентироваться по ключевым словам и знакам; обнаруживать проблему и решать её; определять степень успешности выполнения своей работы по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

- уметь чётко строить собственное высказывание, слушать и понимать других.

Личностные УУД

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; уметь придерживаться этических норм общения в коллективе, самому выбирать линию поведения в сотрудничестве с окружающими.

Метапредметные связи

- Русский язык, окружающий мир, литературное чтение 

Технологии

- Игровая, оценивание учебных достижений

Формы работы

- Фронтальная, групповая или индивидуальная

Оборудование

- Презентация, 4 файла звуков в формате МР3 (звуки моржа, дельфина, прибоя, шум ракушки), жетоны или мел для фиксирования правильного ответа, проектор, компьютер, колонки 

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный момент

- Вас ожидает путешествие в Подводное царство.

С интересом и желанием

Русский изучать мы будем.

Лишь с хорошим прилежанием

Все «жемчужины» изучим!

Догадайтесь, кто нас будет сопровождать.

- Путешествуя, вы будете набирать баллы для своей команды.

Делятся на команды. Выбирают капитанов. Придумывают названия команд.

- Русалка.

Личностные результаты: мотивация к целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других.

2. Формулирование правил игры

- Что нужно соблюдать, чтобы успеть выполнить как можно больше заданий за отведённое время?

- Какие правила?

- Правила игры.

- Внимательно слушать задания. Поднимать руку, если знаешь правильный ответ. Не выкрикивать. Уважать товарищей, помня о том, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Регулятивные УУД: умение формулировать правила игры и следовать им.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать других.

3. Актуализация знаний. Учебно-игровая деятельность

Предлагает выбрать рубрику из предложенных на станции. Комментирует задания. Следит за соблюдением правил игры. 

1. Секрет жемчужин  

1.1 Определимся с лексическим значением слова жемчужина.

Это отдельное з_рно.

Жемч_гом зовут его.

1.2 Откуда берётся жемчуг? Выберите верный научный ответ. Жемчужина …

1.3 Жемчужина – это пло_ трудов моллюска по самозащит_. 

1.4 Определимся с другим лексическим значением слова жемчужина.

Сокровище, важная ценность

и лучшая драгоценность. 

2. Колесо фортуны  

2.1 Фразеологизм колесо фортуны имеет интересную историю. Оказывается, Фортуна – это древнеримская богиня …

2.2 Какое значение у фразеологизма «колесо фортуны»?

2.3 Найдите синоним к фразеологизму «колесо фортуны».

2.4 Определите лексическое значение слова штурвал. Штурвал – это…

3. Сундук сокровищ   

3.1 Выберите фразеологизмы … со значением «много».

1.Кот наплакал. 2. Куры не клюют. 3. Хоть пруд пруди. 4. Капля в море.

3.2 … со значением «быстро». 1.Малым ходом. 2.Черепашьим шагом. 3.Сломя голову. 4.Одна нога здесь, другая – там.

3.3 Вставьте словечко!

Как с гуся ... Не разлей ... Концы в ... Выйти сухим из ...

3.4 … корабля. Задирать ... Держать…по ветру. С гулькин...  

4. Загадочные звуки 

Предлагает прослушать звуки и определить их, выбрав вариант ответа. Затем определить количество букв и звуков в слове-ответе.

4.1 Лев (морской).Тюлень.Морж.

4.2 Киты. Дельфины. Акулы.

4.3 Водоросль. Жемчужина. Ракушка.

4.4 Прибой. Водопад. Шторм.

5. Тайны глубин  

5.1 Прикрепились к кораблю

И спокойн_ так живут.

Ж_луди морские –

Животные такие!

5.2Охотится в глубинах морских вод. Лучи как рук, в центр_ рот,

А на концах лучей глаза.

Это красивая зв_зда!

5.3Живёт в глубинах морей.

Тело мя_кое, без костей.

Три сер_ца да вос_мь ног.

Это спрут, или осьминог!

5.4Перед нами морской конё_.

Это рыба с ги_ким хвостом!

Рыльце действует как пипетка,

Втягивает рач_ка или креветку.

6. Мифические существа

6.1Основная черта бога морей Посейдона – несокрушим_ и бурн_ сила, которую проявляет водн_ стихия.

6.2Нептун – бог морей, в честь которого названа восьмая самая дальняя планета Солнечн_ системы.

6.3 Сирена – полуптица, полуженщина, демоническое существо, завлекающее своим сладкогласным пением мореплавателей в гибельн_ места.

6.4Существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбь_ хвостом, живущее в воде, - это русалка.

7. Внимание! Рифы! 

7.1 Отгадайте загадку:

Живёт на возвышеньях дна, и безобиден он на вид,

Но крепка у него броня. Зовут его морской полип!

7.2 Коралл – это р_стен_е или ж_вотн_е?

Подсказка – кроссворд. Отгадайте слова по горизонтали. Тогда прочитаете слово-ответ по вертикали.

1. Тот, кто употребляет в пищу креветок и рыбу, в отличие от того, кто питается растениями. 

2. Сильная буря на море.

3. Полное безветрие на море.

7.3 О чём это? Подводное или надводное возвышение морского дна на мелководье. 

7.4 Объясните значение слова «коралловые» в словосочетании коралловые губы.

8. Деликатесы (на букву К)

По изображению предлагает вспомнить морской деликатес и сосчитать количество слогов в слове.

9. Дворец загадок   

Отгадайте загадку. Подберите схему разбора по составу, соответствующую слову-отгадке.

9.1Чувствует себя, как рыба в воде,

Не устаёт и ныряет на глубине.

Способен заплыть далеко сей храбрец.

Ему говорят: «Ты отличный …!»

9.2Видели по телевизору не раз,

Как плавает, ныряет …!

9.3Для исследований глубоководных

Есть батискаф – аппарат …!

9.4Корабль боевой, огромный.

Называется лодкой …

Дети выбирают рубрику. Выполняют задания. При правильном ответе ответивший ребёнок ставит на доске мелом плюс своей команде (или берёт жетон). Выбирают вариант ответа.

1. Секрет жемчужин  

1.1 Варианты ответов: е,ю; е,у; и,ю; и,у.

1.2 Жемчужина…

-образуется в раковине двустворчатого моллюска.

-образуется в речном или морском песке.

-это затвердевшие слёзы русалок.

-это драгоценность, в которую превратились слёзы сирот и невинно обиженных. 

1.3 Варианты ответов: т,е; т,и; д,е; д,и.

1.4 Варианты ответов: дш, чщ, тш, чш.

2. Колесо фортуны  

2.1 Фортуна – это древнеримская богиня …

1. любви и красоты.  2. удачи. 3. мудрости.

4. утренней зари.

2.2 - 1. Удача. 2. Жизнь. 3. Обман. 4. Судьба, случай, непостоянство человеческого счастья. 

2.3 - 1. Вставлять палки в колёса. 2. Ждать у моря погоды. 3. Вертеться как белка в колесе. 4. Колесо счастья.

2.4 Правильный ответ: Рулевое колесо на судне.  

3. Сундук сокровищ  

3.1 Варианты ответов: 1,4; 2,4; 2,3; 3,4.

3.2 Варианты ответов: 3,4; 1,2; 2,3; 1,4.

3.3 Варианты ответов: молоко, вода, кисель, море.

3.4 Варианты ответов: парус, мачта, нос, дело.

4. Загадочные звуки

Слушают звуки, определяют их, выбирая ответ из списка. Считают количество букв и звуков в слове-ответе.

4.1 Правильный ответ: 4б., 4зв.

4.2 Правильный ответ: 8б., 7зв.

4.3 Правильный ответ: 7б., 7зв.

4.4 Правильный ответ: 6б., 6зв.

5. Тайны глубин 

Читают тексты о морских обитателях. Размышляют, какие буквы пропущены.

5.1 Варианты ответов: а,ё; о,ё; а,о; о,о.

5.2 Варианты ответов: и,и; и,е; е,и; е,е.

5.3 Варианты ответов: г,т,е; г,д,е; г,д,и; х,д,е.

5.4 Варианты ответов: к,п,ь; к,б,ь; к,б; г,б,ь.

6. Мифические существа  

Дети прочитывают предложение, вставляют пропущенные окончания прилагательных и выбирают доказательство правописания окончаний прилагательных из списка.

6.1 Правильный ответ: окончание –ая; и.п., ж.р.

6.2 Правильный ответ: окончание –ой; р.п., ж.р.

6.3 Правильный ответ: окончание –ые; в.п., мн.ч.

6.4 Правильный ответ: окончание –им; т.п., м.р.

7. Внимание! Рифы! 

7.1 Коралл

7.2 Разгадывают кроссворд: 

 

Вписывают ответы: 1. Хищник. 2. Шторм. 3. Штиль. Ключевое слово: животное.

Варианты ответов: а-и, о-и, и-о, ы-о.

7.3 Варианты ответов: риф, скала, маяк, шторм.

7.4 Коралловые губы - …

1. бледно-розовые губы.

2. ярко-красные, цвета красного коралла.

3. губы с трещинками.

4. синюшные губы.

8. Деликатесы  

8.1 морская… капуста – 3 слога

8.2 краб – 1 слог

8.3 креветка – 3 слога

8.4 кальмар – 2 слога 

9. Дворец загадок   

Отгадывают загадки. Разбирают по составу слова-отгадки, выбирают подходящую схему разбора.

9.1 Пловец. Корень плов-, суффикс -ец-, окончание нулевое.

9.2 Водолаз. Корни -вод-, -лаз-, окончание нулевое.

9.3 Самоходный. Корни -сам-, -ход-, суффикс -н-, окончание –ый.

9.4 Подводной. Приставка под-, корень -вод-, суффикс -н-, окончание –ой.

Регулятивные УУД: умение принимать учебную задачу и следовать ей, работать по плану.

Познавательные УУД: умения извлекать информацию из символов, схем, звуков, иллюстраций, слов, предложений, текстов.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других.

Познавательные УУД: умения извлекать информацию из символов, слов, предложений.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других.

Познавательные УУД: умения извлекать информацию из слов, предложений; умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно искать информацию, которая нужна для решения учебной задачи.

Регулятивные УУД: умение принимать учебную задачу и следовать ей, работая по плану.

Познавательные УУД: умения извлекать информацию из символов, звуков, иллюстраций, слов.

Познавательные УУД: умения извлекать информацию из символов, иллюстраций, предложений, текстов; ориентироваться в своей системе знаний.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для решения учебной задачи; умение извлекать информацию, представленную в разных формах (предложения, иллюстрации).

Регулятивные УУД: умения принять и выполнить учебную задачу; ориентироваться по ключевым словам и знакам; обнаруживать проблему и решать её; выбирать правильный ответ из предложенных вариантов.

Коммуникативные УУД: умение чётко строить собственное высказывание и слушать других.

Познавательные УУД: умения преобразовывать информацию из одной формы (иллюстрация) в другую (слово, слог).

Познавательные УУД: умения ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую (предложение, слово, схема).

4. Подведение итогов. Рефлексия

Приглашает капитанов команд.

Предлагает выложить морскую звезду, выбрав и прикрепив магнит в зависимости от самооценки своей деятельности во время игры: красный – отлично; жёлтый – хорошо; синий – плохо.

Капитаны команд подсчитывают баллы, определяют победителей.

Осуществляют рефлексию.

КоммуникативныеУУД: слушать и понимать других.

Личностные: умение оценивать качество своей работы после игры.

Учебно-игровая деятельность способствует развитию универсальных учебных действий, соответствует возрастным особенностям младших школьников. Учебно-игровое мероприятие вызывает у детей эмоциональный отклик, позитивный настрой на предстоящую деятельность. В процессе игры обучающиеся активны, заинтересованы в результате, применяя знания по русскому языку в новых условиях.           


Поделиться:


Назад в раздел