Поиск по сайту

Повторение на уроках математики

Автор: Свеженцева Маргарита Петровна, преподаватель математики ГБОУ СПО Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции


       Повторение – важная часть процесса обучения. Перед ним ставятся разнообразные задачи: закрепление в памяти обучаемых тех или иных фактов,восстановление на необходимом уровне каких-либо навыков, обобщение и систематизация изученного материала. Выделяют несколько видов повторения: повторение в начале учебного года, текущее повторение, тематическое повторение, заключительное повторение в конце учебного года или в конце изучения некоторого курса. Любой вид повторения ориентирован на решение перечисленных задач, но в каждом есть своя специфика. Перед повторением в начале учебного года в большей степени стоит задача подкрепления знаний и восстановления навыков, необходимых при изучении нового материала; в заключительном повторении на первый план выступает задача установления взаимосвязей между частями изучавшегося материала.
       Следует помнить, что повторение – это часть учебного процесса, зависящая от качеств  а усвоения обучаемыми изученного материала, уровня развития математических способностей обучаемых и т. п. Но существуют некоторые объективные закономерности отбора содержания и организации повторения. В зависимости от вида повторения, характера повторяемого материала и особенностей конкретного класса повторение может проводиться процессе выполнения устных упражнений, при решении письменных заданий, при выполнении самостоятельной работы в классе или домашней работы, при прослушивании ответов обучаемых или рассказа учителя.
       Активное повторение, т. е. самостоятельное воспроизведение изученного ранее материала и его применение, более эффективно, чем пассивное повторное восприятие того же материала. Необходимо поставить обучаемых такие условия, которые будут способствовать восстановлению в их памяти изученных фактов или приемов решения. При выполнении упражнений обучаемые вынуждены проявлять большую активность, чем при ответе на теоретические вопросы. Они вынуждены вспоминать алгоритм решения и уметь этот алгоритм применять. И в то же время при выполнении упражнения часто нужно вспомнить теоретические факты, теоремы, определения, свойства, поскольку при повторении важно убедиться в том, что для дальнейшего изучения предмета обучаемые владеют необходимым материалом. Поэтому наиболее целесообразной формой организации повторения является выполнение упражнений. Повторительные упражнения можно включать и в домашнее задание, при выполнении которого возникает необходимость повторить и теоретический материал.
       Организация повторения в начале года, текущее повторение и повторение в конце учебного года отличаются друг от друга. Повторение в начале учебного года и в конце учебного года требует выделения для этого нескольких уроков, текущее повторение осуществляется во время урока. Одной из важных задач текущего повторения является предупреждение забывания материала, постоянное подкрепление его в памяти учащихся И поэтому в текущем повторении удобно использовать устные упражнения и самостоятельную работу с быстрой проверкой, так как необходимо выполнить две задачи: не дать забыть важный изученный материал и подготовить почву для восприятия нового
материала. Для выполнения этих задач один и тот же материал может повторяться довольно часто. Но при этом преподаватель обязан помнить, что задания не должны быть однотипными, необходимо предлагать различные формулировки одного и того же задания. Это позволит преподавателю увидеть более полную картину уровня подготовки класса.
       Чтобы поддержать, развить, укрепить интерес к обучению, важно проводить уроки повторения в виде игр, так как игра дает возможность не только сформировать мотивацию учения, развить необходимые навыки, но и оценить уровень подготовленности обучаемых; активизировать их самообразование; разрушить надоевшую повседневность; увлечь и активизировать способности участников игры.
       Игровые методы могут быть интерактивными и интегративными, так как включают в себя элементы тренинга, разбор конкретной ситуации и дискуссии.
       Разнообразие видов повторения при использовании разных форм обучения способствует повышению эффективности повторения как важного элемента образовательного процесса.

Поделиться:


Назад в раздел