Поиск по сайту

Профессиональный стандарт руководителей школ: взгляд в прошлое

Автор: Щербова Татьяна Вадимовна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования


       Начало ХХI века ознаменовалось новыми тенденциями в деятельности руководителей образовательных учреждений. В структуре их труда уже не только просматриваются, а становятся решающими вопросы экономического, предпринимательского, коммерческого характера. Педагогические проблемы все чаще отдаются на откуп заместителей. Профессиональные педагоги, пришедшие в управление школой, все меньше преподают, еще меньше наблюдают за образовательным процессом и не успевают вникать в «учебные тонкости». Менеджмент как вид деятельности становится для них основным и решающим фактором в их работе и условием их собственной выживаемости. Меняются также ориентации в оценке и восприятии труда педагогов. Качество достигаемого учителями обучения важное, но не решающее условие отношения к ним руководителей школ. На первый план выходят другие показатели: отсутствие конфликтов с родителями, возможность участвовать в предоставлении школе платных услуг, обеспечение безопасности детей, яркость и успех их инновационной деятельности, ее признание в педагогическом сообществе.
       Возрос круг проблем, решаемых руководителями школ. Расширение поля самостоятельности образовательных учреждений, их автономность, увеличение числа задач, возникающих перед руководителем, предъявляют теперь к его деятельности иные требования. Сейчас, как никогда прежде, результаты деятельности школы зависят от того, насколько профессионально она управляется, насколько правильно выбраны приоритеты, насколько оперативно принимаются решения. В современных условиях успех работы школы прямо пропорционален тому, насколько школьный директор эффективно занимается маркетинговой деятельностью с целью создания жизнеспособного и конкурентоспособного учебного заведения.
На фоне всех происходящих перемен в деятельности руководителя школы все чаще поднимается круг вопросов, касающихся его профессионализма, а главное способов его измерения. Обсуждение проекта о профессиональном стандарте руководителя натолкнуло на необходимость вспомнить хорошо забытое старое. Профессиональный стандарт в прошлом веке нашел свое выражение в профессиограмме. В связи с этим представляется интересным и актуальным рассмотреть опыт по разработке профессиограммы руководителя школы и обратить внимание на некоторые параллели с обсуждаемым проектом.
       Любая профессиональная деятельность предстает перед человеком в форме нормативно-одобренного способа деятельности. В процессе освоения профессии человек превращает нормативный способ в индивидуальный стиль деятельности, причем индивидуальные профессионально важные качества в процессе деятельности не остаются неизменными, обретая свойства мобильности, оперативности, адаптивности.  
       В.Ю. Кричевский при рассмотрении профессиональной деятельности директора школы видит в ней «универсальную, многогранную объективную реальность, сложную динамичную систему; противоречивый, целесообразный процесс, творца и преобразователя духовного мира, природы, людей людьми; совокупность действий кооперации людей, взаимодействующих друг с другом; ценность, формирующую духовный, культурный, нравственный облик человека и его профессиональный уровень». [2, с.13]
Любая деятельность, в том числе и профессиональная в обычных, стандартных условиях, осуществляется по определенному алгоритму, т.е. по заранее составленной программе. Наличие у каждого руководителя такой программы его профессиональной (и руководящей) деятельности обусловливает его достаточно устойчивое предрасположение (готовность) к выполнению этой деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная деятельность представляет собой блок (комплекс) профессиональных установок.
Следовательно, любые попытки изменения этой деятельности — суть изменения профессиональных установок.
Так, А.Ю. Панасюк делит все профессиональные установки на актуальные (исходные) и идеальные (соответствующие определенным научным идеям, самым современным на сегодняшний день достижениям науки и практики). Именно идеальные установки, на его взгляд, являются базовыми для профессиональной деятельности. [4, с. 21]
       Какие же требования предъявлялись ранее к профессиональным качествам руководителя? Остановимся на этом вопросе подробнее.
История русской школы свидетельствует, что по мере развития народного образования, совершенствования его содержания, все более высокие требования предъявлялись к профессиональным и личностно-деловым качествам руководителя школы. Это способствовало повышению качества работы образовательного учреждения, улучшало морально-психологический климат в коллективе и в целом поднимало уровень образования в стране.
В многочисленных исследованиях, раскрывающих особенности руководства как вида деятельности, содержатся разнообразные наборы качеств личности руководителя. Выделение качеств, необходимых директору школы, мы находим еще у классиков русской педагогики (Н.А. Корф, Н.Н. Пирогов, К.Д. Ушинский). Такие педагоги, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.И. Шацкий в своих работах и описании своего уникального опыта называют целый ряд качеств, присущих руководителям школ. Среди них коллективизм, чуткость, принципиаль-ность, настойчивость, убежденность и другие. В школоведческой литературе 70-80-х г.г. (работы Ю.А. Конаржевского, М.М. Портного, Р.Х. Шацкого, П.Т. Фролова, С.Е. Хозе и др.) даются портретные зарисовки директоров школ, отмечаются качества, необходимые современному руководителю школы, делаются попытки сгруппировать их.
       Наиболее распространенная форма рассмотрения требований к руководителю школы – это профессиограмма. Первые исследования, касающиеся проблемы подготовки педагогических кадров в нашей стране, были проведены в начале 20-х годов. В них требования к личности учителя основывались на психофизических, профессионально-педагогических и социальных качествах. В последующие годы  исследования проводились в основном по психологии труда, однако, при этом конкретные профессиограммы не разрабатывались. Интерес к составлению профессиограммы педагога значительно возрос в 60-70-ее годы. Разработанные в эти годы профессиограммы были направлены на совершенствование подготовки педагогов в системе высшего образования. В 80-е годы интерес к профессиограмам проявился в их составлении не только для педагогов, но и для руководителей школ (Кричевский В.Ю., Тонконогая Е.П., Шамова Т.И.).
Так, В.Ю. Кричевский характеризует профессиограмму директора школы как «рабочий документ, который в руках практических работников может стать «инструментом» совершенствования курсовой и межкурсовой подготовки руководящих педагогических кадров». [3, с.2] Именно с такой точки зрения на профессиограмму нам и представляется ее дальнейшее рассмотрение.
       Для составления профессиограммы необходима определенная процедура. Наиболее полную аргументацию путей составления модели специалиста приводит Е.Э. Смирнова. Она обосновывает три подхода к процедуре разработки модели:
    1.    характеристика простого набора качеств специалиста (психофизические  
характеристики-умения);
    2. характеристика перечня качеств специалиста и необходимых ему сведений, обоснованных с помощью метода экспертных оценок;
    3. построение модели на идее преобразования учебно-воспитательного процесса в высшей школе, проведение профессиографических описаний в логике перечня учебных дисциплин, знание которых необходимо специалистам. [6]
  
       В целом анализ педагогической литературы позволяет выделить три исходные позиции при составлении профессиограммы руководителя школы – целевую установку, концептуальный подход, лежащий в основе исследования профессии, особенности самой специальности, для которой разрабатывается модель. При этом необходимо учитывать, что именно исходные позиции определяют объем, структуру и содержание профессиограммы. Вместе с тем следует признать, что в настоящее время не существует общепризнанной схемы ее разработки.
В основе построения модели работы директора школы — деятельностный подход, цель — повышение квалификации, особенности самого объекта изучения — все это позволяет при разработке профессиограммы подойти с позиций управления.
В управленческой литературе имеют место два подхода к описанию деятельности руководителя, которые выявлены на основе анализа практики. В основе первого подхода лежит классификация на основе умений осуществить этапы управленческого цикла — сбор и анализ информации, постановка целей и задач, подготовка проекта решения, принятие решения, доведение задач до исполнителей, их стимулирование, контроль и оценка результатов. При таком выделении компонентов имеет место их неравнозначность. При втором подходе выделяются умения осуществить различные виды работы — подготовка и проведения совещаний, прием посетителей, работа с заместителями, документами и т.д. Но этот подход не охватывает всей деятельности руководителя. Целесообразнее подвергнуть более глубокому анализу управленческую деятельность директора школы с позиции функций управления и квалификационных характеристик, учитывающих конкретную область деятельности.
       Так, Т.И. Шамова в определении системы умений руководителя школы исходит из следующих посылок:
1. управленческая деятельность представляет собой систему действий руководителя по подготовке, принятию и реализации управленческого решения;
2. система управленческих действий реализуется в основных видах управленческой деятельности (функциях управления) — педагогическом анализе, планировании, организации, контроле, регулировании;
3. управленческая деятельность носит циклический характер;
4. все функции управления взаимосвязаны и реализуются через систему управленческих умений, имеющих интегративный характер;
5. управленческие знания и умения необходимы не только для реализации управленческих функций, но и для осуществления воспитывающего воздействия на членов коллектива и обеспечения коммуникативных связей между ними. [7, с.11 – 12]

       В профессиограмме В.Ю. Кричевского и Е.П. Тонконогой собственно управленческие действия расположены по объектам управления. В логической последовательности протекания самой деятельности находятся необходимые знания и умения. В целом вся профессиограмма состоит из 4 разделов. В первом разделе излагаются требования к руководителю школы, предъявляемые обществом, во втором, приводятся требования, сформулированные в Уставе средней общеобразовательной школы и определяющие служебный статус директора. В третьем разделе указываются необходимые личностные, профессионально значимые качества руководителя. Четвертый раздел профессиограммы содержит перечень видов деятельности директора и необходимых знаний, умений. [5, с.31] На основе обобщения научных данных, имеющихся в управленческой, школоведческой и психологической литературе, Е.П.Тонконогая создает следующую классификацию личностных профессионально значимых качеств руководителя школы:
   1. Организационно-педагогические — педагогическая зоркость, организованность, последовательность, гибкость, выдержанность, деловитость, объективность в оценке, умение контролировать.
   2. Нравственные — трудолюбие, честность, добросовестность, любовь к детям, справедливость, порядочность, скромность, стремление к самосовершенствованию, уважение к людям, незлопамятность.
   3. Компетентность — широкий общий кругозор и культура, профессиональные знания педагогики, психологии, теории управления, способность реализовать свои знания на практике, знания методов психолого-педагогического, социологического, школоведческого исследования, владение всем необходимым комплексом педагогических и управленческих умений.
   4. Управленческие (деловые) — настойчивость, умение видеть новое, решительность, оперативность, способность принимать решения, творческая направленность.
   5. Коммуникативные — умение устанавливать контакт, слушать собеседника, умение поставить себя на место других, педагогический и психологический такт. [1, с.12]

       На основе анализа работ (М.Г. Захарова, В.И. Загвязинского, Ю.А. Конаржевского В.Ю. Кричевского Л.Д. Кудряшовой, М.М. Поташника, В.А. Сухомлинского, Е.П. Тонконогой, Р.Х. Шакурова, Т.И. Шамовой, С.Е. Хозе), изучения деятельности директора, требования, предъявляемые к руководителю школы, возможно разделить на две группы. К первой относятся качества, предъявляемые к личности директора (профессиональные, личностно-деловые, административные), а ко второй — поведенческие проявления, т.е. действия, за которыми стоят умения и навыки.
       На основе рассмотренного в данной статье материала можно сделать вывод о том, что профессионализм личности директора проявляется в различных свойствах, качествах, уровне его способностей, а также профессиональных установках. Профессиональная деятельность руководителя школы включает в себя профессионализм управленческой деятельности, профессионализм личности, самообразование.
Руководитель образовательного учреждения, как и руководитель любой коммерческой фирмы, заинтересован в конечном результате работы организации, в его престиже и конкурентоспособности. К нему так же, как и к руководителю коммерческой фирмы, можно предъявить ряд современных требований к умению руководить с высокой эффективностью и результативностью.

                   Литература:

   1. Директор школы в системе повышения квалификации. / сб. науч. тр. Е.П. Тонконогой/. – М.: АПН СССР, 1983. – 91 с.
   2. Кричевский В.Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования. Автореф. д.п.н. – СПБ: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 36 с.
   3. Методические рекомендации по использованию профессиограммы директора общеобразовательной школы в системе повышения квалификации руководителей педагогических кадров. / состав. В.Ю. Кричевский, Е.П. Тонконогая/. – Л.: АПН СССР НИИ ООВ, 1981. – 24 с.
   4. Панасюк А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. Методическое пособие. – М.: Высшая школа, 1979. – 79 с.
   5. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ / под ред. Е.П. Тонконогой/. – М.: Педагогика, 1987. - 168 с.
   6. Смирнова Е.Э. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием. – Томск: ТГУ, 1984. – 198 с.
   7. Шамова Т.И. Учебная управленческая игра как метод обучения на ФППК ОНО: Методические рекомендации. – М.: МГПИ, 1987. – 56с.
   8. Шамова Т.И., Ахлестин К.Н. Профессиограмма директора общеобразовательной школы. – М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1988. – 66 с.
  
   Экстернат.рф

Поделиться:


Назад в раздел