Поиск по сайту

Основные управленческие функции, реализуемые в современном учреждении дошкольного образования

Автор: Яблокова Любовь Васильевна, старший воспитатель ГБДОУ № 28 Василеостровского района Санкт-Петербурга


      Изучение процесса управления с точки зрения его функций позволяет установить объемы работ по каждой из функций, определить потребность в трудовых ресурсах и в итоге сформировать структуру и организацию системы управления.

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных  функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

                  1 Термин «организация» имеет двоякий смысл. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях. В то же время другое значение этого слова – коллектив, усилия которого направлены на достижение конкретных, общих для всех членов  этого коллектива целей. Но любая организация должна располагать такими важными ресурсами, как капитал, информация, материалы, оборудование и технология. Успех ее функционирования зависит от сложных, переменных факторов внешней среды.
      Организация -   группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей для всех цели  или целей.

                  2  Важнейшей задачей планирования является прогнозирование или, как часто его называют американские специалисты, стратегическое планирование. Прогнозирование должно  обеспечить решение поставленной стратегической задачи, добиться определенной цели с помощью научного предвидения на основе анализа внутренних и внешних связей организации, изучения  экономических тенденций. Вот что говорят об этом классики: «Предвидеть – значит управлять» (Б. Паскаль); «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять» (О. Конт). Прогнозирования является важнейшим инструментом принятия стратегических решений.
      Функция планирования предполагает решение о том, какими должны  быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь  этих целей. По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:
   1.  Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные  и слабые стороны организации в таких важных областях, как финансы, маркетинг,  производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все осуществляется с целью определить, чего может реально добиться организация.
   2.  Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей  организацию среде, такие, как конкуренция, клиенты, законы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурны изменения, руководство определяет, какими должны быть цели организации и   что  может помешать организации достичь этих целей.
   3.  Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

    Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно  это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях события могут разворачиваться не так, как это предвидело  руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать  чтобы они согласовывались с реальностью.

                  3   Мотивация – процесс стимулирования деятельности человека или коллектива, направленный на достижение индивидуальных или общих целей организации.

     Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации.  Каждый член группы, получивший конкретное задание будет реагировать на него самым различным способом, иногда и непредсказуемым. Поступки людей зависят не только от необходимости или их явных желаний, но и от скрытых в подсознании или приобретенных в результате воспитания многих сложных субъективных факторов. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.
     Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет. В древние времена для этого служили хлыст и угрозы, для немногочисленных избранных — награды. С конца XVIII и по XX век было широко распространено убеждение, что люди всегда будут работать больше, если у них имеется возможность заработать больше. Считалось, таким образом, что мотивирование — это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления.
     Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу. Для эффективного стимулирования деятельности необходимо знать желания человека, его надежды , опасения. Если руководитель не знает потребностей, его попытка обеспечить мотивацию деятельности человека обречена на провал. При этом важно понимать, что  человеком движет не одна изолированная потребность, а их сочетание, и приоритеты могут меняться.

                   4    Процесс управления протекает в условиях постоянно изменяющейся внешней среды и характеризуется различной степенью неопределённости. Достигло ли управляющее воздействие поставленной цели? Нуждаются ли  управленческие решения в корректировке? На эти вопросы дает ответ контроль, который осуществляется в системе управления с помощью обратных связей.

          Функция контроля – один из основных рычагов воздействия.

       Почти все, что делает руководитель, обращено в будущее. Руководитель планирует  достичь цель в какое-то время, точно зафиксированное как день, неделя или месяц, год или более отдаленный момент в будущем. За этот период многое может случиться, в том числе и много неблагополучных изменений. Работники могут отказаться выполнять свои обязанности в соответствии с планом. Могут быть приняты законы, запрещающие подход, который избрало руководство. На рынке может появиться новый сильный конкурент, который значительно затруднит организации реализацию ее целей, или просто люди могут совершить ошибку при выполнении ими своих обязанностей.
      Такие непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от  основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным  найти и справить эти отклонения  от первоначальных планов,  прежде чем  организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно  даже само выживание будут поставлены под угрозу.
      Контроль — это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля. Установление  стандартов — это точное определение целей, которые должны быть достигнуты обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект — это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми  результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации  знает не только о том, что в организации существует проблема, но и об источнике  этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления треть фазы, а именно стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий — пересмотр целей, для того чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации. Ваш преподаватель, например, через систему  тестов, которая является способом контроля для определения ваших успехов в  обучении по сравнению с установленными нормами, увидел, что ваша группа может  усвоить больше материала, чем первоначально было определено. В результате  он может пересмотреть учебные планы, чтобы обеспечить прохождение большего  объема материала.
      Четыре функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль — имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация,   обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого,  а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принят" решений часто называют связующими процессами.

                 Список используемой литературы

    1.  Волмянская О.А.,Волмянский Э.И. Практическое руководство по менеджменту:     Международный опыт достижения успеха/Пер. с английского. Минск, ООО «Новое знание», 1998.

    2.  Кноринг В.И. Искусство управления: М.: Издательство « БЕК», 1997.

    3.  Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольный образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Ростов-н/Д, Издательство «Учитель»,2002.

    4.  Панова Н.В. Коучинг руководящих кадров: учебное пособие. СПБ, СПБ ИВЭСЭП, 2011.

    5.  Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ.Москва, ТЦ «Сфера», 2005.

    6.  Майер А.А. Управление инновационными процессами ва ДОУ: Методическое пособие. Москва , ТЦ «Сфера», 2008

    7.  Троян А.Н. Управление дошкольным образованием. М, ТЦ «Сфера»,2006

    8.  Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. М., «Аркти»,2003.





                   Использованные Интернет-ресурсы

    1.      Пособие Темпус. http/tempus.novsu.ru/mog/resourse/vigw.php?id=1408

    2.      www.km spb. narod.ru; mon.gov.ru

Поделиться:


Назад в раздел