Поиск по сайту

Эколого-эстетическое воспитание учащихся в учреждениях дополнительного образования

Автор: Гуринова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дворец детского творчества» г. Якутск, Корнилова Алла Георгиевна, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики, Педагогический институт, СВФУ им. М.К.Аммосова, Якутск, Республика Саха (Якутия)


     Все более очевидным становится противоречие между темпами нарастания ухудшения качества окружающей среды и снижением реальных требований к экологическому образованию и воспитанию подростков. В сложившейся ситуации основную нагрузку по экологическому воспитанию выносит на себе система дополнительного образования.
     В ХХI веке давление человека на окружающую среду заметно усиливается. Усложнение среды обитания, ее повышенная техническая и информационная насыщенность влияют на антропологические данные человека и связанный с ним мир живого. Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Поэтому воспитание подрастающего поколения в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы.
     Нынешний этап развития экологического образования учащихся характеризуется: аморфностью целей и состава содержания экологического воспитания на разных этапах в целом, и в частности на этапе обучения экологии; крайне редким использованием игровых и других активных форм и методов; низким уровнем организации практической и, особенно, исследовательской деятельности школьников по экологии; неопределенностью роли отдельных составляющих элементов социального опыта в развитии мотивации учащихся к познанию и творчеству [2].
     Как показывает практика, экологическое образование, проводимое лишь в рамках школьной деятельности без взаимодействия с другими многочисленными социальными институтами, мало эффективно. В сложившейся ситуации основную нагрузку по экологическому воспитанию выносит на себе система дополнительного образования. Основная проблема заключается в отсутствии взаимосвязи школы с учреждениями дополнительного образования по формированию экологической культуры у школьников. Все это становится существенным сдерживающим фактором в формировании гражданского и профессионального становления личности школьника. Воспитание у детей и подростков экологической культуры в самом широком понимании термина вполне может рассматриваться как интегрированный по своей сути процесс развития личности, что и придает ему характер системообразующего фактора.
     Экологическое воспитание – целенаправленный процесс, выражающийся уровнем культуры личности к природе, людям и самому себе, который, в свою очередь, проявляется в сознательном усвоении нравственных норм и ценностей в практической деятельности экологического характера.
     Система дополнительного образования накопила богатый и интересный опыт по экологическому воспитанию подростков. Учреждения дополнительного образования – это своеобразные общности детей и взрослых, создающиеся на основе добровольного вхождения в них. Основным предназначением их является удовлетворение постоянно меняющихся индивидуальных социокультурных, воспитательных и образовательных потребностей школьников, создание условий для их творческого развития, более полного раскрытия индивидуальности каждого в свободно выбранной ими деятельности по интересам.
      Изучение современного состояния школьного эстетического и экологического воспитания привело нас к мысли о необходимости его преобразования. В Центре детского творчества мы выбрали такое перспективное направление, как экологическая эстетика, вычленяющаяся в настоящее время в отдельную ветвь эстетической науки и исследующая глобальную проблему взаимосвязей человека и природы в контексте культуры [3]. Работа осуществляется по утвержденной образовательной программе «Экодизайн» по декоративно-творческим направлениям декупаж, квиллинг, скрапбукинг, модульное оригами.
      Программа основывается на особом принципе экологического воспитания – принципе гуманного отношения к своему окружению. Методологической основой данного принципа является утверждение о единстве и противоречии в отношениях человека к своему окружению и человека к человеку. Данный принцип выражает идею формирования человека с новым типом мышления, с новым отношением к природе, среде обитания, к самому себе [1].
Мы учитываем, что в творческих группах обучаются дети с разными способностями и различными личностными характеристиками. Поэтому методы и содержание работы стоят на позициях личностно-ориентированной и деятельной педагогики. Предусматриваются задания – игры, соревнование или конкурс друзей природы, практикуются мини-выступления. В каждой теме прослеживается связь природных объектов и явлений с тем или иным видом искусства: изобразительным, музыкой, архитектурой, мифологией, что осуществляет выход на эстетику. Есть индивидуальные и проектные работы, авторы которых примут участие в научно-практических конференциях «Первые шаги в науку», «Шаг в будущее», «Отходы в доходы», ежегодно проводимых Северо-восточным федеральным университетом.
      На наш взгляд, реализуя полноценное эколого-эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Литература:
1. Данилов Д.А., Макаров Е.Д., Корнилова А.Г. Воспитание экологической культуры школьников. – Якутск: Изд-во Департамента НиСПО МО РС(Я), 2001.
2. Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников. Сб. научных трудов. Под ред. Н.С.Дежниковой. Выпуск №2. – М., 2000.
3. Шумихина, М.С. Эколого-эстетическое воспитание младших школьников [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/586749/ (дата обращения: 14.10.2015).

Поделиться:


Назад в раздел