Поиск по сайту

Экологическое образование, воспитание и просвещение в рамках научно-учебно-консультационного центра непрерывного экологического образования «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

Автор: Черкашина Ирина Федоровна, преподаватель геолого-географического факультета Ростовского государственного университета


Насколько же актуально в настоящее время экологическое образование? Что бы ответить на этот вопрос, хочется привести один яркий пример рациональной организации взаимоотношений человеческого общества с природой в отдельно взятой стране. На одном из международных совещаний представители Кореи категорически заявили: «Мы участвуем в совещаниях по охране природы только потому, что эта проблема имеет большое международное значение. Но в нашей стране этой проблемы нет. И вот почему. С раннего детства мы воспитываем детей в сознании единства человека с природой. С первых шагов наши дети знают, что не природа для них, а они для природы. Поэтому каждый кореец действует исходя из принципа: «Сначала заботься о природе, потом о себе». Конечно же, таких стран, как Корея, с высокой экологической культурой много, но, к сожалению, Россия пока не входит в их число.
       «Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!» - говорил профессор Преображенский из повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Лишь недавно стало приходить понимание того, что экологический кризис – это, не в последнюю очередь, «разруха в головах», и именно в них нужно вначале привести все в порядок. Но показательно, что в «Стратегии сохранения природы Международного союза охраны природы» такой пункт, как воспитание людей, находится лишь на седьмом (последнем!) месте. Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой и на каждом этапе складывалось особое, свойственное именно этому этапу, экологическое сознание. Термином «экологическое сознание» традиционно обозначается совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человек – природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе. Поэтому решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания. Для этого нужно, чтобы роль различных сил общества (учреждений образования, общественных организаций и СМИ) в развитии экологического образования и воспитания заметно возросла. Чтобы все попытки формирования экологического мышления переросли в действия, должно быть определено единое мнение по главным вопросам: кто и как должен научить человека сегодня жить в контакте с природой, не нарушая ее, а также какие методы позволят решить эту задачу наиболее эффективно.

1.Создание НУКЦ «ЭК», его цели и задачи.

   Экологическое образование Ростовской области связано с общим состоянием образования в России. В настоящее время в РГУ создана серьезная научная база по исследованию экологических проблем, существующих на юге России. Многие научные коллективы ВУЗа внесли весомый вклад в создание научно-методических разработок в отдельных отраслях знаний. Проходящие научно-практические конференции, на которых рассматриваются проблемы рационального природопользования и охраны окружающей среды, свидетельствуют о расширении научного поиска и интеграционных процессов, проходящих в исследовательской деятельности. Как показал практический опыт, сегодня требуется внедрение достигнутых результатов в образовательный процесс. Обобщить существующий опыт, популяризировать и транслировать его в виде учебных региональных программ в образовательные учреждения юга России берет на себя, действующий на нашей кафедре на общественных началах, научно-учебно-консультационный центр непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения «Экологическое краеведение».
   Цели у Центра следующие:
1.Поиск методов внедрения научного экологического мировоззрения, как в образовательный процесс высшей школы, так и в просветительскую деятельность учебных заведений разного уровня.
2.Помощь педагогам учебных заведений по экологизации различных дисциплин учебного плана.
3.Научная организация экологического просвещения среди населения Ростовской области и юга России силами общественных объединений.
   Для достижения поставленных целей Центру необходимо решить следующие задачи:
-  организовать деятельность по привлечению специалистов к экологическому образованию, воспитанию и просвещению на всех уровнях образовательной лестницы;
- создать структуру взаимодействия специалистов, занимающихся вопросами рационального природопользования и охраны природы;
- создать на основе исследований модели продвижения природоохранной и экологической информации в системах: ученый – практик – образовательное учреждение – население и (в географическом пространстве): региональный центр – райцентр – сельская местность – население.     В результате деятельности НУКЦ «ЭК» должно быть созданы студенческое научное общество и учебный курс, комплексные межфакультетские учебно-научно-просветительские экспедиции РГУ «Экологическое краеведение». Их цель – сбор научных материалов по истории возникновения экологических проблем в разных районах Ростовской области, комплексные региональные программы всеобщего непрерывного образования в области экологии для разных групп населения, и, прежде всего, студентов и школьников. Также должен быть разработан проект учреждения дополнительного образования «Лаборатории экологического проектирования», основанного на моделировании деятельности системы управления рациональным природопользованием и охраной окружающей среды. Кроме этого разработаны критерии уровня экологического сознания и экологической культуры населения в зависимости от социальной принадлежности, профессиональных знаний и жизненного опыта человека на основе соцопросов и мониторинга СМИ, образовательных учреждений. Также разработаны методы развития и активизации экологической культуры населения; поиск и возрождение экологически целесообразных традиций народов, проживающих на территории Ростовской области и юга России.

2.Непрерывное экологическое образование, воспитание и просвещение.

   Деятельность НУКЦ «ЭК» основана на системе непрерывного экологического образования. Это образование является одним из важнейших принципов. При этом под непрерывностью понимается процесс взаимосвязи между обучением, воспитанием и развитием в духе экологической ответственности на протяжении всей жизни.
2.1.     Детский сад.
   Особую роль в этом процессе занимают детские годы – дошкольный и младший школьный возраст. Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников требует разработки системы экологического воспитания. Эта система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами. Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность. В воспитании у дошкольников бережно-гуманного отношения к живому необходимо широко использовать игру, которая затрагивает эмоции ребенка, вызывает радостные переживания. Великий русский педагог К.Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы. Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей средой.
2.2.    Начальная школа.
   Начальная школа – важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры, многогранных отношений школьников к природному и социальному окружению. Психолог В.С. Мухина считает, что в этот период (6-10 лет) ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии, такое расстояние, с которым несравним ни один последующий возраст. Организм ребенка младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную основу для становления и развития у него многогранных отношений с миром. Причем в сознании ребенка впечатления и знания об окружающем мире не просто преломляются, они формируют его отношение к миру, влияют на его нравственные качества, вырабатывают чувство ответственности у детей.
2.3.    Средняя школа.
Экологическое образование в средней школе направлено на создание образа связей человека с природой. Сильно развита внеурочная форма экологического образования (праздники, игры, детские движения) и внешкольная форма (экологические экскурсии, лагерь). В существующей сети учреждений дополнительного образования экологической направленности в Ростовской области насчитывается 6 станций юных натуралистов, 9 эколого-биологических центров, отделы экологии при 70 домах творчества. Ведущее место в экологическом дополнительном образовании в нашей области занимает Областной экологический центр учащихся, который разработал проект программы непрерывного экологического образования с учетом регионального компонента, целевую программу развития школьных лесничеств до 2005 г., принял участие в разработке областной программы по обеспечению стабильного функционирования системы дополнительного образования. В Ростове-на-Дону не последнее место в дополнительном экологическом образовании занимает экологический отдел Дворца творчества детей и молодежи. Главным мероприятием этого отдела является ежегодная организация и проведение сессий Донской академии наук юных исследователей (ДАНЮИ). Опыт экологических экспедиций Областного центра детско-юношеского туризма представляет собой наиболее активную форму экологического образования. Центр разрабатывает и проводит для учащихся экспедиции, организует в районах области туристко-экологические маршруты. Одним из основных направлений в своей работе Центр избрал проектное обучение в эколого-краеведческой работе. В этом Центру помогает тесное сотрудничество с учеными РГУ и РГПУ и специалистами-экологами. В старших классах продолжается профориентационная работа. Здесь можно выделить школы при ВУЗах, участие детей в олимпиадах, различных конкурсах, круглых столах и т.д.
2.4.    Высшее учебное заведение.
   На этом этапе завершается цикл через освоение законов экологии и терминологии дисциплин (синтетическая стадия). Специалистов в области экологии готовят на нескольких факультетах РГУ (геофак, биофак, частично на химфаке, физфаке), ДГТУ. Единая понятийная основа экологических знаний в системе «школа – ВУЗ» позволяет концептуально соединить разрозненные экологические знания различных дисциплин, связать экологическим подходом, осознать систематизирующие связи, сформировать целостный взгляд на окружающий мир, как на систему «природа – человек – общество». Результатом такой системы непрерывного экологического образования и должна стать выработка экологического системно-вероятностного стиля мышления. Профессиональная подготовка педагогов к эффективному осуществлению процесса комплексного экологического образования может состоять из пяти следующих блоков: эколого-теоретического, психолого-педагогического, эколого-педагогической подготовки, эколого-гуманитарного, натуралистического и методического. К формам эколого-педагогической подготовки студентов и учителей относятся учебно-полевая и школьная педагогическая практики, спецсеминары, массовые экологические движения, природоохранные мероприятия и культурно-просветительская работа.
2.5.    Послевузовское образование.
        Повышение эколого-педагогической квалификации школьных учителей, в основном, сейчас строится на их самообразовании, главным источником которого является массовая информация, а также на деятельности региональных институтов усовершенствовании учителей (ИУУ). На их базе функционируют постоянно действующие курсы, тематические и проблемные семинары, практикумы, научно-практические конференции, педагогические чтения. Институты организуют выездные летние курсы учителей на базе ряда заповедников и национальных парков страны. Специалистами и учеными для учителей проводятся лекции, практикумы, комплексные экскурсии и т.п. В помощь школьным учителям, воспитателям детских садов периодически издаются методические рекомендации по экологическому образованию, разрабатываются учебные пособия и программы.
        Сейчас многие люди, которым не безразличны проблемы экологической и ядерной безопасности страны, которые не желают мириться с решениями, принимаемые без учета их мнения, объединяются. Надеюсь, что эта работа будет продолжена в изучении проблем экологического образования в нашем ВУЗе и регионе.


Поделиться:


Назад в раздел