Поиск по сайту

Преемственность формирования универсальных учебных действий в процессе преподавания литературы в средней школе

Автор: Сайганова Лидия Александровна, заместитель директора по УВР МОУ «Лицей № 1» Оренбурга


Развитие личности в системе образования прежде всего обеспечивается путем формирования универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями характеризует способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное присвоение нового социального опыта. Универсальные учебные действия обеспечивают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться, поскольку именно УУД являются обобщенными способами действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.         
Для начальной школы приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов, ответственного отношения к своей деятельности и ее результатам. Для достижения этих черт личности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, т.е. умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины ошибок, возникающих трудностей.
Выпускник начальной школы должен владеть следующими действиями:
 осмысленно читать художественные, научно-популярные и публицистические тексты; выделять в тексте главную мысль; пересказывать текст (подробно, сжато обрабатывать текст, составлять план, таблицы, схемы, выделять главную мысль и прослеживать ее развитие); искать информацию в учебной литературе, словарях справочниках, через компьютер;
 выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно с классом ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению;
 описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты по общим и специфическим свойствам, делать собственный вывод;
 видеть границы между известным и неизвестным, находить ошибки в своей и чужой учебной работе, устранять их, вырабатывать критерии для оценки учебной работы, оценивать свою и чужую работу по заданным критериям, ставить вопросы перед учителями (что, в чем помочь, почему). Искать недостающие способы и средства решения задач;
- вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать работу в малых группах, понимать чужую точку зрения, регулировать конфликты, содержательно оценивать достоинства и недостатки действий, суждений своих и одноклассников, достигать положительных результатов.
В связи с этим преподавания литературы в среднем звене строится с учетом уже имеющихся у учащихся УУД и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Начиная работу с пятиклассниками, мы, прежде всего, учитываем возрастные психолого-педагогические особенности возраста.
Необходимо избежать совпадения двух кризисов: один – возрастной кризис, другой – педагогический кризис, связанный с ошибками в организации обучения.
В этот переходный период происходят следующие изменения:
а) замедляется темп познавательной деятельности, на выполнение работы школьникам требуется больше времени; дети чаще отвлекаются, часто меняется настроение (вплоть до капризов, раздражения); следовательно, педагогу необходимо искать щадящие методы и формы взаимодействия;
б) отношение учитель-ученик, учитель-родитель зачастую становятся ситуативным (касаются в основном вопросов успеваемости и поведения).
Учитель основной школы часто переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на 10-12-летнего ребенка. Учебная несамостоятельность выражается, прежде всего, в работе с текстами: в начальной школе преобладает устная работа, развертывающаяся как диалог, в основе которой лежит общеклассная работа с учебником. Работа с другими источниками информации недостаточно развернута, художественные и научно-популярные тексты аппелируют главным образом к воображению и памяти маленьких читателей. Уже в 5 классе достаточно текстов (устных и письменных), которые содержат не только конкретные описания, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов, различные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе тех или иных эмпирических данных. Такое резкое изменение жанра средств обучения и характера учебного общения приводит многих учащихся 5 и даже 6 классов к трудностям, к нарушению взаимодействия в системе «учитель-ученик».
Какие же психологические особенности школьников 10-12 лет необходимо учитывать (а часто они игнорируются) при построении образовательной среды для 4-5 (6) -х классов. «Чувство взрослости», неподкрепленное еще реальной ответственностью. Потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение учителями II ступени образования. Эти требования и даже недостаток внимания к ним обостряет негативные черты подросткового кризиса.
И если учителя не будут предлагать ученикам средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом – в уверенности подростков в учительской несправедливости и необъективности.
И еще одна особенность младших школьников – склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия у них становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. И если в этом случае учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы и не оценивает детское творчество, инициативу, самостоятельность, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.
Стремление экспериментировать, используя свои возможности, одна из самых ярких черт младших школьников.
И если учащимся 5-6 классов не предоставить культурных форм такого экспериментирования, то оно будет реализовываться в самых примитивных формах – в эксперименте со своей внешностью. Необходимо учителям учесть и еще одну особенность младших школьников – теоретическое мышление находится в этом возрасте на начальном этапе развития (ученик работал с отдельными единичными понятиями, с некоторыми понятийными связями). Опасна тенденция перегрузки новыми понятиями. Очень внимательно надо подходить к работе с новыми научными терминами и понятиями.
Важно работать с этим возрастом в зоне его ближайшего развития, что означает помощь и поддержку учителя (открытая помощь постепенно переходит в косвенную, что обеспечивает развивающий эффект обучения).
Децентрация требует умелого построения учебного диалога, создания учебных ситуаций, которые учат младшего подростка принимать разные точки зрения людей, учебников, различных источников информации.
Преподавание литературы строится с использованием технологий, обеспечивающих преемственность в формировании УУД. И прежде всего это технология развития критического мышления через чтение и письмо и технология «Диалог культур», которые позволяют активно работать со всеми блоками УУД, всесторонне развивать личность ученика, способствовать процессу гуманитаризации образования.

Поделиться:


Назад в раздел