Поиск по сайту

Развитие проектно-исследовательских действий в урочной и внеурочной деятельности

Автор: Демидова Ирина Николаевна, учитель изобразительного искусства ГБОУ лицея №101 Выборгского района Санкт-Петербурга


Чем плодороднее поле,
тем обильнее оно производит
терновник и чертополох,
если его не засеять семенами
мудрости и добродетелей.
Ян Амос Каменский.
Проектно-исследовательская деятельность активно практикуется в Лицее №101 более десяти лет. Она осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности в нескольких направлениях:
1. Индивидуальная работа
1.1 Отдельные задания (подготовка разовых сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, выполнение поисковых, проблемных заданий).
1.2 Работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.).
2. Групповая работа
2.1 Включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами.
3. Массовая работа
3.1 Встречи с интересными людьми, деятелями науки, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях разного уровня.
   В процессе проектно-исследовательской деятельности не уроках и во внеурочное время мы формируем у учащихся метапредметные умения. Совместно с учителями начальной школы, биологии, географии, технологии, информатики часто проводятся интегрированные уроки. Например, совместно с учителем биологии был проведён интегрированный урок «Животные в природе и в искусстве», где урок явился завершающим этапом исследовательской работы учащихся, проведённой во внеурочное время.
   Хочется отметить, что интегрированный урок – это обязательно творчество двух или нескольких учителей, тесная взаимосвязь предметников и предметов. Обращу внимание также на то, что во время интегрированных уроков каждый ребенок задействован активной, творческой работой. Он может реализовать себя во время урока несколько раз, как в интеллектуальной, так и в художественной деятельности. Ребенок востребован в силу его возможностей и способностей. А так как итогом интегрированного урока являются несколько продуктов деятельности: рисунок и сочинение, словесный ответ и выполнение творческой работы, то и оценен ребенок может дважды, что для него имеет большое значение.
    Для выполнения познавательных заданий проводится большая предварительная работа во внеурочное время. Так, например, чтобы учащиеся определились с темой исследования, им предложили посетить Зоологический музей в АППО. В музее учащиеся разделились на несколько команд, каждая из которых должна была выбрать объект исследования и подготовить о нём творческое представление. Также было предложено найти в пространстве города Санкт-Петербурга или других городов объекты по своей теме, подготовить сообщение о нём. Например: «Среда обитания зайцев. Изображение зайцев в изобразительном искусстве».
    Учащиеся получили задание продумать, в какой форме будут представлены изученные материалы исследования, какой творческий продукт команды по итогам исследования представят.
    В результате исследования, появились творческие групповые продукты (видеофильм, презентации, рисунки), при оценивании работы каждой команды, для учащихся были разработаны критерии оценивания их труда. Работа проводилась во время внеурочной деятельности под руководством учителей изобразительного искусства и биологии, а на интегрированном уроке учащиеся представили свои работы и сами оценили их.
Например, представление презентации на тему «Змеи кто они для нас?». Учащиеся рассказали о видах змей, особенностях строения их внешнего вида, местах обитания и т.п., а также подобрали информационный материал о змеях в пространстве города -  в архитектуре, скульптуре, в изобразительном искусстве.
   При интеграции уроков происходит использование потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач. Новый стандарт требует от учителя готовности работать в условиях междисциплинарного взаимодействия.
Реализация междисциплинарного взаимодействия при изучении конкретной темы не только способствует формированию знаний и представлений о важном социальном феномене, но и создаёт условия для развития таких универсальных учебных действий как сбор информации, оформление мысли в устной речи, умение анализировать, обобщать, сравнивать, обосновывать свою позицию, умение работать в команде.
  Междисциплинарное взаимодействие в процессе обучения рассматривается нами как интегрирующий фактор, который способствует формированию единой картины мира школьника, его развитию как субъекта познания.

Литература:
1.    Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей// Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общей редакцией к.л.с.н.А.С.Обухова.-М.: НИИ школьных технологий, 2006.- С.44-50
2.    Гуленко Н. Н. Проблемы внедрения метода проектов в школе// Образование в современной школе. 2004. №12
3.    Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9
4.    Крылова Н. Проектная деятельность школьника и педагога. Народное образование №7, 2005.
5.    Матяш Н.В. Психология проектной деятельности младших школьников. М., 2004
6.    Сборник исследовательских работ учащихся начальных классов по итогам научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 2016

Поделиться:


Назад в раздел