Поиск по сайту

Программа развития универсальных учебных действий

Автор: Петрова Марина Владимировна, заместитель директора по НМР ГБОУ гимназии №61


Программа развития универсальных учебных действий составлена для учащихся 5-9-х классов ГБОУ Гимназии № 61 на основе требований ФГОС к структуре и содержанию программы формирования УУД.

Программа содержит:

- описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени основного общего образования;

- характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

- показатели сформированности универсальных учебных действий при переходе от начального образования к основному общему образованию.

 

Пояснительная записка

Программа развития универсальных учебных действий составлена для учащихся 5-9-х классов ГБОУ Гимназии № 61 на основе требований ФГОС к структуре и содержанию программы формирования УУД.

Программа содержит:

- описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени основного общего образования;

- характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

- показатели сформированности универсальных учебных действий при переходе от начального образования к основному общему образованию.

Данная программа является основой внутришкольного контроля над качеством деятельности по формированию УУД, может быть использована при разработке рабочих программ отдельных учебных предметов.

Для успешного обучения у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Основная идея программы. Программа формирования универсальных учебных действий для основного общего образования направлена на создание условий для повышения образовательного и воспитательного потенциала образовательного учреждения и реализацию компетентностного подхода в современной системе образования.

Цель. Обеспечение формирования важнейшей компетентности личности – умение учиться, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся.

Задачи:

- конкретизировать требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования;

- дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ;

- служить основой разработки рабочих учебных программ.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Реализация данной программы позволит осуществить переход

от определения цели школьного обучения как условия знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;

от изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;

от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

2. Внедрение программы формирования универсальных учебных действий для основного общего образования ГБОУ Гимназии № 61 позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса и стать основой для проведения мониторинга для оценки успешности личностного и познавательного развития детей в ходе учебной деятельности, а также может быть использована при разработке рабочих программ учителя и учебно-методических материалов по предметам.

Условия реализации программы:

1. Кадровые – наличие педагога, являющегося творческой, профессионально компетентной личностью, осознающего смысл и цели образовательной деятельности, умеющего составлять целостную образовательную программу, наделённого способностью видеть индивидуальные качества учеников, способного к профессиональному творческому росту.

Материальные – наличие актового и спортивного залов, оснащение всех учебных кабинетов учебной мебелью (ученическими столами, стульями, столами для учителей, компьютерными столами и креслами); наличие современной компьютерной, печатающей, теле-видео-аудиоаппаратуры.

Информационные - наличие в учреждении информационно-библиотечного центра, медиатеки, подключение к сети Интернет большинства компьютеров, наличие электронного сайта.

В Программе формирования универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий.

1. Блок личностных универсальных учебных действий:

- смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения;

- развитие Я-концепции и самооценки;

- развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений.

2. Блок регулятивных универсальных учебных действий:

- целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;

- регуляция учебной деятельности;

- саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний;

- самоконтроль и самооценивание.

3. Блок познавательных универсальных учебных действий:

- общеучебные действия;

- универсальные логические действия;

- действия постановки и решения проблем.

4. Блок коммуникативных универсальных учебных действий:

- межличностное общение (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаимодействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.);

- кооперация (совместная деятельность – организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, решать конфликты);

- формирование личностной и познавательной рефлексии.


Этапы реализации проекта, состав исполнителей

С целью реализации принципа преемственности проект осуществляется в три этапа в соответствии со ступенями обучения.

этап

класс

Способы контроля

1 этап

основной школы

5 класс

Контроль сформированности компетентности

2 этап

основной школы

6-7 класс

Контроль сформированности компетентности

3 этап

основной школы

8-9 класс

Контроль сформированности компетентности

Исполнителями данного проекта являются все учителя-предметники, преподающие в 5-8-х классах в 2016-2017 учебном году и в последующие годы и разрабатывающие рабочие программы по предметам.

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий по этапам

Блок личностных универсальных учебных действий

Аспект

1 этап основной школы

(5 класс)

2 этап основной школы

 (6-7 класс)

3 этап основной школы

(8-9 класс)

необходимое условие

Смыслообразо-вание на осно-ве развития мо-тивации и целе-полагания уче-ния

- осмысленность учения, понимание значимости реше-ния учебных задач, соотнесение их с реальными жизнен-ными целями и си-туациями (Какое значение имеет для меня учение?)

- доведение работы до конца,

-стремление к завершённости учебных действий

-преодоление препятствий при их возникновении;

- концентрация и сосредоточе-ние на работе

- специально орга-низованная рефлек-сия учащимся свое-го отношения к учению, его резуль-татам, самому себе как сущностному «продукту» преоб-разующей учебной деятельности

развитие Я-концепции, самооценки;

- выработка своей жизненной позиции в отношении мира, окружающих лю-дей, самого себя и своего будущего. (Я – член семьи, школьник, одно-классник, друг, гражданин)

- усвоенный и при-нимаемый образ Я во всём богатстве отношений личнос-ти к окружающему миру;

- чувство адекватности и ста-бильности владе-ния личностью, собственным Я не-зависимо от изме-нений Я и ситуа-ции;

- способность личности к полноценному решению задач, возникающих на каждой из возрастных стадий разви-тия;

- осознание своей принад-лежности к со-циальной груп-пе и соответст-венно принятие значимых для референтной группы норм и ценностей

- развитие критич-ного мышления;

- создание учебных ситуаций, требую-щих самооценива-ния и оценивания учебной деятель-ности сверстников.

развитие мо-рального созна-ния и ориенти-ровки учащего-ся в сфере нравственно-этических от-ношений.

- личностные дей-ствия направлены на осознание, ис-следование и при-нятие жизненных ценностей и смыс-лов, позволяя сори-ентироваться в нравственных нор-мах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так по-ступили? Взаимо-помощь, честность, правдивость, ответ-ственность с моей стороны и со сторо-ны моих сверстни-ков)

- оценка значимос-ти для себя мораль-ной дискуссии, оценка эффектив-ности обсуждения, анализ позиций и возражений против принятого реше-ния;

 - оценка и сте-пень принятия ответственности за результа-ты;

- анализ того, насколько при-нятое решение справедливо и правильно;

- оценка изме-нений собст-венных устано-вок и позиции

- наличие открытых содержательных дискуссий, направ-ленных на мораль-ную проблематику;

- создание когни-тивного конфликта, вызываемого столк-новением разных точек зрения;

- участие всех уч-ся в создании правил, обязательных для всех;

- развитие школь-ного сообщества и групповой солидар-ности через разви-тие эмоциональной привязанности к группе и идентифи-кации с ней

Блок регулятивных универсальных учебных действий

целеполагание и построение жизненных планов во вре-менной перс-пективе

-самостоятельно ставить цель дея-тельности, плани-ровать и прогнози-ровать результат, контролировать процесс достиже-ния результата, корректировать свои действия и оценивать их ус-пешность

- составление жиз-ненных планов включающих по-следовательность этапных целей и за-дач их взаимосвязи, планирование пу-тей и средств их достижения, на ос-нове рефлексии смысла реализации поставленных це-лей

- содержатель-ные аспекты целей и жиз-ненных планов;

- личные планы и перспективы дополняются социальными планами.

- задания на общее планирование вре-мени, составление хронокарт, плани-рование на ближай-шую перспективу, планирование учеб-ной работы.

регуляция учебной деятельности;

- управление позна--вательной и учеб-ной деятельностью посредством поста-новки целей, пла-нирования, прогно-зирования, контро-ля, коррекции сво-их действий и оценки успешности в освоении матери-ала

- формирование личностных ка-честв: самостоя-тельность, инициа-тивность, ответст-венность, относи-тельная независи-мость и устойчи-вость в отношении воздействий среды

- реализация потенциала субъекта через целеполагания и проектирова-ния траекторий развития по-средством включения в новые виды де-ятельности и формы сотруд-ничества

- ценностный опыт; опыт рефлексии; опыт привычной активизации (под-готовка, адаптивная готовность, ориен-тированная на определенные ус-ловия работы, уси-лия и уровень до-стижения); опера-циональный опыт (общетрудовые, учебные знания и умения, опыт само-регуляции); опыт сотрудничества в совместном реше-нии задач

саморегуляция эмоциональных и функциональ-ных состояний

-представление че-ловека о своих воз-можностях дости-жения цели опреде-ленной сложности

- способность к планированию, контролю и коррек-ции предметной (учебной) деятель-ности и собствен-ной познавательной деятельности

- высокая сте-пень интегри-рованности та-ких компонен-тов самоорга-низации, как целеполагание, анализ ситуа-ции, планиро-вание, само-контроль, воле-вые усилия

построение внут-реннего плана дей-ствий как представ-ление о целей спо-собах и средствах деятельности

самоконтроль и самооценива-ние

- умение сравни-вать характеристи-ки запланированно-го и полученного продукта и делать вывод о соответст-вии продукта за-мыслу

- оценивание про-дукта своей дея-тельности по задан-ным критериям, за-данным способом

- оценка про-дукта своей де-ятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью дея-тельности кри-териям;

- умение пред-ложить способ убедиться в до-стижении по-ставленной це-ли и показате-ли достижения цели

использование при-емов совместно-разделенной дея-тельности и взаим-ного контроля: за-полнение рефлек-сивных листов, карт, анкет, уметь соотносить цель и полученный ре-зультат

Блок познавательных универсальных учебных действий

общеучебные действия

-самостоятельное выделение и фор-мулирование по-знавательной цели; поиск и выделение необходимой ин-формации

-применение мето-дов информацион-ного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические дей-ствия, включая мо-делирование (пре-образование объек-та из чувственной формы в модель, где выделены су-щественные харак-теристики объекта, и преобразование модели с целью вы-явления общих за-конов, определя-ющих данную предметную об-ласть); умение структурировать знания; умение осо-знанно и произ-вольно строить ре-чевое высказыва-ние в устной и письменной форме;

выбор наиболее эф-фективных спосо-бов решения задач в зависимости от конкретных усло-вий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

-смысловое чтение как ос-мысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлече-ние необходи-мой информа-ции из прослу-шанных текс-тов различных жанров; опре-деление основ-ной и второсте-пенной инфор-мации; свобод-ная ориентация и восприятие текстов худо-жественного, научного, пуб-лицистического и официаль-но-делового стилей; пони-мание и адек-ватная оценка языка средств массовой ин-формации; уме-ние адекватно, подробно, сжа-то, выборочно передавать сссродсодержание текста, составлять тексты различных жанров, соблю-дая нормы по-строения текс-та (соответст-вие теме, жан-ру, стилю речи

-включение уча-щихся в исследова-тельскую и проект-ную деятельность

универсальные логические действия

-анализ объектов с целью выделения признаков (сущест-венных, несущест-венных); синтез как составление целого из частей; в том числе самостоя-тельное достраива-ние, восполнение недостающих ком-понентов

-выбор оснований и критериев для срав-нения, сериации, классификации объектов, подведе-ние под понятия, выведение следст-вий

-установление причинно-след-ственных свя-зей; построение логической це-пи рассужде-ний, доказа-тельство; вы-движение гипо-тез и их обос-нование

-включение уча-щихся в исследо-вательскую и про-ектную деятель-ность

действия поста-новки и реше-ния проблем

-объяснение, с ка-кой позиции уча-щийся приступает к разрешению проб-лемы;

-описание желае-мой и реальной си-туаций, указание на отличия

- определение и вы-страивание в хро-нологической по-следовательности шагов по решению задачи; воспроизведение технологии по ин-струкции;

- определение ре-сурсов, необходи-мых для выполне-ния деятельности;

-выполнение по за-данному алгоритму текущего контроля своей деятельнос-ти;

- сравнение харак-теристик заплани-рованного и полу-ченного продукта, вывод о соответст-вии продукта за-мыслу;

- оценка продукта своей деятельности по заданным крите-риям заданным способом;

- указание на силь-ные и слабые сто-роны своей дея-тельности.

 - определение мо-тивов своих дейст-вий

- обоснование же-лаемой ситуации; анализ реальной ситуации и указа-ние на противоре-чия между желае-мой и реальной си-туацией;

- указание некото-рых вероятных причин существо-вания проблемы;

- постановка задач, адекватных цели;

-самостоятельное планирование характеристик про-дукта своей дея-тельности на осно-ве заданных крите-риев его оценки;

-выбор технологии деятельности (спо-соба решения зада-чи);

- планирование ре-сурсов;

-самостоятельное планирование и осуществление те-кущего контроля своей деятельнос-ти;

Оценка продукта своей деятельности по самостоятельно определённым в со-ответствии с целью деятельности кри-териям;

- указание на при-чины успехов и не-удач в деятельнос-ти, предложение путей преодоления/ избегания неудач; анализ собствен-ных мотивов и внешней ситуации при принятии ре-шений

-определение формулировки проблемы; про-ведение анали-за проблемы (указание на причины и ве-роятные по-следствия её существова-ния);

- указание на риски, которые могут возник-нуть при дости-жении цели и обоснование достижимости поставленной цели; постанов-ка цели на ос-нове анализа альтернатив-ных способов разрешения проблемы;

-применение известной или описанной в инструкции технологии с учётом измене-ний параметров объекта (ком-бинирование нескольких ал-горитмов по-следовательно или параллель-но);

- проведение анализа альтер-нативных ре-сурсов, обосно-вание их эф-фективности;

-внесение изме-нений в свою деятельность по результатам текущего контроля;

-предложение способа убе-диться в дости-жении постав-ленной цели и определение показателей до-стижения цели;

-приведение аргументов для использования полученных при решении задачи ресур-сов (знания, умения, опыт ит.п.) в других видах деятель-ности

-включение уча-щихся в исследова-тельскую и проект-ную деятельность

Блок коммуникативных универсальных учебных действий

межличностное общение (ори-ентация в лич-ностных осо-бенностях партнёра, его позиции в об-щении и вза-имодействии, учёт разных мнений, овла-дение сред-ми решения комм-ых задач, воздействие, аргументация и пр.)

-учёт позиции собе-седника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обос-новать и доказывать собственное мнение

-способность к согла-сованным действиям с учетом позиции другого,

-способность уста-навливать и поддер-живать необходимые контакты с другими людьми;

удовлетворительное владение нормами и техникой общения

-умение опреде-лить цели ком-муникации, оце-нивать ситуа-цию, учитывать намерения и спо-собы коммуни-кации партнера, выбирать адек-ватные страте-гии коммуника-ции, готовность к гибкой регуля-ции собственного ре-чевого поведе-ния

-системати-ческое ис-пользование таких формы работы как: дискуссия, проектная форма дея-тельности

кооперация (совместная де-ятельность – организация и планирование работы в груп-пе, в том числе умение догова-риваться, нахо-дить общее ре-шение, брать инициативу, решать кон-фликты);

- осуществление дей-ствий обеспечива-ющих возможность эффективно сотрудни-чать как с учителем, так и со сверстниками: умение планировать и согласованно выпол-нять совместную дея-тельность распреде-лять роли.

-уметь договариваться

- самостоятельное следование заданной процедуре группово-го обсуждения;

- выполнение дейст-вий в соответствии с заданием для группо-вой работы;

-разъяснение своей идеи, предлагая ее, или аргументируя свое отношение к идеям других членов группы

- умение само-стоятельно дого-вариватся о пра-вилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- соблюдение процедуры об-суждения, обоб-щение, фиксация решения в конце работы;

-распределение и принятие на себя обязанностей в рамках выполне-ния групповой работы; поста-новка вопросов на уточнение и понимание идей друг друга, сопо-ставление своих идей с идеями других членов группы, разви-тие и уточнение идей друг друга

-организация работы в группе, совместной деятельности школьников на уроке

формирование личностной и познавательной рефлексии

-умение задавать во-просы, строить понят-ные для партнёра вы-сказывания, правиль-но выражать свои мысли, оказывать под-держку друг другу

указание на сильные и слабые стороны своей деятельности;

определение мотивов своих действий

-указание при-чин успехов и неудач в дея-тельности; назы-вание труднос-тей, с которыми столкнулся при решении задач и предложение пу-тей их преодоле-ния / избегания в дальнейшей дея-тельности;

-анализ собст-венных мотивов и внешней си-туации при при-нятии решений

системати-ческое прове-дение анали-за учебной и внеучебной деятельнос-ти, рефлексия


Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД.

 Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

УУД на уроках русского языка являются:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

- умение задавать вопросы.

Предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения другим предметам учебного плана, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Учебный предмет «Литература» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов;

- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя;

- умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

- умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

В процессе работы с художественным произведением школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Иностранный язык формирует коммуникативную культуру ученика, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.

При изучении иностранного языка формируются следующие УУД:

- умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей;

- умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

- умение координировано работать с разными компонентами учебно - методического комплекта (учебником, аудиодиском и т. д.).

Математика выступает как основа развития познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.).

 Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи). В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий). Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике обучающиеся учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.

При изучении математики формируются следующие УУД:

- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;

- умение строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи;

- умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

История, обществознание, география помогают в формировании личностного восприятия, эмоционально положительного отношения к миру природы, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.

При изучении курса «История», «Обществознание», «География» развиваются следующие УУД:

- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и исторического прошлого народа ;

- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

- умение наблюдать, исследовать события мсторического прошлого, выделять характерные особенности, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

 Значение данных предметов состоит также в том, что в ходе их изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций:

- умения использовать разные методы познания;

- соблюдать правила поведения в природе и обществе;

- способность оценивать своё место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.

Естествознание, биология обеспечивают формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об использовании природных ресурсов, об основах экологической грамотности.

При изучении курса «Естествознание», «Биология» формируются и развиваются следующие УУД:

- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов;

- способность оценивать деятельность человека в природе;

- определять влияние факторов риска на здоровье человека;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха.

 Искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявляются:

– в умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– в желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

– в активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

– в обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно эстетическим содержанием;

– в умении организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– в способности оценивать результаты художественно творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Технология предполагает построение урков на уникальной психологической и дидактической базе — предметно практической деятельности, которая служит в этом возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей обучающихся, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, биология, изобразительное искусство, русский язык, литература), и позволяет реализовать их в интеллектуально практической деятельности ученика. Это создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Основы духовно-нравственной культуры народов России формирует основы гражданской, этносоциальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта истории народов России как части мировой истории, способствует усвоению базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демографических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

Формируемые УУД при изучении курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

- приобретение опыта цивилизационного подхода к оценке социальных явлений;

- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации личности;

- воспитание уважения историко-культурному наследию народов России; восприятию традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и много конфессиональном Российском государстве.

Физическая культура

 Универсальными компетенциями обучающихся по физической культуре являются:

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы от одной ступени обучения к другой.

Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.

Возникновение проблемы преемственности, находящей отражение в трудностях перехода обучающихся на новую ступень образовательной системы, имеет следующие причины:

• недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;

• обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Формирование фундамента готовности перехода к обучению на ступень основного общего образования должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.

Не меньшее значение имеет проблема психологической готовности детей и при переходе обучающихся на следующую ступень общего образования. Трудности такого перехода, ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности, нарушения поведения — обусловлены следующими причинами:

• необходимостью адаптации обучающихся к новой организации процесса и содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т. д.);

• совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности (переориентацией подростков на деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности);

• недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка).

Все эти компоненты присутствуют в программе формирования универсальных учебных действий. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий.


Поделиться:


Назад в раздел