Использование технологии дистанционного обучения во внеурочной деятельности на примере подготовки мультимедийной презентации как конкурсного продукта (из опыта работы ГБОУ школы №688 Приморского района Санкт-Петербурга)

Автор: Михайлова Юлия Валерьевна, директор школы, Зубова Светлана Сергеевна, педагог-психолог, Кузнецова Елена Германовна, учитель географии ГБОУ №688 Приморского района Санкт-Петербурга


Вовлечение обучающихся с ОВЗ во внеурочную деятельность сопряжено с рядом трудностей, основными из них являются:

· ограниченные временные возможности взаимодействия   педагога и ученика, в связи с состоянием здоровья и(или) особенностями расписания у обучающихся надомного обучения;

· быстрая физическая утомляемость и истощаемость психической деятельности детей с ОВЗ.

Использование дистанционных технологий (ДТ) как инструмента внеурочной деятельности значительно расширило возможности подготовки обучающихся  к различным ученическим конкурсам.  Одним из основных направлений работы педагогов в  развитии внеурочной деятельности с использованием ДТ является создание мультимедийных презентаций как конкурсного продукта. Актуальность данного направления обусловлена рядом причин. Во-первых, в последние годы увеличился удельный вес конкурсных мероприятий различных уровней, где основным конкурсным продуктом является мультимедийная презентация. Во-вторых, обеспечение школы компьютерным оборудованием расширило временные возможности взаимодействия педагогов и учащихся в рамках внеурочной деятельности. В-третьих, работа по созданию презентации  как конкурсного продукта с помощью ДТ наиболее эффективна.

Мы выделяем три вида  презентаций как конкурсного продукта:

 

Виды презентаций

Примеры ученических конкурсов

1

Доклад с презентацией на заданную тему

Фестиваль для детей с ОВЗ Приморского района  «Творческие надежды»; Городской конкурс дистанционных проектов «Я познаю мир» на портале «Петербургское Образование»; районный конкурс исследовательских и творческих работ учащихся и ученических проектов по математике

2

Иллюстрация сочинения на основе личного опыта на заданную тему

Конкурс Приморского района СПб «Я – путешественник»

3

Визуальное сопровождение стихотворного произведения

Районный фестиваль для детей с ОВЗ «Творческие надежды», конкурс чтецов.

  Создание конкурсного продукта не является самоцелью. Взаимодействие педагога и обучающегося направлено на  решение следующих задач:

Образовательные задачи:

• Изучение материала на заданную тему.

• Обучение навыкам поиска необходимой информации, в первую очередь в сети Интернет.

• Обучение навыкам создания компьютерной презентации.

Социально-психологические задачи:

• Увеличение  каналов коммуникации  (обучение навыкам общения через электронную почту, социальные сети, вебинары, программу Skype).

• Преодоление личностной тревожности, повышение самооценки через создание ситуации успеха в конкурсной деятельности.

• Расширение поля социальной активности обучающихся с ОВЗ.

Максимальный эффект взаимодействия достигается при соблюдении следующего алгоритма (этапов)  создания конкурсного продукта с помощью дистанционных технологий:

1.                      Выбор и установление каналов коммуникации между учителем  и учеником

Уровень владения навыками

Педагог

Ученик

Каналы коммуникации

Определение  уровня компьютерной грамотности обучающегося.

 

1

Если ребенок не умеет пользоваться  ни одним из каналов связи, педагог с согласия родителей обучает использованию электронной почты и программы Skype

Освоение навыков работы в электронной почте и программе  Skype

электронная почта, программа Skype

2

Если ученик является активным пользователем ПК, основной задачей является установление каналов коммуникации

электронная почта, социальные сети, вебинары, программа Skype

2.                      Поиск и знакомство с источниками информации по заданной теме

Уровень владения навыками

Педагог

Ученик

Каналы коммуникации

1

Предоставление ссылок на сайты, где содержится необходимая информация

Обучение навыкам использования интернет-ссылок, работе с информацией  на  заданных сайтах

электронная почта, программа Skype

2

Контроль и цензура сайтов, посещаемых учеником в рамках поиска информации по заданной теме

Предоставление ссылок на сайты, где содержится необходимая информация

Любой доступный

3.                      Создание плана доклада

Уровень владения навыками

Педагог

Ученик

Каналы коммуникации

1

Предоставление готового плана доклада, совместное составление плана доклада

Обучение навыкам

составления плана к докладу

электронная почта, программа Skype

2

Контроль и цензура сайтов, посещаемых учеником в рамках поиска информации по заданной теме

Предоставление плана доклада

любой доступный

4.                      Изложение текста доклада

Уровень владения навыками

Педагог

Ученик

Каналы коммуникации

1

Обучение навыкам работы на ПК:

- копирование текста с интернет страницы в документ Word;

- создание папки на рабочем столе;

- сохранение файлов в папке;

- сохранению файлов на USB;

- обучение вывода на печать документа Word

Обучение навыкам работы с текстом:

- выделение главного;

- сжатый пересказ;

- использование слов-связок и т.п.

Skype

2

Предоставление текста доклада в формате документ Word

Обсуждение и корректировка текста доклада

Любой доступный

5.                      Поиск и выбор визуального ряда к тексту доклада

Уровень владения навыками

Педагог

Ученик

Каналы коммуникации

1

Предоставление ссылок на сайты с необходимыми изображениями. Обучение навыкам сохранения изображений

Выбор  и сохранение изображений  по ссылкам учителя.

электронная почта, программа Skype

2

Обсуждение и корректировка визуального ряда

Предоставление изображений визуального ряда

Любой доступный

6.                      Техническое оформление презентации

Уровень владения навыками

Педагог

Ученик

Каналы коммуникации

1

Обучение навыкам создания простой презентации

Создание простой презентации под руководством педагога

Skype

2

Корректировка презентации, по необходимости обучение навыкам работы со звуком, в видео и т.п.

Создание презентации  со звуком, видеорядом и т.п.

Любой доступный

7.                      Репетиция выступления

Каналы  коммуникации: очное взаимодействие или Skype.

На сегодняшний день можно оценить результативность использования ДТ при подготовке к конкурсам по следующим критериям:

• признание педагогами и учениками  эффективности и комфортности использования ДТ во внеурочной деятельности;

• высокая активность  и заинтересованность учеников процессом;

• увеличение процента учащихся, вовлеченных в конкурсную деятельность;

• комфортное распределение времени при использовании ДТ (отсутствие жестких временных рамок);

• привлечение учеников, склонных к правонарушениям  к социально поощряемой деятельности.

 

Районный Фестиваль Творческие надежды для детей с ограниченными возможностями здоровья

Фестиваль «Творческие надежды» для детей с ограниченными возможностями здоровья Приморского района СПб  проводится  ежегодно с 2006 года на базе ГБОУ школы №688 при поддержке Отдела образования Приморского района и Муниципального образования «Юнтолово».

Проведение Фестиваля преследует две основные социально-психологические цели:

·         преодоление личностной тревожности, повышение самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья через создание ситуации успеха в конкурсной деятельности;

·         расширение поля социальной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 В данном контексте мы рассматриваем Фестиваль  как начальный этап дальнейшего продвижения ребенка на других конкурсных площадках района, города.

За 9 лет  в Фестивале приняли участие  около 900 детей с ограниченными возможностями (ежегодно от  60 до  125 творческих работ) из разных школ района.  В 2014 г. в Фестивале впервые принимали участие воспитанники ГДОУ №36 для детей с нарушением зрения. Также в последние 3 года организаторы приветствуют участие в Фестивале смешанных детских коллективов, которые включают в себя детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников.

Темы Фестивалей отражают значимые даты,  события в истории России или ее современной жизни.  Фестиваль включает в себя уже ставшие традиционными номинации: конкурс чтецов, музыкальный конкурс (вокальное,  инструментальное исполнение), декоративно-художественное творчество (рисунок,  декоративно-прикладное изделие), конкурс музыкально-театральных миниатюр. С 2011 года в программу Фестиваля вошел конкурс мультимедийных презентаций в номинациях: мультимедийная презентация и доклад с мультимедийной презентацией (фото 1,2,3).

Фото 1. Конкурс Мультимедийных презентаций 2014г.


Фото 2. Конкурс мультимедийных презентаций 2013г.


Фото 3. Конкурс мультимедийных презентаций 2011г.


   

Проведение Фестиваля ежегодно приурочено ко Дню инвалида и проходит в конце ноября - начале декабря. В первые годы своего существования районный конкурс «Творческие надежды» представлял собой музыкальный концерт из вокальных и инструментальных номеров. На сегодняшний день проведение Фестиваля включает в себя:

- выставку декоративно-прикладного творчества в читальном зале ГБОУ;

- очный этап в форме праздничного концерта для участников  конкурса чтецов, музыкального конкурса и  конкурса музыкально-театральных миниатюр;

- конкурс мультимедийных презентаций (проводится отдельно).

Особенностью организации Фестиваля является  создание комфортных психологических условий для участников: небольшой уютный зал, праздничная доброжелательная  атмосфера, небольшое количество участников, ведущие – старшеклассники. Этим обусловлены вынужденные  ограничения количества школ-участниц, количества участников и конкурсных номеров от каждой школы.  Учитывая востребованность Фестиваля со стороны других школ района, организаторы совместно с представителями школ № 13, 59, 657, 683 приняли решение об отдельном проведении с 2015 года конкурса чтецов, что позволит принять большее количество желающих.

Заинтересованность в участии в Фестивале активно проявляли ученики ГБОУ школы №688  и их родители. Это обусловило проведение с 2012 года школьного этапа Фестиваля, в котором принимают участие до  80% учащихся школы.

Ежегодная динамика вовлеченности обучающихся ГБОУ школы №688 отражена на диаграмме №1.

 

Школьный и районный этапы Фестиваля «Творческие надежды» на сегодняшний день решают поставленные задачи социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и являются социально значимыми мероприятиями.

  Фото 4.  «Звучит гимн РФ»


Фото 5. «После выступления»


Фото 6. «Самые младшие»



       

 

 

 

 


Использование технологии дистанционного обучения во внеурочной деятельности на примере подготовки мультимедийной презентации как конкурсного продукта (из опыта работы ГБОУ школы №688 Приморского района Санкт-Петербурга)

Назад в раздел


© НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга