Поиск по сайту

Использование технологии дистанционного обучения во внеурочной деятельности на примере подготовки мультимедийной презентации как конкурсного продукта (из опыта работы ГБОУ школы №688 Приморского района Санкт-Петербурга)

Автор: Михайлова Юлия Валерьевна, директор школы, Зубова Светлана Сергеевна, педагог-психолог, Кузнецова Елена Германовна, учитель географии ГБОУ №688 Приморского района Санкт-Петербурга


Вовлечение обучающихся с ОВЗ во внеурочную деятельность сопряжено с рядом трудностей, основными из них являются:

· ограниченные временные возможности взаимодействия   педагога и ученика, в связи с состоянием здоровья и(или) особенностями расписания у обучающихся надомного обучения;

· быстрая физическая утомляемость и истощаемость психической деятельности детей с ОВЗ.

Использование дистанционных технологий (ДТ) как инструмента внеурочной деятельности значительно расширило возможности подготовки обучающихся  к различным ученическим конкурсам.  Одним из основных направлений работы педагогов в  развитии внеурочной деятельности с использованием ДТ является создание мультимедийных презентаций как конкурсного продукта. Актуальность данного направления обусловлена рядом причин. Во-первых, в последние годы увеличился удельный вес конкурсных мероприятий различных уровней, где основным конкурсным продуктом является мультимедийная презентация. Во-вторых, обеспечение школы компьютерным оборудованием расширило временные возможности взаимодействия педагогов и учащихся в рамках внеурочной деятельности. В-третьих, работа по созданию презентации  как конкурсного продукта с помощью ДТ наиболее эффективна.

Мы выделяем три вида  презентаций как конкурсного продукта:

 

Виды презентаций

Примеры ученических конкурсов

1

Доклад с презентацией на заданную тему

Фестиваль для детей с ОВЗ Приморского района  «Творческие надежды»; Городской конкурс дистанционных проектов «Я познаю мир» на портале «Петербургское Образование»; районный конкурс исследовательских и творческих работ учащихся и ученических проектов по математике

2

Иллюстрация сочинения на основе личного опыта на заданную тему

Конкурс Приморского района СПб «Я – путешественник»

3

Визуальное сопровождение стихотворного произведения

Районный фестиваль для детей с ОВЗ «Творческие надежды», конкурс чтецов.

  Создание конкурсного продукта не является самоцелью. Взаимодействие педагога и обучающегося направлено на  решение следующих задач:

Образовательные задачи:

• Изучение материала на заданную тему.

• Обучение навыкам поиска необходимой информации, в первую очередь в сети Интернет.

• Обучение навыкам создания компьютерной презентации.

Социально-психологические задачи:

• Увеличение  каналов коммуникации  (обучение навыкам общения через электронную почту, социальные сети, вебинары, программу Skype).

• Преодоление личностной тревожности, повышение самооценки через создание ситуации успеха в конкурсной деятельности.

• Расширение поля социальной активности обучающихся с ОВЗ.

Максимальный эффект взаимодействия достигается при соблюдении следующего алгоритма (этапов)  создания конкурсного продукта с помощью дистанционных технологий:

1.                      Выбор и установление каналов коммуникации между учителем  и учеником

Уровень владения навыками

Педагог

Ученик

Каналы коммуникации

Определение  уровня компьютерной грамотности обучающегося.

 

1

Если ребенок не умеет пользоваться  ни одним из каналов связи, педагог с согласия родителей обучает использованию электронной почты и программы Skype

Освоение навыков работы в электронной почте и программе  Skype

электронная почта, программа Skype

2

Если ученик является активным пользователем ПК, основной задачей является установление каналов коммуникации

электронная почта, социальные сети, вебинары, программа Skype

2.                      Поиск и знакомство с источниками информации по заданной теме

Уровень владения навыками

Педагог

Ученик

Каналы коммуникации

1

Предоставление ссылок на сайты, где содержится необходимая информация

Обучение навыкам использования интернет-ссылок, работе с информацией  на  заданных сайтах

электронная почта, программа Skype

2

Контроль и цензура сайтов, посещаемых учеником в рамках поиска информации по заданной теме

Предоставление ссылок на сайты, где содержится необходимая информация

Любой доступный

3.                      Создание плана доклада

Уровень владения навыками

Педагог

Ученик

Каналы коммуникации

1

Предоставление готового плана доклада, совместное составление плана доклада

Обучение навыкам

составления плана к докладу

электронная почта, программа Skype

2

Контроль и цензура сайтов, посещаемых учеником в рамках поиска информации по заданной теме

Предоставление плана доклада

любой доступный

4.                      Изложение текста доклада

Уровень владения навыками

Педагог

Ученик

Каналы коммуникации

1

Обучение навыкам работы на ПК:

- копирование текста с интернет страницы в документ Word;

- создание папки на рабочем столе;

- сохранение файлов в папке;

- сохранению файлов на USB;

- обучение вывода на печать документа Word

Обучение навыкам работы с текстом:

- выделение главного;

- сжатый пересказ;

- использование слов-связок и т.п.

Skype

2

Предоставление текста доклада в формате документ Word

Обсуждение и корректировка текста доклада

Любой доступный

5.                      Поиск и выбор визуального ряда к тексту доклада

Уровень владения навыками

Педагог

Ученик

Каналы коммуникации

1

Предоставление ссылок на сайты с необходимыми изображениями. Обучение навыкам сохранения изображений

Выбор  и сохранение изображений  по ссылкам учителя.

электронная почта, программа Skype

2

Обсуждение и корректировка визуального ряда

Предоставление изображений визуального ряда

Любой доступный

6.                      Техническое оформление презентации

Уровень владения навыками

Педагог

Ученик

Каналы коммуникации

1

Обучение навыкам создания простой презентации

Создание простой презентации под руководством педагога

Skype

2

Корректировка презентации, по необходимости обучение навыкам работы со звуком, в видео и т.п.

Создание презентации  со звуком, видеорядом и т.п.

Любой доступный

7.                      Репетиция выступления

Каналы  коммуникации: очное взаимодействие или Skype.

На сегодняшний день можно оценить результативность использования ДТ при подготовке к конкурсам по следующим критериям:

• признание педагогами и учениками  эффективности и комфортности использования ДТ во внеурочной деятельности;

• высокая активность  и заинтересованность учеников процессом;

• увеличение процента учащихся, вовлеченных в конкурсную деятельность;

• комфортное распределение времени при использовании ДТ (отсутствие жестких временных рамок);

• привлечение учеников, склонных к правонарушениям  к социально поощряемой деятельности.

 

Районный Фестиваль Творческие надежды для детей с ограниченными возможностями здоровья

Фестиваль «Творческие надежды» для детей с ограниченными возможностями здоровья Приморского района СПб  проводится  ежегодно с 2006 года на базе ГБОУ школы №688 при поддержке Отдела образования Приморского района и Муниципального образования «Юнтолово».

Проведение Фестиваля преследует две основные социально-психологические цели:

·         преодоление личностной тревожности, повышение самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья через создание ситуации успеха в конкурсной деятельности;

·         расширение поля социальной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 В данном контексте мы рассматриваем Фестиваль  как начальный этап дальнейшего продвижения ребенка на других конкурсных площадках района, города.

За 9 лет  в Фестивале приняли участие  около 900 детей с ограниченными возможностями (ежегодно от  60 до  125 творческих работ) из разных школ района.  В 2014 г. в Фестивале впервые принимали участие воспитанники ГДОУ №36 для детей с нарушением зрения. Также в последние 3 года организаторы приветствуют участие в Фестивале смешанных детских коллективов, которые включают в себя детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников.

Темы Фестивалей отражают значимые даты,  события в истории России или ее современной жизни.  Фестиваль включает в себя уже ставшие традиционными номинации: конкурс чтецов, музыкальный конкурс (вокальное,  инструментальное исполнение), декоративно-художественное творчество (рисунок,  декоративно-прикладное изделие), конкурс музыкально-театральных миниатюр. С 2011 года в программу Фестиваля вошел конкурс мультимедийных презентаций в номинациях: мультимедийная презентация и доклад с мультимедийной презентацией (фото 1,2,3).

Фото 1. Конкурс Мультимедийных презентаций 2014г.


Фото 2. Конкурс мультимедийных презентаций 2013г.


Фото 3. Конкурс мультимедийных презентаций 2011г.


   

Проведение Фестиваля ежегодно приурочено ко Дню инвалида и проходит в конце ноября - начале декабря. В первые годы своего существования районный конкурс «Творческие надежды» представлял собой музыкальный концерт из вокальных и инструментальных номеров. На сегодняшний день проведение Фестиваля включает в себя:

- выставку декоративно-прикладного творчества в читальном зале ГБОУ;

- очный этап в форме праздничного концерта для участников  конкурса чтецов, музыкального конкурса и  конкурса музыкально-театральных миниатюр;

- конкурс мультимедийных презентаций (проводится отдельно).

Особенностью организации Фестиваля является  создание комфортных психологических условий для участников: небольшой уютный зал, праздничная доброжелательная  атмосфера, небольшое количество участников, ведущие – старшеклассники. Этим обусловлены вынужденные  ограничения количества школ-участниц, количества участников и конкурсных номеров от каждой школы.  Учитывая востребованность Фестиваля со стороны других школ района, организаторы совместно с представителями школ № 13, 59, 657, 683 приняли решение об отдельном проведении с 2015 года конкурса чтецов, что позволит принять большее количество желающих.

Заинтересованность в участии в Фестивале активно проявляли ученики ГБОУ школы №688  и их родители. Это обусловило проведение с 2012 года школьного этапа Фестиваля, в котором принимают участие до  80% учащихся школы.

Ежегодная динамика вовлеченности обучающихся ГБОУ школы №688 отражена на диаграмме №1.

 

Школьный и районный этапы Фестиваля «Творческие надежды» на сегодняшний день решают поставленные задачи социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и являются социально значимыми мероприятиями.

  Фото 4.  «Звучит гимн РФ»


Фото 5. «После выступления»


Фото 6. «Самые младшие»



       

 

 

 

 


Поделиться:


Назад в раздел