Поиск по сайту

Уровневая модель оценки качества результатов образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования

Автор: Широкова Елена Петровна, директор, Киселева Ольга Леонидовна, заместитель директора, методист ГБУ ДО ДДТ "Союз" Выборгского района Санкт-Петербурга


Эффективное движение вперед, развитие в целом трудно представить без фиксации актуальных результатов и рефлексии. В данной статье рассматривается подход к реализации внутренней системы оценки качества в организации дополнительного образования. Представлена уровневая модель оценки и алгоритм ее реализации; приведены примеры привлечения субъектов образовательной деятельности к участию в оценке качества.

Актуальные преобразования в системе образования России выводят оценку качества образования как необходимое условие реализации этих преобразований и определение путей дальнейшего развития. В Законе «Об образовании РФ» качество образования определяется как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, а также степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1].

Выполнение этого закона ставит первостепенной задачу управления качеством, что невозможно без парадигмы его оценки. На данный момент на всех уровнях образования созданы системы оценки качества, много внимания уделяется разработке подходов, критериев, выработке алгоритмов, моделей оценки качества образования с учетом разнообразной специфики.

Общие принципы системы оценки качества образования в Санкт-Петербурге определены на основе положений общероссийской системы оценки качества общего образования с учетом региональных особенностей и тенденций развития российской образовательной системы и утверждены распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об утверждении модели Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования (далее СПб РСОКО)». Система оценки качества образования определяется как оценка качества образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий осуществления образовательного процесса в образовательных организациях, в деятельности образовательной системы Санкт-Петербурга на региональном и районном уровнях. [2]

Эти принципы и понятия легли в основу разработки критериев оценки качества в системе дополнительного образования детей:

Ø    Образовательные результаты обучающихся образовательной организации;

Ø    Качество условий осуществления образовательной деятельности в образовательной организации;

Ø    Управление образовательной организацией.

В Доме детского творчества «Союз» создана и функционирует внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО), которая реализуется на основе разработанных рекомендаций по оценке качества образования в учреждениях дополнительного образования детей. Общими индикаторами оценки качества дополнительного образования являются соответствие институциональной миссии и социальному запросу.

Нормативное обеспечение ВСОКО ДДТ «Союз» включает документы, регламентирующие и регулирующие деятельность этой системы (Приложение 1).

Основными целями внутренней системы оценки качества являются:

Ø    Получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

Ø    Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений на уровне учреждения;

Ø    Повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг, учредителей и общественности.

Само понятие система предусматривает упорядочение процесса сбора, обработки и анализа информации. Происходит это на всех уровнях организации образовательного процесса – творческое объединение, отдел/структурное подразделение, учреждение в целом.

Системность оценки качества обеспечивается организацией мониторинга образовательной деятельности, основными методами которого являются самоанализ, собеседование, анализ документации, посещение и анализ занятий, анкетирование, опрос, педагогическое наблюдение, анализ результатов усвоения обучающимися образовательных программ и другие.

Действенным инструментом системы оценки качества является эффективный контракт. Показатели эффективности каждой категории работников содержат компонент результативности, наглядно демонстрирующий успешные и проблемные зоны образовательного процесса.

Выработка четких критериев оценки качества и форм фиксации результатов на всех уровнях организации образовательной деятельности позволила систематизировать оценочный процесс и создать уровневую модель оценки результатов.


Рисунок 1. Уровневая модель оценки результатов

Рассмотрим эту модель на примере оценки качества результатов освоения образовательных программ, реализуемых в ДДТ «Союз».

1 уровень – педагог дополнительного образования осуществляет оценку усвоения образовательной программы воспитанниками во всех учебных группах.

Критерии оценки (образования, развития, воспитания и социализации детей) разрабатываются педагогом в соответствии с образовательной программой.

Инструмент оценки результатов: диагностические задания, итоговые творческие работы, тесты, защита проектов, анализ продуктов творческой деятельности и др.

Фиксация результатов - таблицы результатов по группам оформляются в формате Microsoft excel.

Форма обобщения – сводная таблица усвоения образовательных программ по всем группам, экспозе (отчет) в карту эффективности педагога.

Таким образом формируется обобщение 1 уровня.

2 уровень – заведующий отделом – оценка качества усвоения образовательных программ всех педагогов отдела.

Критерий оценки – доля освоивших образовательную программу к общему количеству обучающихся в отделе.

Инструмент оценки результатов – изучение карт эффективности, таблиц, диаграмм, отчетов педагогов отдела.

Фиксация результатов – сводная таблица данных всех педагогов отдела.

Форма обобщения информации – отчет в карту эффективности руководителя отдела, аналитическая справка.

Таким образом формируется обобщение 2 уровня

3 уровень – заместитель директора – оценка качества результатов реализации образовательных программ, реализуемых во всех отделах и структурных подразделениях учреждения.

Критерии оценки – доля освоивших образовательную программу к общему количеству обучающихся в учреждении.

Инструмент оценки результатов – отчеты, аналитические справки, карта эффективности руководителя отдела.

Фиксация результатов - сводная таблица показателей по учреждению.

Форма обобщения информации – отчет в карту эффективности заместителя директора, аналитическая справка, проведение самообследования, подготовка материалов для публичного доклада.

Таким образом формируется обобщение 3 уровня

4 уровень – директор – оценка качества результатов усвоения образовательных программ, реализуемых в учреждении.

Критерии оценки – соответствие уровня усвоения образовательных программ государственному заданию.

Инструмент оценки результатов – отчеты, аналитические справки, карты эффективности заместителей директора по УВР, НМР.

Фиксация результатов – карта эффективности руководителя ОУ, приказы об утверждении отчетов и анализов деятельности.

Форма обобщения информации – публичный доклад на педагогическом совете, размещение отчетных документов о результатах образовательной деятельности за учебный год в открытом доступе через сайт учреждения.

Таким образом, каждый субъект оценки - педагог, руководитель отдела, заместитель директора, директор, осуществляет на своем уровне обобщение результатов. Это обобщение становится источником оценки на следующем уровне организации образовательного процесса.

Такая систематизация результатов является не только действенным инструментом оценки, но и эффективным механизмом управления качеством образования в ДДТ.

К оценке качества образовательной деятельности также привлекаются непосредственные заказчики. Регулярно проводятся опросы и анкетирование воспитанников и их родителей. В 2016 году проводилось городское согласованное исследование «Выявление степени удовлетворенности родителей и учащихся услугами дополнительного образования», в котором ДДТ «Союз» принимал участие. Это исследование позволило выявить степень удовлетворенности заказчиков различными сторонами образовательной деятельности и повысить в целом уровень ВСОКО в ДДТ «Союз».

Активная интеграция общего и дополнительного образования открывает новые возможности не только для развития образовательного процесса, но и повышения объективности оценки его качества. Примером может служить анкета «Выявление уровня соответствия факторам, влияющим на накопление школьниками ценностного опыта». Анкета используется при реализации проекта по гражданско-патриотическому воспитанию «Край родной, навек любимый…». В проекте принимают участие классные коллективы общеобразовательных учреждений района. Заполняют анкету в процессе проведения культурно-познавательных программ проекта четыре категории участников: педагог-организатор, классный руководитель, учитель, методист. Это дает возможность получить точки пересечения мнений и осуществить наиболее адекватные оценки результатов.

В заключение можно сказать, что реализация внутренней системы оценки качества образования, внедрение уровневой модели оценки результатов способствует получению объективной информации о состоянии качества образования в учреждении, что является основополагающим фактором повышения эффективности и устойчивого развития всех сторон образовательного процесса.


 

Источники и литература:

 

1.               Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2.               Распоряжение КО СПб от 20.01.2014, №37-р (с изменениями от 12.05.2014 и 01.06.2015) «Об утверждении модели Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования (далее СПб РСОКО), Положения о СПб РСОКО и критериев СПб РСОКО».

3.               Стратегия развития «Петербургская школа 2020» - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/184635/

4.               Концепция развития дополнительного образования детей до 2020г. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р).

5.               Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».


 

Приложение 1

Перечень

документов, регламентирующих ВСОКО ДДТ «Союз»

1.               Программа развития ГБУ ДО ДДТ «Союз» на 2014 -2020 годы.

2.               Программы развития отделов, структурных подразделений ДДТ «Союз».

3.               Положение «О внутренней системе оценки качества ДДТ «Союз».

4.               Положение «О распределении стимулирующей части фонда оплаты труда по показателям эффективности деятельности педагогических работников ГБУ ДО ДДТ «Союз».

5.               Положение « О фиксации результатов освоения обучающимися дополнительных образовательных программ, реализуемых в ГБУ ДО ДДТ «Союз».

6.               План организации контроля и оценки качества образования в ДДТ «Союз» на _______ учебный год.

7.               Планы работы руководителей отделов и структурных подразделений контроля и оценки качества образования на ______ учебный год.

8.               Приказ «Об утверждении планов организации контроля и оценки качества образования в ДДТ «Союз» на _______ учебный год.

9.               Приказ «Об утверждении графика методических и административных проверок» (по полугодиям).

10.            Рекомендации «Организация контроля и оценки качества образования в отделе, структурном подразделении ДДТ «Союз».


Поделиться:


Назад в раздел