Поиск по сайту

Интеграция основного и высшего образования в организации научно-исследовательской деятельности школьников

Автор: Карпунина Вера Анатольевна, заведующий методическим отделом МОУ ДОД ДЮЦ «Единство», г.Вологда, Фомина Лидия Паисовна, методист Центра повышения квалификации, г. Вологда


Детско-юношеский центр «Единство» – муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Вологды. Центр организует работу с интеллектуально одаренными детьми, привлекая к работе преподавателей высшей школы, сотрудников научных центров, аспирантов вузов.

Одно из главных направлений деятельности Центра – организация научно-исследовательской деятельности школьников города. Учреждение ежегодно проводит городскую научно-практическую конференцию «Мир науки», на которой школьники имеют возможность представить результаты своей исследовательской деятельности.

Необходимость привлечения учащихся к исследовательской деятельности обусловлена прежде всего методологическим значением такой работы. В процессе научно-исследовательской деятельности у учащихся формируются общеучебные компетентности, осуществляется обучение процедурам самостоятельного поиска знания, выдвижения и обоснования гипотез. Школьники обучаются основным мыслительным действиям и операциям: анализу, синтезу, обобщению, у них формируются культура рефлексивного мышления, навыки выбора направлений деятельности и принятия решений. При обучении процедурам обсуждения у школьников воспитывается дискуссионная культура. Включение в исследовательскую деятельность, несомненно, способствует эмоциональному и личностному развитию учащихся.

Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации исследовательских проектов, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.

Для активизации участия педагогов и школьников в научно-исследовательской деятельности, развития интеграционных процессов в обозначенной сфере, улучшения качества исследовательских работ школьников Центр разработал и реализует экспериментально-инновационный проект «Интеграция дополнительного, основного и высшего образования, направленная на совершенствование научно-исследовательской деятельности школьников». Реализация проекта позволяет выстроить систему взаимодействия между разными образовательными учреждениями, ориентированную на развитие этой сферы деятельности.

Целевой компонент такой системы предполагает постановку целей и задач совершенствования научно-исследовательской деятельности на разных уровнях:

– на уровне интегрированных организационных структур (Положение о методическом объединении, Положение о проблемной лаборатории и др.);

– на уровне учреждения (Устав Центра, Положение о творческом объединении, должностные инструкции и др.);

– на уровне педагога (дополнительная образовательная программа);

– на уровне школьника (индивидуальный маршрут (траектория) освоения образовательной программы).

Содержательный компонент образовательного процесса в системе интеграции предполагает:

– вариативность обучения методологии исследовательской деятельности в Центре или другом образовательном учреждении (при освоении дополнительных образовательных программ всех профилей, через реализацию сквозного модуля или отдельного кратковременного (элективного) курса; через систему консультаций и др.);

– обучение школьников проектированию исследовательской деятельности (приложение 1);

– организацию конкретных исследований в рамках разработки и реализации исследовательских проектов.

Организационный компонент системы интеграции предполагает использование разных механизмов взаимодействия, которое осуществляется через деятельность различных организационных структур.

Организационные формы интеграции в сфере научно-исследовательской деятельности школьников

Городское методическое объединение педагогов, занимающихся организацией научно-исследовательской деятельности школьников:

– изучает, распространяет нормативно-правовую, концептуальную и учебно-методическую документацию по вопросам организации научно-исследовательской деятельности школьников;

– совершенствует методику и учебно-методический комплекс оснащения образовательного процесса в сфере организации исследовательской деятельности школьников;

– анализирует организацию и качество исследовательской деятельности школьников на уровне города;

– организует практико-ориентированную методическую работу по повышению квалификации педагогов в сфере научно-исследовательской деятельности школьников (приложение 2).

Проблемная лаборатория:

– формируется в рамках работы городского методического объединения;

– включает педагогов, методистов разных образовательных учреждений;

– занимается разработкой и внедрением механизмов интеграции, направленных на решение проблем в сфере научно-исследовательской деятельности школьников.

Творческие (профильные) группы:

– формируются в рамках работы проблемной лаборатории;

– занимаются проблемами организации научно-исследовательской деятельности по одному профилю.

Обучающий семинар для педагогов включается в программу подготовки кадров в сфере организации научно-исследовательской деятельности в системе Центра повышения квалификации г. Вологды (с выдачей сертификатов) (пример программы обучающего семинара представлен в приложении 3).

Цели семинара:

– повышение исследовательской культуры педагогов и школьников;

– активизация участия школьников в городской научно-практической конференции «Мир науки» и «Мир науки +»;

– подготовка к участию в научно-практических конференциях областного и российского уровней.

Слушателями семинара могут быть:

– педагоги, занимающиеся организацией исследовательской деятельности учащихся;

– начинающие педагоги, желающие пройти подготовку в сфере организации научно-исследовательской деятельности школьников.

Консультации носят системный характер и проводятся для педагогов и учащихся образовательных учреждений города.

Экспертный совет:

– формируется из наиболее квалифицированных педагогических кадров различных образовательных учреждений;

– приглашает преподавателей и аспирантов вузов, сотрудников научных центров для работы в совете;

– осуществляет экспертную оценку исследовательских работ и их рецензирование по запросу образовательных учреждений города (приложение 4);

– рекомендует исследовательские работы для участия в областных и российских научно-практических конференциях.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Проектирование научно-исследовательской деятельности

Приступая к исследовательской деятельности, необходимо четко представлять последовательность своих действий. Алгоритм действий может быть следующим:

1. Обозначьте научную область своих интересов (экология, физиология человека, культурология, психология и т.д.).

2. Сформулируйте интересующую Вас проблему в выделенной области знаний.

3. Подумайте, какое значение могло бы иметь решение выделенной проблемы?

4. Выясните степень изученности этой проблемы (литература, интернет-ресурсы, публикации, архивы, консультации специалистов и др.).

5. Зафиксируйте изученные источники и информацию по проблеме.

6. Определите объект и предмет исследования.

7. Сформулируйте тему исследования (может корректироваться по ходу работы).

8. Подумайте о результатах. Решите, чего Вы хотите достигнуть за определенный промежуток времени. Поймите, как эти результаты могут быть оценены.

9. Сформулируйте цель работы.

10. Подумайте (сделайте предположение), каково может быть решение выделенной проблемы. Сформулируйте гипотезу.

11. Определите, что нужно сделать для достижения поставленной цели, подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы и сформулируйте задачи (не более пяти).

12. Разработайте план действий по решению поставленных задач.


Задачи

План действий

Сроки

 

 

 


13. Проведите анализ полученных результатов по каждой поставленной задаче.

14. Подумайте, подтвердилась ли выдвинутая гипотеза или получила опровержение? Достигнута ли цель исследования?

15. Определите перспективы дальнейшей работы.

Приложение 2

ПОЛОЖЕНИЕ

о городском методическом объединении

педагогов, курирующих исследовательскую

деятельность школьников

1. Общие положения

1.1. Методическое объединение является структурным подразделением муниципальной методической службы г. Вологды.

1.2. Методическое объединение – это объединение педагогов и методистов разных образовательных учреждений и разных профилей.

1.3. В состав методического объединения могут входить организаторы и кураторы научно-исследовательской деятельности школьников.

1.4. Методическое объединение педагогов создано для интеграции всего многообразия образовательной и инновационной деятельности в сфере научно-исследовательской деятельности школьников.

1.5. Деятельность методического объединения регламентируется настоящим Положением.

2. Цели и задачи

2.1. Цель – методическая поддержка организации научно-исследовательской деятельности школьников на муниципальном уровне.

2.2. Задачи:

2.2.1. Создать пакет нормативно-правовой, концептуальной и учебно-методической документации для организации научно-исследовательской деятельности школьников на разных уровнях.

2.2.2. Усовершенствовать дополнительные образовательные программы в части научно-исследовательской деятельности обучающихся.

2.2.3. Повысить профессиональную компетентность педагогических работников в области научно-исследовательской деятельности школьников.

3. Основные направления деятельности

3.1. Методическое объединение изучает, распространяет нормативно-правовую, концептуальную и учебно-методическую документацию по вопросам организации научно-исследовательской деятельности школьников.

3.2. Совершенствует методику и учебно-методический комплекс оснащения образовательного процесса в сфере организации исследовательской деятельности школьников.

3.3. Анализирует организацию и качество исследовательской деятельности школьников на уровне города.

3.4. Организует практико-ориентированную методическую работу по повышению квалификации педагогов в сфере научно-исследовательской деятельности школьников.

4. Формы работы методического объединения

4.1. Основными формами методической работы являются:

– семинары, совещания, творческие отчеты педагогов, круглые столы, мастер-классы по обмену опытом;

– открытые занятия и другие мероприятия с последующим их анализом;

– проведение выставок, конкурсов, конференций;

– организационно-деятельностные игры;

– доклады, сообщения, дискуссии по вопросам организации исследовательской деятельности школьников.

5. Организация работы

5.1. Методическое объединение возглавляет один из педагогов МОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Единство», наиболее компетентный в вопросах формирования научно-исследовательской культуры школьников.

5.2. Методическое объединение педагогов работает в соответствии с целевой программой «Одаренные дети» и осуществляет образовательную деятельность в соответствии с экспериментальным инновационным проектом «Интеграция дополнительного, основного и высшего образования, направленная на совершенствование исследовательской деятельности школьников».

5.3. Деятельность методического объединения определяется потребностями разных образовательных учреждений в данном виде деятельности, предполагает тесное взаимодействие методических структур разных образовательных учреждений.

6. Планирование деятельности

6.1. Работа методического объединения проводится по плану, составленному на год. Данный план рассматривается на заседании методического совета и утверждается директором Центра.

6.2. Основой для разработки плана деятельности методического объединения педагогов являются:

– программа развития Центра;

– образовательная программа Центра;

– учебный план;

– план деятельности методического отдела,

– социальный запрос педагогов города.

7. Документация методического объединения

– Приказ о создании методического объединения педагогов.

– Приказ о назначении на должность руководителя методического объединения.

– Положение о методическом объединении.

– План работы на текущий год.

– План-сетка работы на каждый месяц.

– Аналитические материалы текущего и итогового характера.

– Анализ работы методического объединения за прошедший год.

– Документы плановых мероприятий (положения, рекомендации).

– Должностная инструкция руководителя методического объединения.

 

Приложение 3

Программа обучающего семинара

«Культура исследовательской деятельности»

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

всего

теория

практика

1.

Системный подход в организации исследовательской деятельности школьников. Структура исследовательской работы. Тема исследования. Целеполагание

2

1

1

2.

Методы исследования

2

2

 

3.

Работа с литературой. Литературный обзор. Тезисы

2

1

1

4.

Использование интернет-ресурсов в исследовательской деятельности. Оформление исследовательской работы с применением компьютерных технологий

2

1

1

5.

Математические методы обработки статистических данных исследования

2

1

1

6.

Особенности исследовательской работы разных профилей (работа по профильным группам)

2

 

2

 

Итого

12

6

6

Приложение 4

Экспертный лист оценки исследовательской работы

Название работы:_________

Автор(ы):_________

Научный руководитель:_________

Эксперт:_________


Критерии оценки

Кол-во баллов

Конкурсный отбор работ (от 0 до 20 баллов)

1. Новизна, актуальность, самостоятельность (от 0 до 6 баллов)

– Наличие результатов, полученных самостоятельно (несмотря на то, что они могут быть известны в науке ранее).

– Результаты, полученные самостоятельно, отмечены автором в тексте работы.

– Степень общеизвестности сведений, которыми пользовался автор работы (верно ли, что в работе упоминаются

и существенно используются сведения из области знаний, по которой написана работа, выходящие за рамки

школьной программы).

– Анализ уже известных научных фактов, их переоценка.

– Освоение методов исследования.

– Новое решение уже известной задачи, изменение эксперимента и др.

– Работа имеет практическое значение.

– Работа имеет теоретическое значение.

– Работа может быть опубликована в сборниках научных работ

 

2. Объем проделанной работы (от 0 до 3 баллов)

– Количество действий, совершенных автором работы в процессе ее выполнения (количество и сложность полученных фактов и т.п.).

– Количество проанализированных источников информации (не менее пяти).

– Обработка большого количества данных. Объем проделанной работы оценивается в сравнении с другими работами данной секции (к объему проделанной работы никакого отношения не имеет количество страниц в работе)

 

3. Достоверность результатов (от О до 3 баллов)

– Отсутствие ошибочных результатов (соблюдение методики и требований статистики).

– Использование неверных фактов, неточных формулировок, искажение научных фактов.

– Использование неверных методов получения результата

 

4. Культура оформления работы (от 0 до 6 баллов)

– Соответствие требованиям к оформлению (титульный лист, ограничение по количеству страниц, оглавление, нумерация страниц, шрифт, выравнивание текста, поля, сноски, заголовки, список литературы, оформление приложений и т.п.).

– Правильное структурирование работы, соответствие текста работы оглавлению.

– Наличие в тексте необходимых формул, подписей к рисункам, таблицам и т.п.).

– Наличие комментариев при использовании необщепринятых понятий или обозначений, взятых из цитируемой работы.

– Аккуратность набора, сканирования или копирования из интернет-источника текста; обязательность ссылок на используемые материалы.

– Литературный язык, отсутствие грамматических и других ошибок

 

5. Наглядность (от 0 до 2 баллов)

– Наличие схем, графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т.п. (в тексте работы или в приложениях).

– Качество наглядных материалов

 

Работа (допускается / не допускается) к публичной защите

Оценка устного выступления (от 0 до 15 баллов)

1. Степень владения содержанием доклада (от ОдоЗ баллов)

– Использование текста доклада: выступление без опоры на текст доклада, или обращение к тексту в отдельных случаях (например, посмотреть какую-либо длинную формулу), или зачитывание текста и т.п.

– Отсутствие неверных утверждений, ошибок, оговорок в ходе доклада и в процессе ответов на вопросы.

– Умение говорить об одном и том же используемом понятии разными (синонимичными) фразами

 

2. Четкость, последовательность выступления (от 0 до 4 баллов)

–  Представление автора и названия работы.

– Логика изложения.

– Краткое заключение, наличие аргументированной точки зрения автора, оценка перспектив исследования.

– Научный стиль изложения

 

3. Эрудированность автора в рассматриваемой области (от 0 до 3 баллов)

– Уровень знакомства автора с современным состоянием проблемы.

– Качество литературного обзора.

– Логичность и оригинальность выводов

 

4. Ответы на вопросы (от 0 до 2 баллов)

– Правильность ответов (правильные, «вытянутые», неправильные, отсутствуют).

– Уверенность в ответах (блестящие, уверенные, «плавающие», отсутствуют)

 

5. Соблюдение регламента (от 0 до 1 баллов)

– Контроль времени

 

6. Наглядность (от 0 до 2 баллов)

– Способ подачи наглядных материалов.

– Качество подачи наглядных материалов

 

Рекомендации

 

2010                                                                                 Подпись эксперта


 

 


Поделиться:


Назад в раздел