Поиск по сайту

Использование интерактивных методов в преподавании немецкого языка (методическая разработка)

Автор: Мушкина Марина Николаевна, учитель ГБОУ гимназии № 166 Центрального района Санкт-Петербурга


 

«Самое главное – учитель  должен

помочь ученику осознать себя

личностью, пробудить интерес

 познаний себя, жизни, мира…»

 

В.Ф.Шаталов

 

«Для повышения качества обучения, для повышения интеллектуального уровня учащихся необходимо внедрять в учебно-воспитательный процесс интерактивные методы обучения. Задача учителя – предоставить условия для того, чтобы каждый ученик имел при этом шанс на успех». [2, 152].

Под интерактивным методом обучения понимаются все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика. И среди других видов деятельности на первое место выступает проектная деятельность. Так как именно проектная деятельность учащихся позволяет «реализовать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда, формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого»[3].

Проектная деятельность  интересна ещё и тем, что позволяет организовать групповую работу на уроке. «Цель групповой работы – эффективное учение всех. В группе каждый обучает каждого, подавая идеи, развивая их. Необходимо при этом, чтобы в работе группы активно и открыто участвовал каждый её член. Дети должны понимать, что от их усилий зависит решение проблемы, выполнение заданий. Это стимулирует деятельность всех, заставляя работать с максимальной отдачей, повышая ответственность каждого в процессе получения и освоения знаний». [1, 137]

Опираясь на всё вышесказанное, хочу представить свою методическую разработку, которую я активно использую в учебном процессе. Поскольку урок имеет временные рамки и ограничен 45 минутами, нельзя говорить о том, что это настоящий полноценный проект, но, тем не менее, основные элементы проектной технологии на уроке присутствуют и доставляют детям радость. Дети ощущают себя творцами и исследователями.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Педагогические технологии:

·         развивающее обучение;

·         проблемное обучение;

·         коммуникативное обучение;

·         технология активных методов обучения;

·         здоровьесберегающие технологии;

·         проектные технологии.

Цель урока:

Формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по обобщению и углублению знаний по теме "Времена года".

Задачи:

Образовательная - активизация ранее изученной лексики; знакомство со стихами и загадками по данной теме; знакомство с  новой лексикой и самостоятельное снятие возникающих лексических трудностей.

Коррекционно-развивающая - развивать умение планировать предстоя  щую деятельность     для достижения цели; развивать  умение использовать справочный материал, в том числе, интернет-ресурсы.

Воспитательная - обучение работе в малых группах, взаимовыручке и взаимоконтролю; вызвать интерес к предмету;  повысить самооценку учащихся.

Оборудование и материалы:

сдвинутые попарно столы, листы ватмана, на которых написано по-немецки одно из времён года, фломастеры, клей-карандаши, картинки с изображением разных времён года, карточки со стихами и загадками, посвящённые разным временам года, карточки, на которых написано слово или словосочетание, относящееся к одному из четырёх времён года, магнитная доска и магниты,  словари.

Ход урока

 

Этап № 1. Организационный:

Учитель здоровается с детьми, спрашивает, какое сегодня число, месяц, день недели, кто отсутствует и объясняет порядок протекания урока: ставит перед ними цель и обсуждает вместе с детьми, как к этой цели лучше и быстрее можно прийти.

Этап № 2. Формирование групп:

Учитель раздаёт детям карточки, на которых написано слово или словосочетание, относящиеся к одному из четырёх времён года. Каждый ученик получает одну такую карточку и должен понять содержание написанного, а затем найти стол, на котором лежит ватман с соответствующим временем года. Таким образом формируются четыре команды.

Этап № 3. Поиск необходимого материала:

После того как группы сформированы, идёт распределение заданий между участниками (они это делают самостоятельно, без помощи учителя). Кто-то ищет картинки, кто-то стихи и загадки, кто-то работает со справочным материалом, кто-то продумывает подписи к картинкам.

Этап № 4. Оформление результата:

Результат совместной работы оформляется в виде плаката-коллажа. Данная работа также проделывается совместно. Кто-то приклеивает картинки, кто-то оформляет подписи под ними, кто-то выписывает понравившиеся всей группе стихи и загадки, кто-то оформляет их перевод.

Этап № 5. Презентация работы.

Коллажи по очереди прикрепляются к магнитной доске, и каждая группа по очереди представляет своё время года. Каждый участник группы обязательно что-то должен сказать. Стих и загадка при этом переводятся. А ключевые слова для данного времени года (как старые, так и новые, найденные в процессе работы на уроке) предлагаются слушающим для перевода. Поэтому в презентации участвуют не только те, кто непосредственно что-то рассказывают, но и те, кому они рассказывают.

Этап № 6. Оценка работы:

Оценкой работы являются дружные аплодисменты той группе, чьё выступление и чей коллаж особенно понравились.

Этап № 7. Рефлексия:

Ребята могут на магнитной доске прикрепить весёлого человечка - очень понравилось, серьёзного человечка - не очень понравилось и грустного человечка - совсем не понравилось.

Этап № 8. Домашнее задание:

Написать эссе о том времени года, над которым работал в группе (7-10 предложений).


         






Каким образом данный урок будет содействовать реализации ФГОС?

 

Данная организация урока соответствует деятельностному подходу к обучению, который лежит в основе новых ФГОСов и позволяет учащимся перейти от теории к практике и от одиночной работы к групповой. Учитель в процессе данного урока выполняет скорее роль наблюдателя и следит за тем, чтобы все необходимые средства для добывания и оформления знаний учащимися присутствовали в необходимом количестве.

Такой  вид работы завершает каждый тематический блок данной рабочей программы, так как приучает учащихся к самостоятельным действиям, позволяет им планировать и контролировать свои действия и действия товарищей по группе, даёт им возможность полностью реализовать свои способности и возможности во время изготовления конечного продукта (коллажа) и его презентации.







Источники:

1.      Батырханова З.А.Использование интерактивного метода на уроках русского языка и литературы// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.).  — Краснодар: Новация, 2016.

2.      Канищева Г.В.«Организация проектной деятельности в рамках ФГОС второго поколения» - доклад. Социальная сеть работников образования. nsportal.ru//14.06.2013.

3.      Касмурзаева Г.А. Развитие познавательного интереса к предмету обществознание// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.).  — Краснодар: Новация, 2016.


Поделиться:


Назад в раздел