Поиск по сайту

Создание учебных материалов учителем для успешного усвоения программы дошкольниками

Автор: Ощепкова Марина Анатольевна, Петрова Вера Сергеевна, воспитатели детского сада «Käoke» г. Нарва Эстонской Республики


Детство — счастливая пора в жизни человека. Это период активного познания жизни, период становления интеллекта и развития творческого начала личности. Современные дети проводят значительную часть времени в детском саду, и от того, как будет построен процесс воспитания и обучения, во многом, зависит формирование личности ребенка.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра. Поэтому именно игровые методики должны лежать в основе образовательного процесса в ДОУ, а учебные занятия должны включать в себя занимательные дидактические игры и задания.  Ведь главная наша цель - пробудить познавательный интерес ребенка, расширить его кругозор, помочь освоить определенные навыки и умения.

Для обучающего развития детей существует немало известных дидактических материалов: блоки Деньеша, палочки Кьюизенера и др. Они есть в каждом детском саду и во многих семьях, их можно приобрести в магазинах. Но особое значение для развития ребенка будут иметь те учебные материалы, которые существуют в единственном экземпляре, те, что созданы руками учителя с учетом конкретных целей занятия с определенной группой детей.

Создание учебных материалов – большой труд, здесь нужно проявить и смекалку, и творческое начало. Но без творчества процесс воспитания невозможен. Каждый педагог ДОУ, работая по той или иной образовательной программе, является творцом: он свободен в выборе дидактических игр и самостоятельно решает, какой именно учебный материал будет полезен на данном занятии. При этом определяющими факторами являются тема занятия и возраст детей, их подготовленность. 

Главная задача педагога, когда он готовит учебный материал, - показать детям свойства различных предметов, потренировать в разнообразных упражнениях, развивать логику мышления и самостоятельность в действиях. Занятия с игровыми познавательными пособиями должны стать основой прочных знаний и умений малыша.

Учебные материалы для занятий с детьми должны быть продуманными, прочными и яркими, ведь их предназначение -  разнообразить учебный процесс, помочь воспитанникам преодолеть трудности в изучении новой темы. Разумеется, яркость и занимательность не являются самоцелью, это лишь средство привлечь внимание детей и активизировать их мыслительную деятельность. Если ребенку интересно, он легче воспринимает новое и с удовольствием демонстрирует то, чему уже научился.

То, что педагог создает учебные материалы собственноручно, нужно оговорить с детьми, рассказать им о том, как шел процесс изготовления того или иного пособия, обратить внимание на отдельные детали.  Когда ребенок сознает, что учебные пособия не куплены в магазине, а сделаны руками воспитателя, он относится к ним с особым вниманием. Ему интересны и сами пособия, и то, как они изготовлены, и то, как можно их использовать.

Предлагая детям новые учебные материалы, учителю нужно двигаться от простого задания к более сложному и проявлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Следует помнить, что у всех людей свой темп и свои особенности восприятия нового, необходимо дать ребенку время освоиться. Активные по характеру дети легко включаются в работу, но есть и такие ребята, для которых новые пособия становятся источником неуверенности, дискомфорта. И в этой ситуации взрослому придется применить все свое педагогическое мастерство, чтобы преодолеть психологический барьер в постижении нового. Нужно увлечь детей с помощью игровых приемов, представить учебный материал «во всей красе», позволить его потрогать, подвигать, поиграть с ним. Стоит привлечь внимание к тем материалам, из которых сделаны учебные пособия (бумага, ткань и т. д.), обсудить их свойства и возможность использования. Общеизвестно, что сенсорное восприятие имеет большое значение для интеллектуального развития, поэтому полезно как можно чаще предлагать детям игровые задания на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.

Нужно отметить и такой факт: с особенным настроением дети работают с теми учебными пособиями, в создании которых они сами принимали участие. Они с радостью и гордостью берут их в руки, бережно к ним относятся. Изготовление учебных материалов вызывают у детей желание и в будущем проявлять себя в творческой деятельности, делает процесс обучения увлекательным. Примером учебных материалов, которые можно подготовить с участием детей, могут быть геометрические фигуры, вырезанные из картона. Учитель предлагает определенные формы, а дети их украшают, наносят узор. Разглядывая и изучая собственноручно разукрашенные фигуры, ребенок знакомится с понятиями «форма», размер», «цвет». Дети с увлечением складывают такие фигуры, видоизменяют конструкции и при этом развивают свое пространственное мышление.

Важное значение в обучающем процессе имеют те учебные пособия, которыми учитель пользуется практически на всех возрастных этапах развития детей (от 3-х до 7 лет). Ребенок относится к ним с особым чувством, как к «старым знакомым».  Привычные для него предметы внушают чувство уверенности, помогают выполнить задание в нужном темпе. И все же игровой материал нужно регулярно обновлять. Это возможно делать самостоятельно, добавляя новые детали к уже готовым изделиям. Дети мгновенно подмечают те изменения, которые появились в учебном пособии, пытаются проанализировать, что они означают, и с удовольствием включаются в новые игровые задания. Умение открывать новое в уже знакомом — еще один жизненный урок, который получает ребенок.

Работая с учебными материалами, которые их увлекают, дети не задумываются о том, что вовлечены в процесс обучения. Они играют и в то же время постигают новое, ведь игра для них – естественное состояние. Именно это и должно служить опорой для педагога, когда он начинает творческий процесс изготовления учебных материалов. Подготавливая разнообразные учебные пособия, которые направляют к постижению нового и будят детскую любознательность, мы идем вслед за природой ребенка.

На основе собственной работы с детьми в ДОУ могу сделать вывод: занятия с учебными материалами имеют важное значение для всестороннего развития дошкольников.

Воспитательное значение этих занятий в том, что они учат ребенка творчески относиться к жизни, воспитывают эстетический вкус. Вещи, сделанные вручную, хранят тепло рук их создателя, пробуждают чувство удивления и желание самому создать что-то новое, важное, красивое. Кроме того, ребенок учится бережно относиться к предметам, ценить труд.

Разумеется, учебные материалы, подготовленные учителем или совместным трудом взрослого и детей, выполняют важнейшие образовательные функции. Решая игровые задачи, дети узнают свойства предметов, получают представление о разнообразии форм и цвета, учатся сравнивать, измерять, видеть целое и его части, объединять предметы в группы. У детей развивается зрительное восприятие и логическое мышление, воображение и память. Занятия с учебным материалом позволяет дошкольникам не только усвоить новые знания, но и закрепить их в действии, формируют у ребенка желание и умение учиться.

Создание учебных материалов мотивирует педагога на творческое совершенствование в своей работе, а их использование на практике позволяют достичь высоких результатов в усвоении дошкольниками учебной программы.

Приложение:

  1. Презентация "Создание учебных материалов"


Поделиться:


Назад в раздел