Поиск по сайту

Игры на развитие фонематических представлений. «Одно название – много вариантов»

Автор: Селезнева Марина Юрьевна, учитель-логопед ГБДОУ №116 Выборгского района Санкт-Петербурга


Одним из основных направлений логопедической работы в детском саду является предупреждение нарушений письменной речи, формирование правильного произношения, навыка речевого общения с окружающими. Оно включает в себя воспитание звуковой культуры речи, пополнение, активизацию и закрепления как импрессивной, так и экспрессивной речи, совершенствование грамматического строя речи, воспитание интереса к художественной литературе, развитие навыка связной речи, а в подготовительной группе и подготовку к обучению грамоте.

   Процесс становления звуковой стороны языка проходит несколько этапов. Восприятие у детей с нормальным речевым развитием формируется достаточно рано и в определенной последовательности.

   Усвоение правильного произношения звуков во многом обусловлено сохранностью речедвигательного и речеслухового анализаторов, способность ребенка к подражанию, благоприятной речевой средой.

   У детей с речевой патологией одним из дефектов является несформированность процессов восприятия звуков речи.

   К 5-6 годам речь для детей становится активным предметом изучения. Начинается более углубленная работа по развитию всех видов языкового анализа, развиваются навыки звуко-буквенного анализа слов. Учитель-логопед обучает детей составлять предложения из 3-6 слов, делить предложения на слова, а слова - на слоги, составлять из слогов слова.

   Недостаточность фонематического анализа и синтеза сказывается не только на развитии навыков звукопроизношения и развитии артикуляции в целом, но и на умении ребенка сравнивать свою несовершенную речь с речью старших товарищей и взрослых. Для повседневного общения достаточно наличие простых форм фонематического анализа, а для овладения такими сложными процессами как чтение и письмо их уже недостаточно.

   Необходимо развитие более сложных форм фонематического восприятия, при которых ребенок мог бы делить слова на слоги, составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить полный анализ звуковой стороны слова.

 

   В общей системе работы по речевому развитию дошкольников, а особенно дошкольников с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим нарушением речи, большое место занимают игры и упражнения, которые позволяют формировать навыки количественного, позиционного и порядкового анализа и синтеза звуков, дифференциации пар согласных звуков по глухости-звонкости, твердости-мягкости в словах.

   Выполняя подобные задания и играя в игры с родителями, дети учатся подбирать слова определенной структуры. Такие упражнения позволяют уменьшить трудности при овладении грамотой, предупреждают дисграфию, ошибки в орфографии, нарушение усвоения навыка чтения.

   Знакомство со звуками речи следует начинать с рассмотрения положения органов артикуляции во время произнесения звука. Затем детям предлагается познакомиться с символами звуков:

  • красный кружок обозначает гласный звук,

  • синий – согласный твердый звук,

  • зеленый – согласный мягкий звук.

          Человечек в желтой шляпке, напоминающий колокольчик – звонкий согласный звук         

           Человечек в черном цилиндре – глухой согласный звук.  

 

Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, сформированные с опорой на артикуляцию звука. Так, звук [а] можно обозначить большим кружком красного цвета, звук [у] – маленьким кружком красного цвета, звук [и] – узким красным прямоугольником, звук [ы] – широким красным прямоугольником, а звук [э] - красным овалом.

   Вашему вниманию я предлагаю игру «Найди букву», направленную на развитие фонематических процессов и предупреждение трудностей, с которыми сталкиваются дети в начальной школе.

 

•              ВАРИАНТ 1.

Цель: развитие зрительного внимания, закрепление знания зрительного образа буквы.

Оборудование: два комплекта карточек с изображением букв.

Описание: на столе лежат два комплекта карточек с буквами «рубашкой» вверх. Ребенок переворачивает одну, называет букву и, переворачивая остальные, ищет такую же букву.

•              ВАРИАНТ 2.

Цель: развитие фонематического слуха, зрительного внимания, закрепление знания зрительного образа буквы.

Оборудование: комплект карточек с изображением букв.

Описание: на столе разложен комплект карточек. Взрослый называет какую-либо букву, ребенок находит её среди карточек.

·                    ВАРИАНТ 3

Цель: развитие фонематического слуха, умение выделять первый звук в слове, закрепление знания графического образа буквы.

Оборудование: предметные картинки, комплект карточек с изображением букв.

Описание: ребенок получает картинку. На столе разложен комплект карточек с изображением букв. Ребенок выделяет из слова первый звук и находит соответствующую букву.

·                    ВАРИАНТ 4

Цель: развитие фонематического слуха, умение выделять первый звук в слове, закрепление знания графического образа буквы.

Оборудование: предметные картинки, комплект карточек с изображением букв.

Описание: на столе разложены картинки, начинающиеся на разные звуки и  комплект карточек. Ребенок выбирает любую букву и подбирает картинки, начинающиеся на звук, обозначенный выбранной буквой.

 

Игра: «Звук и буква»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять начальный звук в слове, дифференцировать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласного звука, учить детей работать с раздаточным материалом (картонные кружки красного, синего и зеленого цвета).

Оборудование: предметные картинки, раздаточный материал (картонные кружки красного, синего и зеленого цвета).

Описание: ребенку предлагается картинка. Необходимо выделить первый звук,

 определить гласный он или согласный,  если согласный, то твердый или мягкий.

Подобрать кружочек-символ и соответствующую букву.

Игра: «Придумай слова» (игра-конкурс)

(количество игроков 2 и более)

Цель: развитие фонематического слуха, умение выделять первый звук в слове, закрепление знания графического образа буквы, обогащение словаря, развитие мышления и памяти, закрепление навыка количественного счета.

Оборудование: предметные картинки, набор карточек с изображение букв, картонные фишки.

Описание: каждый ребенок получает карточку. Выделяет первый звук. Находит соответствующую букву. Придумывает как можно больше слов, начинающихся на выделенный звук.

 За каждое слово выдается фишка. Время игры – не более пяти минут.

Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек.

 

Игра:«Составь предложение» (игра-соревнование)
(количество игроков два и более)

Цель: развитие фонематического слуха, умение выделять первый звук в слове, закрепление знания графического образа буквы, обогащение словаря, развитие мышления и памяти, закрепление навыка количественного счета.

Оборудование: комплекта карточек с изображением букв.

Описание: из комплекта карточек с изображением букв выбрать любую.

Придумать слово, начинающиеся на этот звук.

Составить с этим словом предложение.

Сосчитать количество слов в предложении.

Выигрывает тот, у кого предложение длиннее (предлог – это маленькое слово).

 

 

Литература:

1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург,1999.

2. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1974.

3. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. М.,2001.


Поделиться:


Назад в раздел