Поиск по сайту

Возрастные особенности младшего подросткового возраста и методы психолого-педагогической работы

Автор: Ширяева Татьяна Аркадьевна, педагог-психолог ГБОУ гимназии №107 Выборгского района Санкт-Петербурга


Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте термин «универсальные учебные действия» (УУД) определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

3) смысловое чтение.

Регулятивные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

4) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Психологическая неготовность многих детей к переходу из начальной в основную проявляется, помимо ухудшения успеваемости и дисциплины, в усилении негативного отношения к учению, росте эмоциональной нестабильности (тревожность и агрессивные тенденции, увеличение заболеваемости, появление невротических реакций), нарушениях поведения и др.

Непременное условие выполнения  программы повышенного уровня – достаточный уровень интеллектуального развития – хороший кругозор и словарный запас, способность к обобщению и дифференцированию понятий, развитие понятийного мышления, развитие регулирующей и коммуникативной функций речи. Для успешного обучения большое значение имеет развитие таких психических функций как память, внимание, мышление.

Рассмотрим психолого-педагогический статус ребенка 9 -11 лет

1.      Познавательная сфера

2.      Коммуникативная сфера

3.      Особенности мотивационно-личностной сферы

4.      Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе

1.      Познавательная сфера

Психологические параметры школьного статуса ребенка

психолого-педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик

1.1.

Произвольность психических процессов

 

 

1.2 Уровень развития мышления

 

1.3. Сформированность важнейших учебных действий

1.1. Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных целей. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание внимания на учебной задаче.

1.2. Владение приемами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями.

1.3. Сформированность общего приема решения учебных задач. Владения навыками применения операций логического мышления: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков.

1.4. Уровень развития речи

 

 

 

1.5. Уровень развития тонкой моторики.

 

1.6. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности.

1.4.Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращенной к школьнику. Использование речи, как инструмента мышления (уровень развития словесно-логического мышления). Грамотность и богатый словарный запас устной речи.

1.5. Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда.

1.6. Сохранение умственной активности и работоспособности в течение всего урока. Адаптация  к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим». В развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

В младшем школьном возрасте память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.

Трудность выделения главного, существенного отчетливо проявляется в одном из основных видов учебной деятельности школьника - в пересказе текста. Краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко - это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями», к их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь - выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т. д.

2. Коммуникативная сфера

Психологические параметры школьного статуса ребенка

психолого-педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик

2.1. Взаимодействие с педагогами

 

 

2.2.Соблюдение социальных и этических норм

 

2.3. Активность и автономность поведения

 

2.1. Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом.

2.2. Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуациях конфликта интересов.

2.3. Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. Развитие коммуникативных навыков: умение договариваться, находить общее решение, аргументировать свою точку зрения, учитывая интересы каждого

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования - произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте - мотивом достижения успеха.

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. «Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». Другие взрослые (родители, значимые для него взрослые) также занимают важное место в жизни ребенка – в развитии положительной Я- концепции и нравственного самосознания.

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Младшие шкльники стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми.

3.Особенности мотивационно-личностной сферы

Психологические параметры школьного статуса ребенка

психолого-педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик

3.1.Наличие и характер учебно-познавательной мотивации

 

 

3.2 Устойчивое эмоциональное отношение к школе

 

3.1. Ориентация на освоение способов получения знаний. Проявление интереса к информации, закономерностям, принципам. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний.

3.2. Эмоциональное благополучие. Отсутствие выраженных противоречий между: требованиями школы (педагога) и родителей; требованиями взрослых и возможностями ребенка.

В младшем подростковом возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива - мотив избегания неудачи.

В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни». «Социальное пространство ребенка расширилось - ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил».

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.

Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. «Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т. д.».

4.Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе

Психологические параметры школьного статуса ребенка

психолого-педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик

4.1. Отношение со сверстниками.

4.2 Отношения с педагогами.

4.3. Отношение к значимой деятельности

4.4. Отношение к самому себе

4.1. Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками.

4.2. Эмоционально-положительное восприятие ребенком своих отношений с педагогами и воспитателями.

4.3.Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения.

4.4. Устойчивая положительная самооценка. Развитие положительной Я-концепции

Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения, потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми - с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Появление самооценки - не что иное, как рост самостоятельности, переход от системы внешнего управления к самоуправлению.

Адекватная самооценка - реальное отношение к собственным способностям и возможностям, внутренняя гармония, адекватное отношение к оценке себя другими людьми, умение видеть путь к успеху, а также отождествление себя не только с успехом, т.е. представление ребенка о себе соответствует его поведению и оценке значимых людей.

Ребенок с адекватной самооценкой осознает, что хорошо думать и говорить о себе является проявлением чувства собственного достоинства, которое помогает обрести уверенность в своих силах. Детям с адекватной самооценкой присущи активность, жизнерадостность, общительность, оптимизм.

Ребенок с низкой самооценкой не уверен в своих способностях, возможностях. Даже имея представление о своих положительных качествах, он испытывает постоянный комплекс неполноценности, который мешает ему. Так, выполнив что-то хорошо, получив похвалу и высокую оценку своей деятельности, он затрудняется отнести ее к себе, считая случайностью. Следовательно, ребенок с заниженной самооценкой обнаруживает общую негативную тенденцию в ситуации оценивания себя другими и самим собой. В основе формирования низкой самооценки лежит чувство вины и стыда, т.е. рассогласование того, каков я и мое поведение, с тем, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями значимых для меня людей. Детям с заниженной самооценкой свойственны пассивность, повышенная ранимость, обидчивость. Они часто отказываются от участия в играх из-за боязни оказаться хуже других или вступают в игру, но не проявляют инициативу, довольствуясь подчиненными ролями.

Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои возможности и достоинства и обычно не обращает внимания на недостатки или вообще не признает их существования. В связи с этим возникает рассогласование между представлением ребенка о том, каким он себя видит, и реальным поведением, а также оценкой окружающими его поведения. Это порождает внутренний конфликт, который может вызвать агрессию, ложь и другие негативные проявления у детей.

Для формирования адекватной самооценки необходимо научить ребенка анализировать свое состояние: какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

            Актуальные проблемы  ученика:

К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, кого он собой представляет. Решение вопроса "Кто я?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

В начале младшего подросткового возраста учебная деятельность переходит на новый, более высокий уровень, переход от непосредственной памяти к логической, к теоретическому мышлению,  что соответствует переходу из младшей школы в среднюю.

Важной чертой личности ребенка, которая начинает складываться в этом возрасте, является мотив достижения успеха. Он связан с двумя противоположно направленными тенденциями: достижением успеха и избеганием неудач, которые формируются у дошкольников в игре, а у младших школьников - в учении. На мотивацию достижения успеха большое влияние оказывают: самооценка и уровень притязаний.

Обратимся к известным индивидуально-типологическим особенностям человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения, называемую в психологии и педагогике темпераментом. Изменить свойства темперамента невозможно, они биологически обусловлены и являются врожденными, необходимо учитывать эти особенности в учебной деятельности школьника младшего подросткового возраста.

Тест «КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМПЕРАМЕНТ» (И. П. Кряжева)

Начертите на листе бумаги горизонтальную ось и напишите у левого ее конца слова «замкнутость», а у правого - «общительность», поставьте в центре нулевую точку и отметьте на этой оси место, которое ребенок, по Вашему мнению, на ней занимает (с учетом того, что у левого конца оси находятся действительно замкнутые дети, а у правого - очень открытые и общительные, а центр - это статистическая норма). Затем проведите через центр горизонтальной оси вертикальную ось. Напишите у нижнего ее конца - «эмоциональная стабильность», а у верхнего - «невротизм» и поставьте на этой оси точку, соответствующую Вашим представлениям о душевном спокойствии ребенка (с учетом того, что внизу находятся спокойные, эмоционально устойчивые дети, а вверху - дети с повышенной нервозностью и неустойчивыми эмоциями).

Далее проведем перпендикуляры от точек на осях до их пересечения и определим, к какому именно типу относится Ваш ребенок. Точка пересечения перпендикуляров, оказавшаяся в левом верхнем секторе, указывает на холерический темперамент, ее попадание в правый верхний сектор - на меланхолический; если она оказалась в левом нижнем секторе, это говорит о флегматическом типе; а в правом нижнем - о сангвиническом.

 Примечания:    Старайтесь оценить ребенка не по состоянию в данный момент, а в целом, с момента его рождения. Данное определение весьма схематично и приближенно определяет тип темперамента. Обратите внимание на возможность существования смешанных типов.

Невротизм

меланхолик


 

холерик


 
                                                                                      

        Замкнутость                                                                                            Общительность

сангвинник


 

флегматик


 
                                                                                                  

                                                                                   Эмоциональная

                                                                       стабильность

Сангвиник

Ребёнок - сангвиник жизнерадостен, ловок и общителен. Он внимательно слушает и живо откликается на все, что привлекает его внимание. При этом у ребёнка очень живая мимика, по его лицу можно прочитать, что он сейчас чувствует. Ребёнка может сильно рассмешить или сильно огорчить какой-нибудь пустяк. Он слишком шустрый и быстро находит для себя интересное занятие.

Холерик

Ребёнок - холерик, как и сангвиник, отличается малой чувствительностью. Но у холерика реактивность преобладает над активностью, он заражается своими желаниями, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов. Он любит риск, отчаянные истории и приключения. Это задорные, боевые, активные ребята. Они часто становятся заводилами в среде сверстников, вовлекая их в различные романтические предприятия.

Флегматик

Ребенок-флегматик - уравновешен. Реакции на события медленные, спокойные. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. Даже во время ссор и неприятностей ребенок остается спокойным. Отличается большой и ровной силой, длительностью ее воздействия. Инертен, трудности и невзгоды умеет перетерпеть. Упорен, терпелив. Трудно сходится с людьми, в общении избирателен.  Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и долго привыкает к новой обстановке.

Меланхолик

Ребенок-меланхолик неуравновешен, глубоко переживает любое событие при вялом и слабом внешнем реагировании. Реакция замедленная. Чувствителен, раним, боится трудностей, отличается повышенной тревожностью. Избегает непредвиденных ситуаций. Предпочитает выполнять действия, не требующие психического напряжения. Для него характерны низкая активность и сдержанность, неяркое проявление чувств и тихая речь. Ребенку свойственны эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе. Зачастую  слишком рассудителен, а медлительность и грусть придают ему свойства "маленького взрослого"

            Переход ученика начальной школы в среднюю школу связан с возрастанием нагрузки  на психику ребенка. Резкое изменение условий обучения, разнообразие, и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе, на «самого маленького» в средней школе – все это является довольно серьезным  испытанием для психики школьника.

Необходимо учитывать особенности младших школьников, сохраняемые при переходе в 5-ый класс:

·         Доверчивое отношение к взрослым;

·         Авторитет родителей и учителей;

·         Ожидание помощи и поддержки от всех участников педагогического процесса.

Начало переходного возраста

·         Новые, более широкие интересы, личные увлечения, появление чувства взрослости

·         Ведущее личностное новообразование – становление нового уровня самосознания «Я_концепции)

·         стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни, личностную автономность, независимость

·         Потребность в постоянной поддержке и принятии

Возрастной кризис: начало полового созревания

·         Изменения в познавательной деятельности

·         Замедляется темп деятельности

·         На выполнение работы требуется больше времени

·         Иногда ведут себя вызывающе

·         Часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания

·         Бывают раздражительны, капризны, настроение часто меняется

Рассмотрим особенности адаптации учащихся к учебному процессу. Диагностика адаптации учащихся проводится при поступлении в школу, переходе с одной ступени обучения на другую в 5-х и 10 классах.

Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности, т.е. приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть высоко, средне и низко адаптивные люди. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.

Высокая или нормальная адаптивность – это благоприятные психофизические данные, высокая работоспособность, выносливость, стрессоустойчивость, психическая и физическая гармоничность, высокий и средний интеллект, высокая или нормальная обучаемость и способность к приобретению опыта, безусловная уверенность в себе, адекватность притязаний и выбора жизненных целей.

Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:

·         Имеют достаточный уровень интеллектуального развития;

·         Умеет работать самостоятельно;

·         Умеет планировать свои действия;

·         Умеет контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;

·         Умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

·         Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;

·         Кто не делает трагедии из школьной оценки;

Изменения в поведении и психики ребенка в период адаптации

·         Возрастает тревожность

·         Снижается работоспособность

·         Повышается робость или напротив «развязность», импульсивность

·         Проявления неорганизованности и забывчивости

·         Заболевания часто носят психосоматический характер

·         Появление чувства страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей

Свидетельства дезадаптации

·         Снижение интереса к учению и успеваемости 

·         Признаки тревожности

·         Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя

·         Нарушения взаимоотношений со сверстниками

Структура психологических причин школьной неуспешности

1.      Недостатки познавательной деятельности

1.1.   Неправильное использование ребенком своих качеств

1.2.   Несформированность приемов учебной деятельности

1.3.   Недостатки в развитии мыслительных процессов

2.      Недостатки мотивации к обучению

Мотивационная незрелость препятствует формированию учебной деятельности и провоцирует низкую успешность обучения и наоборот, несформированность учебной деятельности и систематический неуспех приводит к дальнейшему снижению мотивации.

Познавательная мотивация возникает в процессе самого познания, получения знаний и поэтому не может быть привнесена извне. Ребенка можно заставить учиться, апеллируя к чувству долга  и ответственности. Желание учиться, тяга к знаниям предполагает, чтобы сам процесс стал ему интересен и зависит от содержания школьного образования.

Причины трудностей:

·         Недостаточная сформированность общеучебных и специальных умений и навыков; значительные пробелы в знаниях

·         Несогласованность программ младшей и средней школы;

·         Недостаточная сформированность познавательных УУД - трудности в анализе и синтезе, восприятии большого объема информации; недостатки внимания и памяти, речевого развития;

·         Недостатки социализации личности.

Психологическая и педагогическая диагностика готовности учащихся к переходу в среднее звено является важным профилактическим методом сопровождения учащихся в  этот период.

Уровень психологической готовности к переходу в среднюю школу в нашей гимназии определяют педагог-психолог и кл. руководители 4-х классов по методике сформированности универсальных учебных действий в соответствии ФГОС (авторы методики Э.М.Александровская, Ст.Громбах). В качестве примера рассмотрим результаты уровня сформированности универсальных учебных действий при переходе в среднее звено учащихся одного 4-го класса в мае 2015 года.

Познавательные УУД (включают критерии: учебную активность, усвоение знаний и успеваемость)  Высокий и выше среднего имеют 50% (13 чел), низкий уровень 19% (5 чел)

Личностные УУД (включают критерии:  усвоение нравственно-этических норм и эмоциональное благополучие). Высокий и выше среднего имеют 38% (10 чел); низкий уровень 15% (4 чел)

Регулятивные УУД (включают критерии целеполагание, самоконтроль и поведение на уроке).  Высокий и выше среднего имеют 47% (13 чел); низкий уровень 15% (4 чел)

Коммуникативные УУД (включают критерии: взаимоотношения с одноклассником, учителем, поведение вне урока). Высокий и выше среднего имеют 62% (16 чел); низкий уровень 15% (4 чел).

            В 5-х классах в начале и конце учебного года определяется уровень сформированности  УУД по экспертным оценкам классных руководителей  и педагогов-предметников по методике сформированности универсальных учебных действий в соответствии ФГОС (авторы методики Э.М.Александровская, Ст.Громбах) и результатам психологической диагностики процесса адаптации учащихся 5-х классов. Данная технология позволяет вести наблюдение за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся; изучать динамику развития УУД учащихся, проводить профилактические мероприятия возникающих трудностей адаптации и причин школьной неуспешности.

Диагностику интеллектуального развития  учащихся 4- х классов (познавательные УУД)  проводит школьный психолог. Для комплексной диагностики потенциальных интеллектуальных способностей учащихся используется методический комплекс «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах»  Л.А.Ясюковой.

Диагностика визуального мышления

Тест Равена позволяет получить представление о том, умеет ли ребенок мыслить самостоятельно. Задания теста  неоднородны, и детям приходится мыслить самостоятельно, несколько раз частично трансформировать и конкретизировать общий подход к их выполнению.

Тест «Самостоятельность мышления». Хороший и высокий уровень развития самостоятельности мышления показывает, что ученик применяет адекватные алгоритмы решения, видит, когда нет полного соответствия, и старается найти подходящий алгоритм.

Тест Амтхауэра   является надёжным средством диагностики структуры и уровней различных сторон интеллектуального развития школьников. Необходимость его применения в настоящее время становится всё более очевидной в связи с тем, что в образовании чётко обозначилась проблема формирования информационной компетентности школьников.

Личностные особенности учащихся, влияющие на обучение (регулятивные УУД) определяются по методике Кеттелла

1.Исполнительность (фактор G)              2. Волевой самоконтроль (фактор Q3)

3.Активность (факторы D,H, Q4)            4.Независимость (фактор E)

5.Тревожность (факторы O, H, F)            6.Эмоциональная устойчивость (фактор C)

7.Активность в общении (фактор H, F)   9. Психическое напряжение  (фактор Q4)

Одним из методов, исследующих личностную сферу, является детский личностный опросник Р.Кеттела предназначенный для обследования детей 8-12 лет. Метод адаптирован к нашим условиям и прошел необходимую стандартизацию. С помощью этого опросника можно судить об особенностях индивидуальности младшего школьника. Его использование позволяет проводить классификацию типов формирования личности, с учетом этих данных прогнозировать дальнейшее развитие. Это гармоничный, конформный, доминирующий, чувствительный, тревожный, интровертированный, инфантильный. Исследование можно проводить индивидуально и небольшими группами.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.

Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Приложение: презентация  Выступление 12.01.16 в НМЦ перед педагогами района «Возрастные особенности младшего подросткового возраста»

Приложение:

  1. Презентация "Возрастные особенности младших школьников"

Литература:

1.      Практикум по возрастной психологии: учебное пособие/ под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб: Речь, 2002.

2.      Цукерман Г.А.. Десяти - двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии / Вопросы психологии. 1998, № 10, с. 23.

3.      Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз: Пособие для родителей, специалистов службы сопровождения, психологов, педагогов школ и гимназий. – СПб.:КАРО,2001.

4.      Осорина М. В. Секретный мир детей. СПб., Питер, 2011.

5.      Гордеева  Т. «Психология мотивации достижения». – М. : «Смысл», 2006

6.      Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников,  – М., 2002.

7.      Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. Методическое руководство. Иматон. СПб, 2001. 


Поделиться:


Назад в раздел