Поиск по сайту

Приобщение детей с нарушенным слухом к социокультурному наследию Государственного Эрмитажа

Автор: Попова Елена Генриховна, учитель русского языка и литературы ГБОУ № 33 для слабослышащих детей Санкт-Петербурга


Современное общество ставит перед общеобразовательной и спе­циальной школой задачи, решение которых должно обеспечить под­растающему поколению возможность стать образованными, активны­ми участниками взрослой жизни, умеющими находить нестандартные решения проблем, реализуя личностный потенциал. Среди множества проблем, связанных с этим социальным заказом, на одно из первых мест выдвигается необходимость создания оптимальных условий для успешного усвоения знаний и развития творческих способностей уча­щихся [1].

            Профессиональное назначение сурдопедагога состоит в организа­ции процесса формирования личности, т. е. жизни ребенка с наруше­нием слуха, как постоянного восхождения к культуре, чтобы в ходе такого взаимодействия достигалось максимальное развитие его лич­ности, и он входил в социальную жизнь на уровне данного развития.

            Своеобразие речевого и общего развития слабослышащих детей, ограниченность их языкового общения с окружающими, особенности познавательной (мышления, памяти, внимания, воображения) и эмоциональной сферы не позволяют школьникам с нарушением слуха в полной мере использовать то культурное наследие мировых цивилизаций, которое сосредоточено в многочисленных музеях Санкт-Петербурга. Решение проблемы для современного специального образования, на наш взгляд, может реализоваться через следующие методические положения:

            - интеграция тем предметов гуманитарного цикла;

            -  введение в учебный процесс новых образовательных программ и технологий обучения;

            -  актуализация и интерпретация историко-культурного наследия страны, мира;

            - реализация творческих потребностей и формирование у слабослы­шащих школьников нового уровня коммуникативной культуры.

            Такой подход позволяет рассматривать музей и школу как партне­ров, способных осуществлять комплексное воздействие на способы ус­воения слабослышащими учащимися опыта, накопленного всем хо­дом истории.

            Сегодня музейная педагогика органически входит в практику спе­циальной школы. На базе школы-интерната № 33 для слабослыша­щих детей в рамках уроков развития речи совместно с Государствен­ным Эрмитажем разработана интегрированная музейно-образовательная программа для учащихся 6-11 классов.

            Размышляя над вопросом интегрированного обучения, Н. Н. Светловская определяет термин «интеграция» в методике как «создание нового целого на основе однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах (учебных предметах, видах деятельности и т. д.), а затем приспособление их частей и их объединение в несу ше­ствовавший ранее монолит особого качества» [2, с. 22]. Педагогичес­кая практика показывает, что широкая интеграционная модель обуче­ния в школе для слабослышащих детей непродуктивна, так как не мо­жет дать ученикам прочных и системных знаний. Интеграция предполагает наличие у школьников определенной базы знаний и уме­ний и строится в рамках какого-то одного ведущего специального пред­мета. В данном случае - это урок развития речи, на котором использу­ются элементы интегрированного взаимодействия уроков литерату­ры, истории, истории и культуры Санкт-Петербурга. Предлагаемая нами музейно-образовательная программа направлена на решение следующих задач:

            - развитие познавательной и эмоциональной сфер школьников с нарушением слуха;

            - развитие художественно-творческих и коммуникативных способ­ностей детей с проблемами в развитии.

            В программе сочетаются два направления: ориентация учащихся на приобретение и осмысление историко-литературных знаний и прак­тическое овладение умениями построения высказывания.

            Тематическое планирование уроков развития речи разрабатывает­ся учителем русского языка и литературы в соответствии с содержа­нием музейных занятий «Наш Эрмитаж». В методике уроков ведущей является содержательная сторона. Формирование знаний, умений и навыков выступает средством развития личности каждого ребенка с нарушением слуха. Реализация художественно-творческих потребно­стей и способностей детей осуществляется как на уроках, так и во вне­урочное время.

            Разработанная нами музейно-образовательная программа включает три этапа:

            I этап (5-7 классы) - приобретение историко-литературных зна­ний, умений и навыков, а также развитие познавательной и эмоцио­нальной сфер слабослышащих школьников посредством игры с му­зейными предметами (тема «История Древнего мира»);

            II этап (8-9 классы) - развитие ассоциативно-рефлекторных свя­зей посредством восприятия музейных предметов и памятников и соб­ственной оценкой увиденного (тема «Русское искусство»);

            III этап (10-11 классы) - развитие литературно-творческой дея­тельности слабослышащих школьников на основе изучения истори­ко-культурного, информационного, интеллектуального потенциала го­сударственных и общественных музеев (тема «Музейные фонды»).

            Важное место в музейно-образовательной программе мы отводим позиции педагога. Он создает условия для познавательной деятельно­сти слабослышащего ребенка, организует его общение с предметным миром культуры на уроках и на внеклассных занятиях, содействует развитию творческих способностей и формированию культурных по­требностей, оценивает личное творчество ученика.

            Обратимся к конкретному примеру. Музейно-образовательная про­грамма в 6-м классе включает знакомство слабослышащих учеников с различными типами речи - повествование, описание, рассуждение. В залах «Древнего мира» Эрмитажа шестиклассники учатся описы­вать музейные предметы. Каждый ученик выбирает предмет (ушебти, фигурки надсмотрщика, бога Тота, богини кошки Басет или царицы Клеопатры, сосуд, изображение «Книги мертвых», саркофаг, пирами­ды), который ему больше всего понравился.

            На занятии ребята имеют возможность уточнить у педагога школь­ного центра Эрмитажа историю предмета, спросить, как он попал в музей, сколько ему лет, кто привез его в коллекцию. Потом школьни­ки знакомятся с информацией на стендах и делают записи в дневни­ках. Рассматривание, изучение и оценка предмета пробуждают у сла­бослышащих школьников эмоциональные отклики и впечатления, формируют самостоятельность суждений. Развитие творческого по­тенциала личности, с нашей точки зрения, осуществляется именно через эмоциональный аспект. Поэтому для нас важным на этом заня­тии становится не выполняемое ребенком задание, а его эмоциональ­ное отношение к заданию, которое принимается нами как проявление индивидуальности.

            После посещения музея на уроках развития речи ребята занима­ются предметно-практической деятельностью, в ходе которой они ста­новятся не сторонними наблюдателями, а заинтересованными иссле­дователями. Школьники лепят предметы и фигурки из художествен­ного пластилина. Во время лепки уточняется лексика, отрабатывается структура фраз. Дневниковые записи помогают учащимся отбирать наиболее интересные факты, грамотно выражать свои мысли и пра­вильно оформлять речевое высказывание.

            Обучая школьников конструированию самостоятельных связных высказываний, важно правильно продумать формы, объем, содержа­ние оказываемой им помощи. Ученикам, имеющим довольно высокий уровень развития речи, достаточно только плана и опорных слов, а де­тям со сниженным уровнем речевого развития необходимо видеть пе­ред собой образцы начала каждого предложения, а иногда почти гото­вый текст, но все же с пропущенными ключевыми словами. Приведем наиболее интересные работы учащихся.

            «"Книга мертвых" стала путеводителем для духа умершего по загробному миру. В книге старались показать все, что надо будет человеку в загробном мире». (Аня Р.)

«В гробницах Среднего и Нового царств и особенно позднего времени археологи находят фигурки с мотыгами в руках, т. е. ушеб­ти. Слово "ушебти" в переводе с древнегреческого языка означа­ет ответчик. На фигурках писали текст так называемой формулы ушебти, по которой надо заменить умершего на царских работах, например, перетаскивая песок с восточного берега Нила на за­падный». (Алена К.)

            На основе самостоятельно составленных высказываний о своих предметах ученики выполняют творческое задание - разрабатывают экскурсию по залам «Древнего мира», которую проводят в Эрмитаже для одноклассников. Каждый ученик может побывать в роли экскур­совода. От ребенка требуется не запоминание всего, а понимание ма­териала и эмоционально-нравственная оценка.

            Некоторые дети стесняются и в силу своего речевого недоразви­тия не могут выступить сразу в роли экскурсовода, объясняя, что им трудно или не хочется. Таким детям требуется оказание эмоциональ­ной поддержки со стороны взрослых, поэтому при проведении заня­тий исключается всякая критика личности и деятельности детей, при­нимаются и выслушиваются все высказывания школьников.

            Творческая деятельность слабослышащих школьников может осу­ществляться в сотрудничестве со взрослыми, в совместном поиске при условии, что ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум. Даже при минимальном участии в совместной деятельности он чув­ствует себя соавтором в решении поставленных задач. Прекрасным подтверждением этому стало участие наших воспитанников в Молодежном фестивале «Дни классики-2008», организованным в апреле Государственным Эрмитажем при участии общеобразовательных, музыкальных и художественных школ. Впервые наравне со слышащими сверстниками в нем участвовали слабослышащие дети.

По специально разработанной школьным центом Эрмитажа программе учащиеся 7-го и 11-го классов попробовали себя в роли греческих скульпторов и гончаров. После фестиваля ребята делились своими впечатлениями в мини-сочинениях: «…Впервые в своей жизни я пробовала работать руками на гончарном круге. Это было очень интересно. Когда я видела, как работают другие, то очень переживала, что у меня не получится. Но когда мастер взял мои руки, я успокоилась и поняла, что обязательно у меня получится. Об этом празднике я рассказала дома маме. Она сказала, что это здорово, потому что такие праздники объединяют людей и делают мир добрее» (Алена К.)

Работа с опо­рой на творчество помогает полнее и ярче раскрыться потенциальным возможностям слабослышащего ученика, формирует речевое общение, воспитывает у него веру в свои силы.

Литература

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежде­ний II вида. - М., Просвещение, 2006.

  2. Светловская Н. И. Об интеграции как методическом явлении и ее воз­можностях в начальном обучении // Начальная школа. - 1990. - № 5.

Приложения

  1. "Итальянский карнавал в Эрмитаже"
  2. "Эрмитаж"
  3. "Эрмитаж - 2"


Поделиться:


Назад в раздел