Поиск по сайту

Национальное самосознание как результат осуществления гражданско-патриотического воспитания

Автор: Мицкевич Ольга Викторовна, учитель истории и обществоведения ГУО «Гимназия №2» г. Витебска» Республика Беларусь


Будущее государства во многом зависит от уровня сформированности у его граждан национального самосознания. Поэтому воспитание национального самосознания подрастающего поколения — проблема особой гражданской значимости, от решения которой зависит духовное здоровье нации, перспективы ее развития. Национальное самосознание не является наследственностью, не дается ребенку при рождении. Оно формируется в процессе социализации и при этом требует от каждого человека напряженной работы мозга.

Под национальным самосознанием личности понимают осмысление ею своей принадлежности к определенному этносу, своего места и роли в этом обществе, уважение родного языка, национальных традиций, обычаев, обрядов.

Воспитание национального самосознания необходимо начинать с воспитания самосознания личности, т.к. самосознание личности — относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе как о части общества, своих взаимоотношениях с окружающим миром, другими людьми о своих действиях и поступках, мыслях, чувствах, обо всем разнообразии качеств личности, на основе чего формируется образ собственного «Я». Без наличия самосознания невозможно воспитать и национальное самосознание.[1, c. 60-63]

В последнее время в Республике Беларусь наблюдается рост национального самосознания, что привело к возрождению национальной идеологии, культуры, языка, традиций, символики. Приоритетными для белорусов стали такие ценности, как белорусская государственность, культура, история белорусского этноса, национальные традиции, обычаи, общечеловеческие идеалы добра, правды, справедливости, соблюдения прав человека. В этих условиях главной целью современной образовательной системы Республики Беларусь является формирование персональной системы социально значимых ценностей каждого человека и общества в целом.[3, с. 79]

Сегодня воспитание гражданина — одна из важнейших задач деятельности учреждения образования. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, необходимо сосредоточить усилия на формировании целостного отношения к явлениям общественной жизни, деятельности и сознания отдельных социальных групп и личности. В связи с этим понятие «гражданственность» может стать ментальной основой подготовки будущего специалиста любой профессиональной направленности.

По определению, «гражданственность» — это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях к деятельности человека при выполнении им основных специально-ролевых функций — защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности ориентациям и на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений. [2, c. 39]

Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Оно обеспечивает формирование гражданского сознания как формы общественного сознания, выражающей интересы общества и личности в разрешении проблем государства. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

Воспитание подрастающего поколения требует сегодня от педагога решения таких задач, как:

- формирование у учащихся основ мировоззренческих представлений об обществе и человеке, знакомство с основами правовых и экономических знаний, с морально-этическими традициями общества;

- развитие заложенного в каждом человеке чувства любви к своей стране, историческим корням;

- воспитание у учащихся любви к Родине, чувства интернационализма, готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять обязанности гражданина, патриота;

- формирование уважения к национальным традициям, культуре народа;

- формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции, способствующей его интеграции в современное общество и участие в совершенствовании этого общества.

В каждом районе нашей Республики, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические исторические и культурные черты, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое и национальное самосознание. Важное место в системе гражданского и патриотического воспитания учащихся принадлежит исследовательской работе по изучению истории родного края, прошлого малой Родины, биографии своих героев-земляков.

Цель данной работы:

- помочь лучше узнать родной край, глубже понять особенности его истории и культуры, принять участие в созидательной социально значимой деятельности, развить собственные способности. При этом огромная роль уделяется формированию сознательного гражданина, у которого личностные качества, черты его характера, поступки и поведение будут направлены на саморазвитие, самосовершенствование, а также будут согласовываться с интересами других граждан и общества в целом.[1, c. 295]

По реализации гражданско-патриотического воспитания в течение многих лет учителями истории и обществоведения ГУО «Гимназия №2 г. Витебска» ведется систематическая работа, дающая положительный результат.

Основными направлениями являются: генеалогия (родоведение) (Сталинская Яна «Род Гурко и Витебск»), краеведение («Моя семья в годы ВОВ» Жучкова Елизавета, Голубева Полина «Роль Даниила Федотовича Райцева в организации партизанского движения на Витебщине», Подгурская Влада « Судьба моей семьи в годы Великой отечественной войны» (к 70-летию освобождения территории Беларуси от немецко-фашистских захватчиков), встречи с ветеранами, изучение истории родного края, народа, национальных традиций, обычаев, обрядов.

Большое внимание уделяется и совместной работе с музеями, сохраняющими национальные компоненты и национальный колорит. Именно они дают возможность воздействовать через факты, явления, образы на формирование культуры учащихся, воспитывать такие качества, как духовность, патриотизм, гражданский долг, личная ответственность. Так совместно с учителем белорусского языка и литературы О.М. Коломийцевой был создан проект «Гісторыка-літаратурны маршрут «Літаратурны Віцебск», проект «Традыцыі хлебапячэння на Беларусі ў XIX-XX ст.». Малиновская Е.В. и Дегтерева Г.Н. представили проект «Судьбы, опаленные войной» (хроника военной жизни учителей гимназии №2 г. Витебска, ветеранов и участников Великой Отечественной войны).

Таким образом, реализация компонентов гражданско-патриотического воспитания по формированию сознательного гражданина, у которого личностные качества и черты характера, поступки и поведение будут направлены на саморазвитие, самосовершенствование и будут служить на благо своего народа, согласовываясь с интересами других наций и общества, достигается через воспитание национального самосознания учащихся.


Список литературы:

1. Лихачев Б.Т. Педагогика - М.: Юрайт, 1999. - 523 с.

2. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования. // Педагогика -2002. - № 4.

3. Улосевич, Л.С. «Ради Отечества следует жертвовать даже славой»// Народная асвета. - 2005. - № 8.


Поделиться:


Назад в раздел