Поиск по сайту

Организация внеурочной деятельности в начальной школе на примере интеграции предметов «Изобразительное искусство» и «История и культура Санкт – Петербурга» в контексте внедрения ФГОС (методическая разработка)

Автор: Бейлина Юлия Маратовна, учитель изобразительного искусства и черчения ГБОУ гимназии № 74 Выборгского района Санкт – Петербурга


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образовательная программа начального общего образования реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность, призванную приоритетно развивать личность ребёнка.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, обще интеллектуальному, общекультурному и позволяет решить целый ряд очень важных задач в начальной школе:
-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка;
-оптимизировать учебную нагрузку;
-улучшить условия для развития учащегося;
-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Формы организации внеурочной деятельности могут быть различными: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др. Однако, преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов очевидны.
Изобразительное искусство – это предмет, где ведущим компонентом является эмоциональное отношение к миру, а ведущей функцией обучения – формирование у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к людям, природе, искусству, созданному людьми предметному и архитектурному пространству. В процессе творческой деятельности формируется эмоционально-смысловое видение мира. И, значит, основное назначение предмета – формирование личностной системы ценностей. Смыслом образования становится приобщение учащихся к культуре, развитие способностей осваивать культуру, участвовать в создании культуры.
Новизна стандарта второго поколения заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом являются:
−    формирование художественных и культурных компетенций обучающихся,
−    расширение кругозора,
−    развитие образного, ассоциативно-критического мышления,
−    приобретение личностного художественно-творческого опыта,
−    выбор путей собственного культурного развития.
Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования преподавание изобразительного искусства в школе должно основываться на культурологическом подходе.  Такой культурологической базой является предмет «История и культура Санкт – Петербурга». Кроме того, уроки изобразительного искусства никогда не существовали без деятельностного и личностного подхода. Рисунок, аппликация и другие результаты деятельности ученика на уроке изобразительного искусства – это всегда результат проектной деятельности. Знакомство с историей изобразительного искусства всегда представляло собой исследовательскую деятельность, и неразрывно было связано с музейной педагогикой. А работа с одаренными детьми, инклюзивная педагогика, внеурочная деятельность – непосредственно касаются предмета «Изобразительное искусство».
Таким образом, создание и реализация Программы внеурочной деятельности на основе интеграции предметов «Изобразительное искусство», «История и культура Санкт – Петербурга» и элементов «музейной педагогики», в контексте внедрения ФГОС, весьма целесообразны и результативны.
Интегрированный подход к процессу освоения предмета «изобразительное искусство» в начальной школе необходимо рассматривать как целостный процесс, который предполагает активную деятельность разных видов художественного мышления, воображения, интуиции, фантазии учащихся. В результате такого сложного процесса, в сознании учащегося происходит перенос знаний и представлений с одного вида деятельности на другой, слияние разных видов художественного мышления и рождение нового индивидуального образа. Тем самым, происходит познание, осознание, осмысление и переосмысление происходящего.
Одним из примеров подобной интеграции является связь школы и музея, нашедшая свое отражение в программах «Музей и школа» и «Здравствуй, музей!» (ГРМ). Специфической чертой музейной педагогики является междисциплинарность, то есть возможность существования в ее поле разных наук - педагогики, искусствоведения, культурологии, истории и т. д.
Эта специфика   и позволяет, в определенных Программой рамках, объединить такие родственные предметы, как ИЗО и История СПб. Кроме того, многие их образовательные цели и  задачи  являются общими: познание окружающего мира - получение и передача  знаний о нем (стержень образования), передача и освоение социально-культурного опыта, формирование способности и его обогащению собственным вкладом, саморазвитие   и самореализация творческой активности человека и т.д. Музейная педагогика, в данном случае, является средством интеграции предметов художественно-гуманитарного цикла, она позволяет расширить образовательное пространство при их изучении на основе подлинников, а также насыщает лекционные и практические уроки в условиях школы занятиями на экспозиции музея.
Для проведения музейных занятий наиболее предпочтительными представляются музеи художественного и исторического профиля, имеющие отделы музейной педагогики, или работающие по этой методике Эрмитаж, Русский музей, Музей политической истории, Музей этнографии, Детский Центр исторического воспитания.
Все экскурсии проводятся во внеурочное время. Так, например, урок "Край русской старины" может быть подкреплен занятием в Детском Центре исторического воспитания "В гостях у прошлого", уроки по   декоративно-прикладному   искусству "Символика вещи. Полотенце" - на экспозиции в Музее этнографии "Знакомство с народными промыслами России"; уроки, связанные с выполнением иллюстраций - в Музее политической истории России "Как появились книги" и т.д. Посещение музеев на различных этапах обучения искусству, как показывает практика, является логичным и целесообразным.
Программа внеурочной деятельности имеет ясную структурную цельность и обеспечивает непрерывность поступательного развития учащихся. Она дает учащимся чёткие представления о взаимодействии искусства с жизнью, приобщает их к наблюдению за окружающей действительностью, учит видеть жизнь глазами художников и отражать ее при помощи различных художественных техник и материалов.  Помогает формировать художественную культуру учащихся, как часть культуры духовной; создавать ценности, выработанные историей поколений и человеческой цивилизацией; воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве.
Интегративный подход при реализации Программы позволит увеличить пространство развития творческой и познавательной активности учащихся; реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения; расширит тематику изучаемого материала; позволит продемонстрировать способности, не востребованные основным образованием; увеличит спектр учебных предметов; реализует лучшие личностные качества.
Кроме того, подобная интеграция способствует реализации «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся», пронизывающей как общее образование, так и внеурочную деятельность:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание),
Конечная цель Программы - гармоничное воспитание личности учащегося, исходя из его интересов и приоритетных ценностей государства и общества.

При составлении использовались:
1.    Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»;    
акад. РАО, Б.М. Неменский.
2.    Авторская программа по Истории и культуре Санкт – Петербурга для начальной школы «Мой город – мой дом», Н.П. Большаковой, гимназия № 74 Выборгского р-на СПб.
3.    Программы: «Музей и школа», «Здравствуй, музей!»; Центр музейной педагогики ГРМ.
4.    Курс «Педагогика искусства: интегрированный, полихудожественный подход», «Развивающие интегрированные гуманитарные технологии освоения искусства в школе»; Савенкова Л.Г. – д.п.н., профессор РАО, зам. директора "Института художественного образования" РАО.

Поделиться:


Назад в раздел