Поиск по сайту

Особенности преподавания журналистики детям с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Толчельникова Марина Валерьевна, педагог дополнительного образования ДДТ «Юность»


На мой взгляд, одним из эффективнейших методов для решения этой задачи может стать обучение детей с ОВЗ основам журналистики.
ДДТ «Юность» организовал обучение «Основам журналистики» на базе ГБОУ №584 «Озерки» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Там обучают ребят, в том числе, с тяжелой формой  ДЦП.
Юные корреспонденты учатся общаться, собирать информацию, анализировать и выбирать самое важное, редактировать материалы и готовить их к печати. Новости, заметки, фельетоны, репортажи и опросы ребят публикуются  в школьной газете «Отплытие к открытию», которая издается с 2016 года,  и  в известной в районе межшкольной газете «Школьный репортёр», которую ДДТ «Юность» издает уже около 10 лет, привлекая учащихся и учителей образовательных учреждений.
Интеграция в общество
Работа по сбору  журналистских материалов  невозможна без взаимодействия с людьми, без расширения социальных контактов.
Журналистика побуждает ребят с ограниченными возможностями здоровья выходить за рамки привычного окружения. Они берут интервью, пишут репортажи, проводят опросы на актуальные темы, общаясь уже не только со своими соучениками и учителями, но и с другими детьми и взрослыми. Для этого они участвуют в круглых столах, праздниках, совместных районных конкурсах. Тем самым реализуется так называемая временная интеграция детей с ОВЗ (на время мероприятий). Это важно, поскольку для многих жизнь идет по схеме: школа-дом.
«А что у нас, Марина Валерьевна, интересного может быть? Нас утром привозят, а днем увозят домой…» (реплика одного из обучающихся).
Так, Дарья Адонина, обучающаяся школы ГБОУ №584 «Озерки», стала самым активным корреспондентом на круглом столе с ветеранами войны в ДДТ «Юность». Она и другие ребята проявили свои журналистские качества и  на круглом столе о любви и дружбе, который проходил в школе №584 «Озерки» накануне Дня св. Валентина. На этих встречах дети с ОВЗ учатся налаживать контакты с обычными школьниками, приобретают много новых друзей. А это, конечно же, чрезвычайно полезно и для тех, и для других.
Еще один пример интеграции: переписка в Интернет-сетях между обычными детьми и ребятами с ОВЗ. На занятиях в «Юности» мы обсуждаем тексты обучающихся из школы №584 «Озерки». Ребята присылают им отзыв, благодарят, отмечают плюсы и предлагают свои коррективы. Происходит и обратная связь. Выпускники коррекционной школы также активно включаются в эту журналистскую деятельность. Наряду с нынешними обучающимися школы №584 «Озерки» мы печатаем их статьи в районной межшкольной газете «Школьный репортер».
Особенности работы с детьми с ОВЗ
Журналистика предполагает мобильность.  Недаром говорят: журналиста ноги кормят. Однако многие наши обучающиеся не могут самостоятельно передвигаться, кто-то не может держать авторучку, за него приходится записывать. Все это требует личностно-ориентированного подхода к каждому. Работая в команде, каждый делает ту часть, которая ему по силам и которая может помочь раскрыть его творческий потенциал. Скажем, готовили вместе материал о театральном мероприятии, в котором участвовала школа. Один их ребят был там лично и всем рассказал об этом. Другой, кто может писать, записал его рассказ. Остальные внесли коррективы, отобрали самые важные детали, дали свою оценку. А одна девочка, которой тяжело не только писать, но и много говорить, выдала… гениальный заголовок. И мы дали ей звание «Мастер заголовка», что ее чрезвычайно вдохновило на дальнейшие занятия журналистикой. Так что, работу над рождением  текста можно превратить в увлекательное коллективное дело, в котором каждый проявит свой талант.
Наши средства СМИ
- Долгое время  издавался «Калейдоскоп» - школьная настенная газета, где ребята публикуют новости о школьной жизни.
- С мая 2016 года, при содействии ДДТ «Юность» стала выходить полноцветная учебная школьная газета «Отплытие к открытию», в которой – множество разнообразных рубрик и тем. На занятиях мы обсуждаем качество и содержание материалов, редактируем  их, придумываем оригинальные заголовки и вступления, готовим их для печати.  
- Районная газета «Школьный репортер». Ребята из коррекционной школы регулярно печатают в ней свои журналистские тексты. Например: «В школе №584 учатся играть и побеждать» (об игре-бочче), «Урок в Мариинском театре», «Эликсир жизни» (о пользе чтения), «ШУСтрые за безопасность» (акции школьного ученического совета за безопасность дорожного движения), «Книгу в «ссылку»? (о конкуренции электронных и бумажных книг), опрос «Идеальное лето?!» и многие другие.  
Недавно в школе №584 появился куратор районной газеты – Светлана Станиславовна Дунина, педагог-организатор школы №584 «Озерки», бывшая выпускница школы.  Она является главным редактором газеты «Отплытие к открытию», а также обеспечивает приток новостей и статей в газету от учеников школы.
Журналистика, как показывает опыт, усиливает интеграцию детей с ОВЗ в общество, раскрывает их творческий потенциал и увеличивает их гражданскую ответственность и активность. А в ряде случаев способствует и их профессиональной ориентации.

Поделиться:


Назад в раздел