Поиск по сайту

Развитие речи на уроках математики


Авторcтво: Сенина Л.И., учитель математики ОГБОУ «ЦОДТ», г. Рязань


       В Федеральном государственном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) говорится о том, что метапредметные результаты освоения отражают «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью».
Математика как фундаментальная наука выявляет структурную взаимосвязь других наук и способствует нахождению самых общих законов природы. Особенность математики состоит в том, что она вносит основной вклад в развитие интеллекта и мышления обучающихся. А развитие мышления неразрывно связано с развитием речи обучаемого. Только человеку свойственно мыслить и передавать свои мысли посредством речи.
       Для сознательного и глубокого усвоения математики учащемуся необходимо научиться мыслить логически, правильно рассуждать, правильно использовать математические термины и символы. Развитие коммуникативной компетенции, т.е. речи обучающихся, является одной из педагогических задач процесса обучения математике. От того, насколько успешно учитель решает эту задачу, зависит способность учащихся усваивать учебный материал.
       На уроках математики, как и на уроках по другим учебным предметам, учитель развивает устную и письменную речь, которые должны соответствовать таким требованиям, как содержательность, логичность и последовательность, ясность и точность. Важно также, чтобы эти требования реализовывались комплексно.
       В обучении математики, кроме разговорного языка, используется еще и язык математический. Под математическим языком понимается совокупность всех средств, с помощью которых можно выразить математическое содержание. К таким средствам относятся математические термины, символы, схемы, графики, фигуры. Изучение математического языка, знакомство с его компонентами – важная часть обучения математике.
       Развитие математической речи у учащихся – дело довольно трудоёмкое и сложное. Используя методику преподавания русского языка, можно определить следующие направления по работе над речью на уроках математики:
- Работа над звуковой стороной речи.
- Словарная работа с математическими терминами.
- Формирование культуры математической речи. Развитие связной математической речи.
Работа над звуковой стороной речи – это работа по формированию правильного произношения и употребления математических терминов и выразительного чтения любого задания. Для успешного решения этой задачи учитель должен следить, прежде всего, за своей речью, а затем за речью 34 учащихся.
Речь самого учителя должна быть такой, чтобы учащимися воспринимали ее как некоторый образец. Слова учителя, интонационное богатство речи, жесты должны способствовать восприятию учащимися учебного материала. В речи учителя ничто не должно отвлекать учащихся. Речь учителя должна быть не слишком быстрой, чтобы учащийся мог успевать за полётом мысли. Но она не может быть и слишком медленной, иначе учитель рискует потерять внимание слушателей. Таким образом, речь педагога должна обладать следующими качествами:
 Полная ясность и чёткое выражение мыслей;
 Научность (точное употребление терминов, точность формулировок, определений и предложений, логическая обоснованность рассуждений);
 Соблюдение правил русского языка (правильное употребление падежей и союзов, сокращений предложений);
 Литературная грамотность (приближение к литературному стилю, живость подачи материала, использование наглядных образов и сравнений). При прочтении слов важно правильно ставить ударение. Если обучающийся неправильно употребляет падеж, учителю важно исправить его. Вопросы, которые задаются ученикам, должны быть чётко сформулированы и немногословны. Так из урока в урок школьники приучаются правильно читать математические выражения.
      Словарная работа на уроках математики сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное связное высказывание. С этой целью полезно предлагать обучающимся объяснять значения математических терминов, составлять правильные связные математические высказывания. Для того, чтобы обеспечить правильное употребление учащимися математических терминов, обозначающих понятия, каждый из этих терминов должен не только сообщаться, но и изучаться: при этом должно быть указано происхождение термина, его буквальный смысл, а затем должен быть исчерпывающе раскрыт его научный смысл; не надо скупиться на хорошие примеры, иллюстрации. Недостаточно глубокое, поверхностное усвоение того или иного понятия в дальнейшем послужит основной причиной его неправильного употребления учащимися. Неясное, неполное понимание термина немедленно влечёт за собой неточную, расплывчатую туманную речь. Термины должны произносится чётко с точным ударением.
      Формулировки и определения нужно давать, делая логические ударения. Совершенно недопустимо использование в математической речи уменьшительно-ласкательных форм терминов, например, перпендикулярчик, отрезочек, треугольничек. Учитель должен особое внимание уделять математической терминологии, активно использовать её и настойчиво обогащать ею словарный запас учащихся.
Следующее направление работы – формирование культуры речи, которая рассматривается как базовый элемент коммуникативной культуры человека. Критериями языковой культуры речи, в том числе и математической, являются точность, логичность, ясность, доступность, чистота, выразительность, богатство, уместность.
      В реальности у учащихся общее речевое развитие недостаточно. Психологи отмечают недостаточность и своеобразие их речи, иногда трудности в понимании обращенной к ним речи. Имеют место такие речевые недостатки, как бедность словаря, неточность выражений, неправильный порядок слов в предложении, употребление словпаразитов. Деятельность учителя сводится к их устранению. При этом важно речевую активность учеников не подавлять, а наоборот, активизировать, поддерживать и тактично исправлять неточности.
      Математика имеет огромные возможности для формирования навыков отчётливого мышления и чёткой, логически совершенной речи. Ученик должен показать в своём ответе не столько умение запоминать, сколько умение разбираться в структуре рассуждения, смысле условий задачи или теоремы, знать значение каждого слова в формулировках определений и свойств, мыслить самостоятельно. Это усиливает метапредметную связь математики с русским языком. Учитель должен обращать особое внимание на окончания числительных. Если на уроках математики систематически и целенаправленно работать в этом направлении, то у обучающихся успешно формируется культура речи, и не только математической.
      Развитие связной математической речи осуществляется в соответствии с требованиями методики развития связной речи на уроках русского языка. Учащиеся на уроках математики должны привыкать к краткой, чёткой, логически полной и обоснованной речи. Для них важно научиться комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчёт о решении задачи, выполнении арифметических действий или геометрических заданий. На уроках математики следует приучать учеников к тому, что даже в обычной речи следует избегать пустой болтовни, засоренной лишними словами и фразами, которые лишены смысловой и эмоциональной нагрузки. Обучающиеся должны правильно употреблять падежи; не опускать в речи союзы; правильно произносить числительные, строить предложения. Всё это требует от них большой осознанности своей деятельности.
      Эффективным средством для развития языка учащихся может служить выработка у них правильной письменной речи. Развитие письменной математической речи, в основном, сводится к развитию умений оформлять решение упражнений и задач различными способами. В развитии письменной математической речи главным требованием остается аккуратность и 36 грамотность записей. В их оформлении регламентация целесообразна в течение всего периода обучения. По мере формирования н обучающимся следует предоставлять определенную свободу. Это связано с тем, что мышление, являясь непосредственным отражением действительности, всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания, и поэтому оно индивидуальное. Стало быть, и разным будет и выражение своих мыслей в письменной форме. Но это не означает "всем все дозволено". Ученики должны знать, что даже при наличии свободы мыслей в некоторых случаях следует придерживаться общепринятых правил и форм записей. В частности, в письменной форме математического языка активно должна применяться символика, которая позволяет сокращать и упрощать текст, делая запись более краткой.
      Развитие математической речи будет происходить эффективно при определённой последовательной педагогической работы, в основе которой лежит логика усвоения речевого материала, его неоднократностью восприятие, многократное воспроизведение, самостоятельное использование усвоенного материала в речевых ситуациях. Обучение математике должно быть построено так, чтобы работа над словом велась систематически. Регулярная работа по развитию речи существенно повышает эффективность обучения математике, развивает творческие способности учащихся, повышает качество образования. Необходимо учить учащихся правильно формулировать вопросы, конструировать определения своими словами, правильно строить предложения, используя нужные термины, давать полные развернутые ответы. Это поможет более полно осмыслить и понять учебный материал. Успех в овладении речью – это залог успеха во всём школьном обучении, воспитании и развитии детей, т.к. через язык, через речь школьник открывает широкий мир науки и жизни.

                                                                      Литература

1. Иванова Т.А., Горчаков А.С. Развитие математической речи школьников в процессе изучения определения понятий, теорем, правил// Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. - [Электронный ресурс]. – URL: https://www.science-education.ru

Поделиться: