Поиск по сайту

Методическая разработка «Подготовка учащихся к освоению темы «Заполнение окружности» в изонити»


Авторcтво: Егоровская Ольга Григорьевна, педагог дополнительного образования, ГБУ ДО ДДТ «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга


Изонить – один из видов народного декоративно-прикладного искусства – разновидность нитяной графики (ниточного дизайна), где графический рисунок, художественный образ создаётся путем пересечения цветных нитей. Узор выполняется с помощью иглы и разноцветных нитей на картоне с отверстиями, проколотыми по контуру рисунка. Потенциальные возможности изонити практически не ограничены, что способствует развитию творческого мышления детей. Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Изонить» помогают развитию личности ребёнка в целом, поскольку совершенствование мелкой моторики, глазомера, абстрактного, логического и наглядно-образного мышления ребёнка способствует развитию его основных психических процессов, волевых качеств, формированию мотивации к познанию.

Способы заполнения окружности, описанные в литературе, как правило, вызывают большие затруднения у младших школьников. Рефлексия над причиной затруднения учащихся в освоении темы изонити «Заполнение окружности» привела к поиску путей преодоления этих затруднений. Опираясь на уже описанные методы, было необходимо придумать и дать учащимся такое объяснение темы, чтобы они не путались в многочисленных подсчётах, не теряли ориентацию при выполнении работы, а главное - сохраняли мотивацию и интерес к изонити.

В данной работе предложен метод подготовки к освоению проблемной темы, заключающийся в заполнении окружности не традиционным способом иглой с нитью на картоне, а способом наматывания нити на пластиковую (картонную) многолучевую «звёздочку».

Новизна представленной методической разработки заключается в оригинальном методе решения проблемы, не встречающемся ни в литературных источниках, ни в ресурсах удалённого доступа, посвящённых технологии «изонить». Мною было найдено простое краткое образное объяснение (1-е и 2-е правила), помогающее учащимся легко понять и освоить проблемную технику. Кроме того, использование самодельного тренажёра «звёздочка» помогло учащимся быстро выработать моторный навык, выполняя многократно упражнения 1 и 2, имитирующие вышивку по окружности, и сформировать зрительный образ готового узора.

Для реализации предложенного метода заполнения окружности педагогу необходимо подготовить для каждого учащегося своеобразный тренажёр «звёздочка» - круг диаметром 7 – 10 сантиметров из плотного картона или пластика (подойдут крышки от круглых пищевых контейнеров) с зубцами по краю и толстые шерстяные или иные нити.

Работа учащихся с таким тренажёром не имеет никаких ограничений и не вызывает трудностей и у детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащимся с ведущей правой или левой рукой можно предложить выполнять упражнения в удобном для них направлении (по часовой стрелке или против).

Для закрепления полученного навыка учащимся рекомендуется изготовить поделку-брошь «Цветок», проявляя творческую фантазию в выборе цвета нитей и способе заполнения серединки цветка, закрепить умение работать с инструкционно-технологической картой. Поделка «Цветок» имеет практическую ценность: она может быть использована как в качестве броши, если прикрепить к ней с изнаночной стороны специальную безопасную булавку, так и для декорирования одежды, сумок и т.п.

Умение учащихся работать по образцам, схемам, выполнять творческие задания, гармонично сочетать цвета в изделии может служить критерием оценки обучения по данной теме.

Подготовка учащихся к освоению темы «Заполнение окружности» в изонити

Цель: Приобретение навыка заполнения окружности в изонити при помощи подготовительных упражнений.

1. Обзор источников по теме

На протяжении десятка лет работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Изонить» мною было замечено, что освоение темы «Заполнение окружности», как правило, вызывает затруднение у учащихся.

В отличие от техники «Заполнение угла», где есть «одна» и «другая» («левая» и «правая») стороны угла, дающие возможность учащимся хорошо ориентироваться в пространстве, у окружности нет таких ориентиров, что создаёт у учащихся сложности в понимании процесса вышивки.

Техника «заполнение окружности», описанная в литературе по изонити, предназначенной для дошкольников и младших школьников, требует многократного подсчёта количества проколотых в картоне отверстий в пределах двух-трёх десятков. При выполнении узора нить вводится то с лицевой, то с изнаночной стороны и направление ввода нити (по часовой стрелке или против часовой стрелки) постоянно меняется от поворота работы лицевой или изнаночной стороной к себе.

Рассмотрим несколько примеров описания техники заполнения окружности в популярной литературе по изонити.

На рис. 1 представлена схема прошивания окружности из книги Леоновой О.В. «Рисуем нитью. Ажурные картины» [4, с.16]. Данное пособие предназначено для детей от 6 лет, но описание изобилует большим количеством номеров отверстий.

Егоровская_рис1.jpg

рис. 1

Аналогичное описание даётся в пособии Лещинской Ю.С. «Волшебная изонить» [5, с. 6,7] на рис.2.

Егоровская_рис 2.jpgрис. 2

На рис.3 представлена схема из пособия для занятий с детьми «Волшебные ниточки» А.В. Белошистой и О.Г. Жуковой [2, с.3]. Данная схема с обилием стрелок и двойных номеров отверстий не добавляет учащимся понимания процесса вышивки.

Егоровская_рис 3.jpgрис. 3

На рис.4 представлены страницы из методического пособия Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников» [3, с.12,13]. Здесь описание изображения окружностей содержит более 3-х десятков номеров отверстий, несмотря на то что пособие предназначено для дошкольников.

Егоровская_рис 4.jpgрис. 4

Очень интересна большая книга Бурундуковой Л.И «Волшебная нить» со множеством схем различных узоров в технике изонить, которую мы с учащимися рассматриваем как своеобразную «библиотеку» схем вышивки. На рис. 5 представлена страница из этой книги [1, с.19] с описанием схемы заполнения окружности, в которой тоже нелегко разобраться учащемуся.

Егоровская_рис 5.jpgрис. 5

В интернет источниках [1,2,3,4] предлагаются только вариации техники «заполнения окружности», уже описанной в указанных выше печатных изданиях, которые также являются не очень доступными для понимания учащимися.

Возникла необходимость в поиске такого метода освещения темы «заполнение окружности» в изонити, чтобы в процессе вышивки учащиеся не путались в подсчётах и в направлении продвижения нити в соответствии с рисунком, чтобы им не пришлось исправлять ошибки, выдёргивая ошибочные стежки, портить картон, уставать и терять мотивацию, интерес к работе.

2. Подготовительные упражнения для освоения темы

Перед изучением темы «Заполнение окружности» рекомендуется предложить учащимся выполнить несколько подготовительных упражнений на тренажёре (рис. 6) для имитации вышивки по кругу. Из очень плотного картона или пластика (в данном примере использованы круглые крышки пищевых контейнеров-вёдер диаметром 7 – 10 сантиметров) вырезается многолучевая «звёздочка».

Егоровская_рис 6.jpgрис. 6

При выполнении упражнения тренажёр повёрнут к учащемуся всегда одной стороной, что даёт возможность сразу видеть направление продвижения нити и получаемый узор.

Упражнение 1 «Заполнение окружности диаметрами»

Взять конец толстой шерстяной (или любой другой) нити или шпагата, приложить его к центру «звёздочки» и прижать большим пальцем руки, держащей «звёздочку», чтобы избежать её выскальзывания. В другую руку взять «рабочую нить» (идущую к клубку) и обвить любой верхний зубец «звёздочки», затем протянуть нить через середину (под палец), опустить к нижнему зубцу (противолежащему верхнему), обвить его, вернуть нить к центру (под палец). Нить, проложенная таким способом, образует на «звёздочке» «восьмёрку». Действия повторяются в любом выбранном направлении (по часовой или против часовой стрелки, не меняя его в дальнейшем), при этом необходимо обвивать соседние (рядом лежащие) свободные зубцы в выбранном направлении, не пропуская ни одного до полного заполнения «звёздочки».

Учащиеся с ведущей правой или левой рукой могут выбрать, какой рукой держать тренажёр, какой нить, а также удобное для себя направление продвижения узора. В случае неудачи (узор не соответствует представленному на схеме) учащийся с лёгкостью снимает нить с тренажёра и повторяет упражнение до положительного результата.

Упражнение 2 «Заполнение окружности короткими хордами»

Взять конец толстой нити или, приложить его в центр «звёздочки» и прижать большим пальцем руки, держащей «звёздочку», чтобы избежать её выскальзывания. В другую руку взять «рабочую нить» (идущую к клубку) и обвить любой верхний зубец «звёздочки», затем протянуть нить в выбранном направлении и обвить ею другой зубец, не противолежащий, а пропустив 3 – 5 зубцов, в зависимости от выбранной длины хорды. Продолжать обвивать зубцы нитью, перекрещивая предыдущую в её середине, до полного заполнения «звёздочки».

Выполняя данные упражнения, учащийся может многократно прокладывать нить (в несколько слоёв, повторяя её движение), пока действия рук под контролем головы и зрения не будут согласованы и доведены до автоматизма. Как правило, в результате таких упражнений у учащегося формируется двигательная память и зрительный образ узора, соответствующего схеме заполнения окружности диаметрами или короткими хордами.

Кроме того, я сформулировала 2 простых для запоминания правила, на которые ориентируется учащийся, выполняя узор «заполнение окружности» в традиционной технике вышивки по картону, не опираясь на номера отверстий или их непрерывный подсчёт:

1 правило: на изнаночной стороне картона необходимо делать всего один шаг (от рабочей нити до следующего отверстия) и всегда продвигаться от начала работы (узелка) в сторону окончания узора, выбрав при этом удобное для учащегося направление движения по часовой стрелке или против.

2 правило: на лицевой стороне картона следует выполнять длинные стежки, пропуская несколько проколотых отверстий в зависимости от длины хорды, при этом каждый последующий стежок должен пересекать предыдущий через его середину, сдвигаясь на один шаг в сторону окончания узора.

Для того чтобы закрепить полученные умения, рекомендуется предложить учащимся изготовить поделку-брошь «Цветок». Основа броши выполняется способом, описанным в упражнении 1. Для скрепления витков нити необходимо в центре цветка выполнить упражнение 2 с помощью иглы, обвивая теперь не зубцы, а лучи, перекрещивающиеся в центре узора.

3.  Инструкционно-технологическая карта поделки-броши «Цветок»

(Приложение 1)

При выполнении учащимися поделки педагогом решаются следующие задачи:

Обучающие:

· формировать практические умения и навыки работы в технике «изонить»;

Развивающие:

·   способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, пространственного воображения;

· способствовать развитию мелкой моторики рук и глазомера.

Воспитательные:

· воспитывать аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца.

Приложение: инструкционно-технологическая карта поделки-броши «Цветок»

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.         Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – АСТ-Пресс, 2013. – 80 с.

2.         Волшебные ниточки: пособие для занятий с детьми / авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2007. – 32 с., ил.

3.         Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 48 с.

4.        Леонова О.В. Рисуем нитью. Ажурные картины. - СПб: Литера, 2005. – 128 с.

5.         Лещинская Ю.С. Волшебная изонить. – Издательство Харвест, 2011. – 112 с.

Интернет ресурсы

  1. http://vk.com/podarkiizonit Сообщество Ирины Ермолаевой «Схемы с цифрами и описанием для вышивки в технике ИЗОНИТЬ».
  2. https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-po-izoniti-italmas-3421396.html Методическое пособие по изонити.
  3. https://urok.1sept.ru/articles/533012 Методическое пособие "Как рисовать нитью"
  4. https://infourok.ru/konspekt-master-klassa-izonit-1776854.html Конспект мастер-класса "Изонить".

Поделиться: