Поиск по сайту

Клоуз-тест как средство развития речи учащихся


Авторcтво: Козлова Светлана Львовна, учитель русского языка и литературы ОГБОУ «ЦОДТ», г. Рязань


       Речь человека - отражение его мыслей, чувств, убеждений, духовного мира. Коммуникативная функция — основная функция речи, заключающаяся в обмене информацией между людьми. Чтобы собеседник правильно понимал содержание слов, наша речь должна быть выразительной, грамотной и понятной.
       У современных школьников отмечаются проблемы в построении как письменных, так и устных ответов, сложности в написании сочинений и изложений, ошибки в подборе слов и фразеологизмов, логические и фактические ошибки. Имея небольшой словарный запас литературных слов, подростки часто обращаются к словам-паразитам, сленгу и модным заимствованиям, заменяя ими пробелы в своих знаниях. Из-за этого нарушается связь между высказываниями, лексическая сочетаемость слов, искажается содержание.
       Понять такого собеседника бывает очень сложно. На решение подобных проблем направлены уроки по развитию речи. Существует много способов обогащения речи. Одним из новых и уже зарекомендовавших себя средств является клоуз-тест. Клоуз-тест (от англ. close — закрытый, test - испытание) — текст с пропусками слов, которые необходимо восстановить из контекста.
       Данный вид теста был разработан для методики преподавания иностранных языков, но в дальнейшем стал активно использоваться и при обучении родному языку. «Главная цель работы с клоуз-тестом … научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами» [1]. Главной особенностью теста является пропуск не любых слов, а именно ключевых, восстановление которых возможно только при условии понимания смысла текста. Поэтому, в первую очередь, текст нужно внимательно прочитать. Данный вид работы может использоваться при подготовке к написанию изложения, сочинения-рассуждения, эссе, при изучении тем «Лексика», «Текст», на уроках литературы. Основной принцип применения клоуз-теста - попадание в зону посильной трудности, в зону ближайшего развития ребенка [1]. Задания текста должны соответствовать возрасту обучающихся, при этом должны быть не слишком легкими и выполняемыми.
       Технология работы с клоуз-тестами:
 чтение текста с пропусками, понимание смысла текста;
 индивидуальное выполнение клоуз-теста (время фиксированно), заполнение пропусков в тексте, выполнение возможных дополнительных заданий;
 обсуждение версий постановки слов;
 сравнение с авторским вариантом;
 чтение теста без пропусков;
 вопросы, направленные на анализ языковых средств;
 рефлексия. Для каждого текста должна быть прописана карта — инструкция по выполнению клоуз-теста, перечень вопросов, позволяющих проанализировать текст.
        Первым пунктом карты является вопрос на общее восприятие текста (тема текста, основная мысль, заголовок), далее наводящие вопросы, ключи, комментарии учителя о возрасте обучающихся, степени сложности теста, вопросы языкового анализа. Примеры клоуз-тестов для 8 класса
Текст №1
Однажды нам в подарок принесли ..., выкопанную с корнем. Мы посадили её в ящик с землей и поставили в комнате у окна. Скоро ветки ... поднялись, и вся она повеселела. В саду поселилась ... Горели пурпуром ..., порозовел кустарник, а кое-где на березках появились желтые пряди. Но у нашего деревца мы не замечали никаких признаков увядания. Ночью пришел первый ... Я проснулся рано, оделся и вышел в сад. Разгорался ..., синева на востоке сменилась багровой мглой. ... за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым печальным дождем. В комнате при бледном свете зари я увидел, что и наша ... стала лимонной. Комнатная теплота не спасла ее. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг. Последняя память о … исчезла. 10 (По К. Паустовскому)
Карта текста
1. Как вы думаете, о каком времени года идет речь в этом тексте? Как мы можем озаглавить отрывок?
2. О каком дереве автор говорит, что она стала «лимонной»?
3. Заполните пропуски, обращая внимание на то, что ключевые слова мы можем восстановить из контекста.
4. Текст для 8 класса. Уровень сложности средний.
5. Ключи: березку, осень, клены, заморозок, рассвет, березки, березка, лете. 6.Какими тропами насыщен текст? Приведите примеры эпитетов, олицетворений из текста. Дополните текст собственными эпитетами.
Текст №2
Конец … . С этой поры сады пустеют, ... круто меняется. ... треплет деревья, и .., не прекращаясь, поливают их с утра до … . Иногда между тучами пробивается трепещущий золотистый свет низкого … . Воздух делается чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкает между листвой, волнующейся от ветра. Холодно и ярко сияет над тяжёлыми свинцовыми ... жидкое голубое небо, а из-за этих ... медленно выплывают хребты снеговых облаков. ... не унимается. Он волнует сад, рвёт непрерывно бегущую из трубы струю дыма и снова нагоняет зловещие космы пепельных … . Они бегут низко и быстро и затуманивают … . Но вот гаснет его блеск, закрывается окошечко в голубое ..., и в саду становится пустынно и скучно. Снова сеется дождь. Из такой трёпки сад выходит совсем обнажённым, засыпанным мокрыми листьями, каким-то притихшим, смирившимся. Зато как красив он, когда снова наступает ясная ..., прозрачные и холодные дни начала октября. Сохранившаяся листва будет висеть на деревьях до первых … . Чёрный сад будет покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. (По И.Бунину)
Карта текста
1. Подумайте, о каком месяце пишет автор в начале текста? Что он описывает в этом отрывке?
2. Подберите подходящие по смыслу пропущенные слова. Попытайтесь представить картину, нарисованную автором.
3. Ключи: сентября, погода, ветер, дожди, ночи, солнца, тучами, туч, ветер, облаков, солнце, небо, погода, заморозков.
4. Текст для 8 класса. Уровень сложности высокий.
5. Определите тип речи.
6. Назовите изобразительно-выразительные средства, используемые автором. Приведите примеры.
Текст №3
На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьёт подземный ключ. Этот прудок - колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится ... и отсюда отправляется в далёкий путь. … - красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. Красоты … прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками. От Рыбинска … начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега её покрыты зелёным ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлёвской стены в Нижнем Новгороде - одно из красивейших мест верховья … . Своеобразна и живописна природа Жигулёвских гор. Жигули - жемчужина Волги. ...! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.
Карта текста
1. О чем рассказывается в этом тексте? Как его можно озаглавить? Сколько слов в нем пропущено? Определите это слово с помощью контекста.
2. Ключ: Волга.
3. Текст для 8 класса. Уровень сложности средний.
4. Определите стиль текста, тип речи.
5. Выпишите из теста многозначные слова. Приведите пример омонима.
Текст №4
Марина Цветаева впервые прочитала «Капитанскую дочку» в семилетнем возрасте, и … стала для неё «вечной»: хотелось перечитывать её постоянно. Появилась потребность поделиться с другими своими мыслями и переживаниями, вызванными повестью Пушкина. Так родился очерк «Пушкин и Пугачёв». Для нас же ... иногда кончается с последней перевёрнутой страницей. И наши непрояснённые впечатления, недодуманные ... стираются и пропадают почти бесследно. А если поступить иначе, погрузившись в …, пережив её, обдумав, записать свои мысли, впечатления для себя. Это важно для того, чтобы научиться размышлять и писать. Наконец, это просто интересно. Когда-то обратишься к своим записям, перечитаешь ... и вдруг поймёшь, как изменился ты сам. Эти записи живые свидетельства твоей духовной жизни, как бы её фотографии в различные временные отрезки. (По Г. Беленькому, О. Хреновой)
Карта текста
1. Какова основная мысль текста? Как вы относитесь к чтению?
2. Вставьте пропущенные ключевые слова. Какое слово пропущено в тексте три раза?
3. Ключи: книга, чтение, мысли, книгу, книгу.
4. Текст для 8 класса. Уровень сложности средний.
5. Определите тип речи.
6. Объясните значение слова «вечной» в первом предложении текста. Как вы понимаете определение «вечная» книга?
      Систематическое использование на уроках клоуз-тестов способствует развитию контекстного мышления: ученик способен воспринимать, анализировать, понимать слово в контексте смысла ситуации или текста, в отношениях и связях с другими словами текста и компонентами коммуникативной ситуации [2]. Благодаря данным умениям ученик способен создавать собственные тексты (сочинения, изложения, эссе и т.д.), сжимать тест по ключевым словам и развертывать его. В процессе работы также формируются коммуникативные навыки и умения: аргументация своей точки зрения подбора пропущенных слов (диалог «автор - читатель»), понимание исходного текста («ученик - учитель»), понимание чужой версии («ученик - ученик»).
      Данный вид работы позволит расширить словарный запас учащихся, поможет в совершенствовании навыка написания изложений и сочинений, научит устанавливать внутритекстовые связи, углубит знания о языковых явлениях, а также поспособствует активности и самостоятельности школьников на уроке.

                                                                       Интернет-ресурсы

1. Максимова Н. В. Как и зачем работать с клоуз-тестом - [Электронный ресурс]. – URL:www.kgo.ucoz.ru
2. Фищукова М. Ф. По текстам Е. Гришковца - [Электронный ресурс]. – URL: www.kgo.ucoz.ru

Поделиться: