Поиск по сайту

Роль медиаинноваций в профессиональной деятельности учителя


Авторcтво: Аксёнова Вера Александровна, учитель русского языка и литературы, председатель ШМО ГБОУ школа "Тутти" Центрального района Санкт – Петербург


 

   Качественное изменение системы образования связывается в современных условиях с внедрением в работу учителя новейших педагогических технологий, прежде всего, позволяющих учителю свободно применять в своей педагогической деятельности возможности информационно – коммуникативных ресурсов. Успешность современного педагога тесно связана с ИКТ-компетентностью. В связи с этим задача педагога заключается в том, чтобы актуализировать возможности веб – среды.
     Современный цифровые технологии в значительной степени способствуют развитию информационного пространства образовательного процесса. Являясь неотъемлемой частью современной реалии без медиапространства уже сложно представить саму сферу обучения. Учитель открыл новые возможности, чем вывел традиционный урок на качественно новый уровень. Ведь интернет обеспечивает учителю свободный доступ к учебным материалам: методическим разработкам, конспектам, планам, программам, презентациям, сценариям внеклассных мероприятий, диагностическому и наглядному материалу.
     И речь идет не только о возможном быстром поиске материалов и, соответственно, оперативной презентации информации на уроках, т. к. множество образовательных и профессиональных педагогических сайтов, порталов, сетевых сообществ, образовательных журналов, учительских блогов и т.п. – это наиболее удобный инструмент представления т.н. гуманитарного продукта. Сетевое образовательное пространство – презентационная площадка современного педагога, аккумулирующая его личный педагогический опыт через публикации, портфолио, участие в педагогических конференциях, форумах, веб – семинарах, мастер-классах. Именно в сети интернет учитель может легко получить информацию о мероприятиях, стать участником конкурсов и олимпиад, принять участие в исследовательских проектах. Все это, безусловно, способствует повышению собственного квалификационного уровня учителя и знакомит его с научно – исследовательскими достижениями современной педагогики. Живое сетевое общение, быстрый обмен информацией и мнениями, возможность получить консультацию по волнующим вопросам способствует знакомству с передовыми идеями своих коллег и приобщению учителя к профессиональной корпоративной среде.
     В развитии медиа - инноваций в последнее время значительную роль играют интерактивные методы обучения. В условиях пандемии наиболее успешно себя зарекомендовали технологии дистанционного образования. Оказалось, что дистанционное образование легко встраивается в систему современного обучения и является одной из наиболее востребованных в современном образовательном процессе. Прежде всего, дистанционное обучение дает возможность не прерывать учебный процесс, а продолжать его в условиях удаленного режима в виде видеоуроков, конференции и консультаций, например, на платформах Zoom и Skype. Современную действительность уже невозможно представить без интернета, а, следовательно, без телекоммуникационных каналов Mail. Ru, Yandex, Googie, WhatsApp и др., дающих возможность воспользоваться электронной почтой, переслать не только текстовую информацию, но и аудио – и видеоматериалы. Также учитель всегда имеет возможность проконтролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов, например, в системе Российской электронной школы (https://resh. edu.ru). Элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся, например, при работе над учебными проектами, презентациями, созданиями видеороликов, аудиозаписей, например, в программах PowerPoint, ФотоШоуPRO, MovaviVideoEditon и др.
     Интересным опытом применения компьютерных технологий в работе учителя является создание виртуальных экскурсий. Идея раннего включения ребенка в сферу культурной жизни города – одно из основных условий его духовно – нравственного развития. Экскурсия является интересной и активно применяющейся в школьной практике формой культурно-образовательной деятельности. По средствам интерактивной экскурсии с легкостью преодолеваются пространственные и временные рамки, а обучение становится занимательным и доступным. Виртуальная экскурсия – это мультимедийный ряд, включающий фото – и видеоматериалы, тексты, ссылки, элементы квеста (загадки, ребусы, кроссворды и др.) и сопровождающийся аудиозаписью. Тем самым виртуальная прогулка превращает познавательный процесс в увлекательное игровое путешествие.
     Ценность экскурсии значительно возрастает, если она является результатом творческой работы учителя и классного коллектива. Ребятам нравится участвовать в создании экскурсий, разыскивать материал, придумывать видеоряд, озвучивать и монтировать видеофильм. Они всегда имеют возможность проявить свое творчество и узнать что - то новое и интересное о культурной жизни нашей страны и города. Таким образом в арсенале учителя может собраться коллекция видео презентаций и фильмов, связанных с памятными местами нашего города и выдающимися деятелями культуры и искусства Санкт-Петербурга, выполненных непосредственно учениками.
Видео экскурсии и учебные фильмы ГБОУ школы "Тутти" - «Судьба художника в России: Андрей Матвеев «Автопортрет с женой Ириной» (на английском языке), экскурсия - викторина для младших школьников «Волшебный мир сказок: иллюстрации И. Билибина к сказкам А. С. Пушкина», "Неизвестный Левицкий в Русском музее", «Космические места Петербурга», «Вслед за Пушкиным по Литейной части Петербурга», «Литературный Петербург», «Музыка Литейной части Петербурга», «Образовательная прогулка по памятным местам Петербурга, посвященная 800-летию Великого князя Александра Невского», и другие - стали победителями и призерами городских конкурсных программ в номинациях, посвященных мультимедиа программам и использованию компьютерных технологий.
     Например, интересным опытом может являться создание видеоэкскурсии, благодаря которой школьники переносятся в далекие шестидесятые годы и посещают памятные места нашего города, связанные с именем первого российского космонавта Ю. А. Гагарина. Заочная экскурсия "С Гагариным по Ленинграду" посвящена 60 - летию первого полета человека в космос (См. Приложение). Цель проекта: найти достопримечательности Санкт - Петербурга, связанные с жизнью Ю. А. Гагарина, организовать маршрут по данным адресам с использованием интернет - ресурсов, создать видеоэкскурсию, которая позволит школьникам заочно посетить памятные места города, в которых побывал космонавт. Задачи проекта: расширение знаний о достижениях отечественной космонавтики и личности первого космонавта Ю. А. Гагарина; формирование чувства патриотизма, гордости за великие свершения своего Отечества, благодарности прославленному соотечественнику; применение исследовательского навыка и навыка использования современных информационно - коммуникативных технологий в организации заочной экскурсии.
Работа над проектом создания экскурсии начинается с поиска и отбора материала и его тщательного исследования. Источником создания видеоэкскурсии о Ю. А. Гагарине стали кадры кинохронники 1965 года, интервью и воспоминания непосредственных участников встречи с космонавтом в Ленинграде. Участники творческой группы обратились к материалам, находящимися в сети Интернет, что способствовало развитию навыка работы школьников с интернет ресурсами.
      Виртуальная экскурсия представлена в виде презентации со звуковой дорожкой, выполненной в одной из самых доступных компьютерных программ PowerPoint. Исследование состоит из слайдов, в которых творческая группа рассказывает об адресах Петербурга, связанных с именем Ю. А. Гагарина, посредством разнообразного иллюстративного материала. Показ слайдов сопровождается звуковым рядом, т. е. голосом гидов - учеников, которые проводят экскурсию. При работе над созданием видео экскурсии используется программа видеомонтажа Adobe Premiere Pro CC, а запись звука производится на портативный рекордер. Данную звукозаписывающую аппаратуру школа приобрела на грант, полученный от участия в проекте "Мой бюджет в школе". Экскурсия тематически посвящена одному из эпизодов жизни Гагарина: его приезду в июле 1965 года в составе так называемого "звездного десанта" в Ленинград. Но благодаря экскурсии школьники имеют возможность не только виртуально побывать на официальных приемах, но и увидеть этого выдающегося человека в простой обстановке, среди простых ленинградцев, а значит открыть для себя новые грани известной во всем мире личности. В результате совместной работы педагога и обучающихся над проектом ребята могут проявить свой исследовательский интерес к вопросам отечественной космонавтики, жизни Ю. А. Гагарина, к достопримечательностям города, связанным с его именем, а также реализовать свои творческие способности и навыки работы с новыми цифровыми технологиями.
      Таким образом, современный учитель должен активно использовать возможности новых информационных технологий в образовательном процессе. Создание виртуальных экскурсий, как один из видов проектной деятельности обучающихся с использованием цифровых программ, расширяет возможности обучения, способствует приобщению школьников к культурному наследию своего города и страны, делая процесс обучения интересным, качественным и творческим. В конечном счете применение учителем информационно-коммуникационных технологий и приобщение к ним обучающихся позволяет существенно повысить интерес учащихся к учебным предметам, их активность и улучшить качество знаний учеников.

Приложения:

Образовательный проект «Заочная экскурсия «С Гагариным по Ленинграду»

С экскурсией можно также познакомиться по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/wPw1/A4uhR2QAL

                                                                                                                                        Литература

1. Абалуев, Р.Н., Астафьева Н.Г., и др. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч.3. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2012.
2. Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10.
3. Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Дидактические модели проведения уроков с применением Интернет-технологий и мультимедиа средств // Открытое и дистанционное образование. – 2004. – № 3
4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
5. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

Поделиться: