Поиск по сайту

Развитие экологической культуры учащихся с ОВЗ во внеурочной деятельности


Авторcтво: Толмачева Елена Николаевна, ГБОУ школа-интернат № 9 Калининского района Санкт-Петербурга


   «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. А. Сухомлинский

       В решении экологических задач педагоги-экологи образовательных учреждений опираются на следующие принципы экологического образования:
1. Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира.
2. Принцип межпредметных связей, раскрывающей единство и взаимосвязь окружающего мира.
3. Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.
4. Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность.
5. Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
       Многие из этих принципов нельзя полноценно реализовать в рамках урока. Решение задач, стоящих перед учителем и воспитателем в образовательных учреждениях, осуществимо при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы.
       Начав работу в данном направлении, я поставила перед собой цель формирования и воспитания экологически развитой личности, способной использовать экологические принципы в своей деятельности.
Основные положения экологического воспитания
ЦЕЛЬ: формирование экологической культуры школьников.
ЗАДАЧИ:
- усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на
основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;
- понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;
- овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;
- формирование понятия о взаимосвязях в природе;
- развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;
- формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.
При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
- интерес к природе;
- знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;
- чувства эстетические и нравственные;
- позитивная деятельность и поведение в природе;
- мотивы деятельности в природе (гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др.).
Принципы организации экологического воспитания.
1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают как:
а) традиционные; б) инновационные.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в экологических акциях, "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу, походах,);
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с учащимися, родителями, профессионалами-экологами, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала, проведение эко-выставок).
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.
Мероприятия, проводимые с учащимися во внеурочной деятельности:
1. БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Экологические беседы: «Мы - друзья природы», «Жалеть надо уметь», «Удивительное рядом», «Наш друг – лес», «Звери и птицы зимой», «Зеленая аптека», «Где живут наши меньшие братья?», «Как мы помогаем природе?», «Растения под нашей защитой», «О культуре поведения в природе», «Природа - наш дом», «Учитесь доброте», «Птицы - наши друзья», «Природа и искусство».
Турнир-викторина "Охраняемые растения Ленинградской области". Конкурс загадок о природе. Составление и отгадывание ребусов о природе.
Конкурс "Мой маленький друг" (о животных, содержащихся дома и в живых уголках).
Круглый стол "Наш помощник - книга" (знакомство детей с книгами о природе и биологическими журналами).
Проигрывание экологических ситуаций.
Музей природы на столе. "Зоопарк" на столе.
Экологические игры: "Тайны лесной тропинки", "Робинзоны", "Птичья столовая", "Сбор грибов", "По тропе Берендея".
Фестиваль рисованных фильмов "Экомульт".
Экологический КВН.
Виртуальные экскурсии: "Музей природы", "Тропинки, тайны, голоса". Эстафета любимых занятий (уход за растениями, животными, выращивание растений, фотоохота, изготовление поделок из природного материала, сбор марок и открыток о природе и т.п.).
2. БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Участие в школьных выставках "Природа и фантазия".
Конкурсы экологического рисунка и плаката.
Стихи и сочинения о природе.
Выставка "Осенний букет", «Зимние фантазии».
3. БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ.
«Мастерская Самоделкина» (изготовление кормушек, домиков для птиц).
Озеленение класса, школы.
Участие в охране памятников природы (изготовление плакатов, табличек, призывов).
4. БЛОК ТВОРЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов (по произведениям о природе).
Праздники Весны, Лета, Осени, Зимы. Праздник Цветов. Праздник птиц.
       Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни на Земле. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У современного поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно только за счет экологического воспитания, формирования экологической культуры подрастающего поколения, которые должны проводиться педагогами, вооруженными помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность школьника, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека.
       Таким образом, каждое внеклассное мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых качеств, организацию позитивной деятельности школьников в природной среде. Дети учатся видеть красоту в окружающем мире. И хочется надеяться, что работа по формированию экологической культуры школьников станет конечным результатом сохранения и приумножения Природы Земли.

                                                                                                      Литература

1. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
2. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и техно¬логии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волго¬град, 1996.
3. Литвинова Л. С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. Москва 5 за знания. 2005.
4. Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в шко¬ле и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.

Поделиться: